Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 401. Орловский Владимир Донатович (Vladimir Orlovsky) (1842-1914).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Донатович Орловский — замечательный российский и украинский художник-пейзажист, автор многочисленных работ, выполненных в Москве и Санкт-Петербурге для императорской четы Александра III.

Владимир Орловский родился в Киеве в богатой семье киевского помещика. Начальное художественное образование получил у И. М. Сошенко. Обучался в Императорской Академии художеств в классе А. П. Боголюбова. После окончания академии получил большую золотую медаль и право поездки на казенный счет за границу. Работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии.

Принимал участие в деятельности Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, в организации Киевского художественного училища; преподавал в Академии художеств. Владимир Орловский много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии, был популярен наравне с И. К. Айвазовским, в его творчестве видно влияние А. И. Куинджи. Он писал болота, заросшие пруды, луга и нивы, придавая им романтизированный облик, играя со светом. Замечательны и его морские виды.

Рассказ об этом замечательном художнике, оставившим заметный след в истории отечественного искусства, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру. Думаю, что всякая из этих категорий — крайность… Задача художника изображением предметов и эффектов, существующих в природе, — передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива — не более» (В. Д. Орловский).
«В Италии», 1876 год, холст, масло, 38.5 x 63.5 см., Государственная Третьяковская галерея.

Пейзажная живопись второй половины XIX века дала отечественному искусству целое созвездие ярких имен. И. И. Шишкин (1832–1898), М. К. Клодт (1832–1902), А. И. Куинджи (1841–1910), В. Д. Поленов (1844–1927), И. И. Левитан (1860–1900), А. К. Саврасов (1830–1897), Ф. А. Васильев (1850–1873) способствовали созданию в России общепризнанной школы национального пейзажа, всецело отражавшей существовавший в те годы устойчивый интерес к реализму в искусстве. Правда, одновременно с этим существовала и академическая школа, провозглашавшая обязательное соблюдение традиций классицизма с его непременными правилами построения изображения.
«Пруд. Летний вечер», 1890-е годы, холст, масло, 54 x 106 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

В наши дни имена многих прославленных некогда художников, академиков и профессоров Императорской Академии художеств, к сожалению, не на слуху у современных любителей живописи, хотя в свое время они соперничали в популярности со многими передвижниками. О таком, почти забытом ныне художнике, — Владимире Донатовиче Орловском — настоящем корифее русского пейзажа и пойдет сегодня речь. Его творчество — яркий пример живучести академизма, его способности видоизменяться в зависимости от потребностей художественной эпохи. Живопись Владимира Орловского в полной мере заслуживает нашего подробного рассмотрения хотя бы как свидетельство безусловного авторитета реалистического направления в пейзаже той поры…
«Летний пейзаж с дорогой», 1870-е годы, холст, масло, частное собрание.

Владимир Донатович Орловский родился 20 января (1 февраля) 1842 года в Киеве в богатой дворянской семье киевского помещика. Интерес к рисованию проявился в раннем детстве. Владимир окончил 2-ю киевскую гимназию, где получил первоначальные навыки в рисовании под руководством известного украинского художника и педагога Ивана Максимовича Сошенко (1807–1876).
«Дорога», 1881 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

После окончания гимназии, следуя советам Сошенко и с его рекомендательными письмами к Тарасу Григорьевичу Шевченко (1814–1861), Владимир Орловский отправляется в столицу для продолжения своего художественного образования. Срок поступления в Академию художеств к моменту приезда нашего героя в столицу уже прошел, но способный молодой человек понравился Тарасу Григорьевичу, и тот стал давать ему уроки. Однако Орловский очень недолго пользовался советами своего великого соотечественника, так как в том же году Шевченко скоропостижно скончался.
«У запруды», конец 1890-х — начало 1900-х годов, холст, масло, частное собрание.

Буквально за несколько дней до смерти Т. Г. Шевченко успел все же рекомендовать своего ученика М. Ф. Львову — конференц-секретарю Академии художеств. Познакомившись с рисунками Орловского, Львов без экзаменов зачисляет его в Академию, и в 1861 году талантливый юноша начинает обучение в высшем художественном учебном заведении столицы в классе известного русского художника-мариниста, признанного мастера русской батальной марины Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896).
«Вид на Украине», 1883 год, холст, масло, 79 x 170 см., Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.

Учеба в Академии давалась Орловскому легко, он делал большие успехи, а Боголюбов его хвалил и выделял среди сокурсников. За годы учебы Владимир Донатович был удостоен всех существовавших в те годы академических наград: в 1862 году — малой серебряной медали за пейзажи, в 1863 году — большой серебряной медали, в 1866 году — малой золотой медали. Во время учёбы он много ездил по стране, собирая материалы для своих произведений и работая на этюдах.
«Залив», 1878 год, холст, масло, частное собрание.

