Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 400. Кузнецов Павел Варфоломеевич (Pavel Kuznetsov) (1878-1968).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Павел Варфоломеевич Кузнецов — замечательный российский художник, один из самых интересных живописцев первой половины ХХ века.

Павел Кузнецов родился в Саратове. 13-летним юношей пришел в Студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где учился вместе с будущим скульптором Александром Матвеевым и где состоялась встреча с Виктором Борисовым-Мусатовым, определившая дальнейший путь Кузнецова. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества учился у Абрама Архипова, а позже у Коровина и Серова.

По приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии, и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего салона (пожизненно). Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».

Павел Кузнецов преподавал во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе, в Московском институте изобразительных искусств и в других институтах. В 1937 году за панно «Жизнь колхоза» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

Рассказ об этом замечательном художнике удивительной творческой судьбы, принадлежащем к числу наиболее значительных представителей символизма в русской живописи, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Творчество Павла Варфоломеевича Кузнецова постепенно уходит в историю, что совсем не означает утрату к нему интереса со стороны наших современников. Увеличивающаяся историческая дистанция, наоборот, такой интерес всячески стимулирует, заставляя по-новому его оценивать. Уникальность этого человека состоит в том, что природа наделила его блестящим живописным даром и неиссякаемой энергией души, а чувство восторга перед жизнью не покидало его до глубокой старости, сделав искусство для него формой существования.
«Продавец птиц», 1909 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 5 ноября 1878 года в Саратове в семье иконописца. Отец будущего художника Варфоломей Фёдорович Кузнецов владел живописной мастерской и занимался росписью храмов, писал царские портреты и церковные образа по заказу различных государственных учреждений. Мать Павла Евдокия Илларионовна была образованной женщиной, прекрасно вышивала, любила живопись и музыку. Павел с детства был окружен заботой бабушки Марины и деда Иллариона, живя в их доме с рождения.
На фото ниже можно увидеть Павла на руках у деда.

С раннего детства Павел пропадал в мастерской отца. Там все было волнующе и очень интересно. И то, как обрабатывались деревянные доски, и как натягивались холсты на подрамники, и как разводились и смешивались различные краски. Вдыхая острые и терпкие запахи масла и дерева, юноша получал и первые навыки своей будущей профессии. У Варфоломея Фёдоровича никогда не было недостатка в заказах на написание и реставрирование икон, и работа в мастерской всегда кипела. Поэтому, когда у маленького Павла появился интерес к рисованию, это никого не удивило, а наоборот, даже обрадовало, и в первую очередь, маму.
«Стрижка овец», 1912 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Евдокия Илларионовна, у которой Павел был любимцем, поскольку очень походил на нее и внешне, и душевным складом, очень любила музыку и живопись и всячески поддерживала интерес всех трех своих сыновей (у Павла было еще два брата — Михаил и Виктор) к искусству. Одно время на семейном совете даже предполагалось, что Павел посвятит себя музыке, и в детстве его обучали игре на скрипке, но, к счастью для нас, судьбе угодно было распорядиться по-другому…
«Спящая в кошаре», 1911 год, холст, масло, частное собрание.

Именно Евдокия Илларионовна привела в первый раз своих сыновей в незадолго до этого открытый в Саратове художественный музей имени А. Н. Радищева — один из наиболее значительных художественных музеев тех лет в России. На его коллекциях воспитался вкус нескольких поколений саратовских живописцев. Музей был открыт в 1885 году и являлся первым общедоступным художественным музеем в Российской империи. Основой экспозиции выступали дары художника А. П. Боголюбова (1824–1896), внука А. Н. Радищева (1749–1802).
«В степи. Мираж», 1911 год, холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов.

Павел вместе с братьями впервые познакомился тогда с работами Карла Брюллова (1799–1852), Александра Иванова (1806–1858), Ильи Репина (1844–1930), Василия Поленова (1844–1927). Увидели они и работы «малых голландцев», а также полотна Жана Антуана Ватто (1684–1721), Жана-Оноре Фрагонара (1732–1806), Жана-Батиста Камиля Коро (1796–1875), отличное собрание пейзажей барбизонцев, великолепные французские гобелены. Благодаря открытию музея, в 1887 году в Саратове было организовано Саратовское общества любителей изящных искусств и Студия живописи и рисования при нем.
«Дорога в Алупку», 1926 год, холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов.

Именно сюда в 1891 году и поступает наш герой. В первой половине девяностых годов студия превратилась в серьезную профессиональную рисовальную школу в Саратове с сильным преподавательским составом. Сам Кузнецов, неоднократно рассказывая впоследствии о годах своего учения в студии Общества, всегда с удовольствием вспоминал царившую в нем праздничную атмосферу искусства. Нельзя не упомянуть здесь и преподавателей студии: классного художника 3-й степени Василия Васильевича Коновалова (1863–1908) и российского художника и педагога итальянского происхождения Гектора Павловича Баракки (1852–1916), вложивших немало сил в формирование Павла Кузнецова — живописца.
«В степи» 1910-е годы, холст, масло, 98 х 102 см., Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов.

В стенах студии состоялась и исключительно важная в жизни Павла Кузнецова встреча с земляком Виктором Эльпидифоровичем Борисовым-Мусатовым (1870–1905). Знакомство с этим удивительным художником и человеком оказало сильное благотворное влияние не только на молодого художника, но и на всю саратовскую художественную молодежь того времени: сверстников и друзей Павла Кузнецова — художника-символиста Петра Уткина (1877–1934), будущего советского живописца, графика и педагога Алексея Карева (1879–1942), будущего советского ваятеля, искусствоведа, мастера и педагога Александра Матвеева (1878–1960) и будущего советского живописца, графика, теоретика искусства Кузьму Петрова-Водкина (1878–1939).
«Гадальщица», Вторая половина 1910-х годов, холст, масло, 71,5 х 71,5 см., Из собрания И.М.Эрзаха.

В 1896 году Павел Кузнецов успешно оканчивает Студию живописи и рисования и, следуя советам преподавателей, отправляется в Москву для дальнейшего обучения. Он блестяще выдерживает вступительные экзамены и в 1897 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами в училище становятся замечательный русский художник-живописец, передвижник Абрам Ефимович Архипов (1862–1930), выдающийся русский живописец, театральный художник Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) и замечательный русский живописец и график, мастер портрета Валентин Александрович Серов (1865–1911).
«Балкон», 1917-1918 годы, холст, масло, 134 х 103 см., Астраханская государственная картинная галерея.

Учился Кузнецов