Летом 1864 и 1865 годов Орловский посещал Крым, работая на этюдах. В 1866 году продолжительное время изучал памятники московской архитектуры. В 1867 году совершил поездку в Киевскую и Таврическую губернии, в 1868 году побывал в Финляндии. В 1868 году за три пейзажа с видами Крыма художник был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу сроком на три года.
«Берег моря у Судака (Крым)», 1865 год, холст, масло, 87 x 140 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1868 году Владимир Орловский покидает Россию и отправляется за счет казны сначала в Швейцарию, а затем в Германию, Италию и Францию, проявив неожиданную для выпускника Российской академии широту взглядов в своих художественных симпатиях. В частности, во Франции Орловского привлекли произведения молодых художников — будущих импрессионистов, которые поразили его «решительной свободой в красках и в письме».
«В Алуште», 1870 год, Приобр. П.М.Третьяковым до 1893 года, холст, масло, 94 x 150 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Он посещает музеи и выставки, знакомится с новыми тенденциями и направлениями в мировом изобразительном искусстве и много и плодотворно работает. В Париже становится завсегдатаем Лувра, знакомясь с мировыми шедеврами. В 1872 году Владимир Орловский возвращается в Петербург, где получает от Совета Академии разрешение на продление срока пенсионерского содержания в России еще на три года.
«Хлеба зреют», 1870 год, холст, масло, частное собрание.

Орловский пишет картины для аристократических салонов Петербурга и Киева, для образцового музея Академии художеств, для загородных дворцов императорской фамилии. Многие из его полотен не доходят даже до выставок, ему неизменно сопутствует успех и материальный достаток. Орловского провозглашают «звездой первой величины наравне с Айвазовским», «»художником, стоящим во главе нового реального направления русской пейзажной живописи».
«Морской пейзаж», 1880-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1874 году за картины «Перед шквалом», «Закат солнца», «Болото», «В степи», «Вечер», «Костёр в поле», «Посев», «Лесной сруб», «Пески» Владимир Донатович Орловский удостаивается звания академика. В 1875 году он совершает поездку в Италию, откуда привозит серию пейзажных картин, посвященных полуострову.
«Костер в поле», 1872 год, холст, масло, Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алма-Ата.

В 1876 году за картины «Сенокос», «Мол в Поццуоли», «Город на берегу моря», «Утро на берегу Неаполитанского залива» и «На море перед грозой» Владимира Орловского утверждают в звании профессора пейзажной живописи, дававшего право вести преподавательскую деятельность.
«Город Поццуоли близ Неаполя», 1876 год, холст, масло, 39 x 65 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Среди его учеников можно упомянуть замечательного русского и советского художника-баталиста Николая Семеновича Самокиша (1860–1944) и прекрасного украинского живописца-пейзажиста, графика, мастера интерьерных композиций Петра Алексеевича Левченко (1856–1917).
«Город на берегу моря», середина 1870-х годов, холст, масло, 35 x 62 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1878 году Владимир Орловский становится членом Совета Санкт-Петербургской Императорской академии художеств. В 1881 году художник предпринял поездку на Кавказ, в 1880-х — 1890-х годах периодически бывал в Крыму. После этого в течение нескольких последующих лет он писал полотна на мотивы, почерпнутые в Тайцах (Петербургской губернии) и Гатчине, наконец, в промежуток 1885–1890 годов занимался живописью преимущественно морских видов, над которыми работал и прежде.
«Посев», 1884 год, холст, масло, 44 x 86 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Пик популярности Орловского приходится на 1880-е годы, когда им создаются почти все его классические произведения: «Жатва» (1880, ГРМ), «Стадо в лесу» (1881, Костромской музей изобразительных искусств), «Туманное утро в лесу» (1882, Кишинев, Национальный музей изобразительного искусства Республики Молдовы), «Летний день» (1884, Ярославский художественный музей).
«Летний день», 1884 год, холст, масло, 73.3 x 111.3 см., Ярославский художественный музей.

Суть его нового реалистического искусства сводилась к замене персонажей и декораций. Вместо итальянских скал и заливов, пиний и кипарисов, античных руин и загорелых пастухов художник изображает в сходной манере мотивы южнорусской природы — зеленые холмы и прозрачные реки, стройные березы, буки и грабы, живописные хутора, оживленные опрятными поселянами. Четко уловив запросы публики, Орловский легко и охотно начинает повторять полюбившиеся заказчикам сюжеты. Особенно нравятся его морские пейзажи с их тревожным, нарочито взволнованным колоритом и загадочным сюжетом («Грозовые тучи над морем», 1883; На берегу моря, 1884; «Унесенный баркас», 1887; «Перед грозой», 1888).
«На берегу моря», 1884 год, холст, масло, 140 x 111 см., Харьковский художественный музей, Украина.

В 1900–1902 годах Орловский живет в Киеве, где принимает самое активное участие в деятельности Киевской рисовальной школы Николая Ивановича Мурашко (1844–1909), в организации Киевского художественного училища, открытого в 1901 году, позже — преподает в Императорской Академии художеств.
«Отдых в степи», 1884 год, холст, масло, 152 x 125 см., Харьковский художественный музей, Украина.

Свою необычайную популярность Орловский умело поддерживал за счет использования таких мощных средств воздействия на зрителя, как яркий светоносный колорит и резкие световые эффекты. Метод работы художника с цветом и светом наиболее очевидно проявился в самой знаменитой его картине «Березовая роща» (1886, Баку, Азербайджанский государственный музей искусств). Написанная спустя семь лет после одноименной картины А. И. Куинджи, «Березовая роща» Орловского еще более обострила декоративный цветовой прием, найденный Куинджи, наложив его на традиционную схему кулисного пейзажа.
«Закат над рекой», 1890 год, холст, масло, частное собрание.

Он писал болота, заросшие пруды, а также луга и нивы, березовые и грабовые леса, придавая им романтизированный облик, играя со светом; но его специальность — преимущественно открытые виды, а не внутренность леса. Орловский очень часто выступает хорошим наблюдателем природы, не лишенным определенных поэтических настроений, а его морские виды замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом.
«Летний пейзаж», 1877 год, холст, масло, частное собрание.

«Унесенный баркас» — одно из лучших, популярных в свое время произведений этого крупного пейзажиста второй половины XIX века. В 1887 году картина экспонировалась на выставке в Академии художеств, неоднократно воспроизводилась в дореволюционной печати, в том числе в издании Ф. И. Булгакова «Альбом русской живописи».
«Унесенный баркас», 1887 год, холст, масло, 116 × 101,5 см., Костромской музей изобразительных искусств.

Орловский много и успешно экспонировал свои произведения. Он был экспонентом в залах Императорской Академии художеств (1868–1888, с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1876–1882), Санкт-Петербургского общества художников (1891–1904), на Всемирных выставках в Филадельфии (1876) и Париже (1878), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882).
«Кисловодск», 1883 год, холст, масло, 126 x 109 см., Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко.

В академическом пейзаже у Владимира Орловского было много подражателей. Прямым последователем художника с уверенностью можно назвать русского и украинского живописца-пейзажиста Сергея Ивановича Васильковского (1854–1917), а популярный маринист Руфин Гаврилович Судковский (1850–1885) успешно соперничал с Орловским, также сочетая однообразную композиционную схему с иллюзионистической передачей воды и камней.
«Вечер. Берег моря», 1874 год, холст, масло, 60 x 85 см., Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого.

Слава и популярность Владимира Орловского оказались очень недолговечными. Вкусы поменялись, и живопись мастера перестала интересовать покупателей. Художник покинул Россию.
«На водопой», 1910-е годы, холст, масло, частное собрание.

Конец жизни Владимир Донатович Орловский провел в Италии, где он жил с 1909 года и где 16 марта 1914 года в возрасте 72 лет скончался в местечке Нерви. Хоронить мастера-пейзажиста привезли на родину в Киев.
«Рыбаки (Мотив Петербургского побережья)», 1877 год, холст, масло, 63 x 100 см., Национальный художественный музей Украины, Киев.

В 1916 году в Москве состоялась мемориальная выставка Орловского (совместно с Николаем Корнильевичем Пимоненко (1862–1912)).
«Сенокос», 1878 год, Этюд к картине «На покосе» (1878), холст, масло, 32 x 58 см., Национальный художественный музей Украины, Киев.

Сегодня произведения Орловского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Государственном музее украинского изобразительного искусства в Киеве и других.
«Косари», 1878 год, холст, масло, 57 x 107 см., Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.

По прошествии нескольких десятков лет после своей смерти художник был фактически забыт на родине, и сегодня его полотна, покупавшиеся современниками живописца за большие деньги, находятся лишь в запасниках многих музеев. Так случилось, что лишь историки искусства сегодня вспоминают, что при жизни Орловский пользовался репутацией универсального пейзажиста, «превосходящего других художников удивительным знанием природы, мощным и гармоничным колоритом, свободным движением кисти».
«Село», 1879 год, холст, масло, 37 x 60 см., Национальный художественный музей Украины, Киев.

Эта публикация — еще одна попытка восстановить историческую справедливость и вновь открыть современным любителям живописи имя этого замечательного художника. Удалось ли нам это сделать — судить Вам…
«Купание коней», 1910 год, холст, масло, Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Свердловская обл.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Орловский Владимир Донатович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
2. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2. С. 144–145.
3. Celebrating Suprematism. Russian History and Culture. Ed. by Christina Lodder. Leiden: Brill, 2019. P. 246.
4. Стили в искусстве. Энциклопедический словарь / под ред. В. Г. Власова. Т. III. СПб., 1997. С. 124.
5. Русская живопись XVIII — начала XX в. СПб., 2001. С. 188.
6. Коновалов Э. Г. Новый полный биографический словарь русских художников. М., 2008. С. 372.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».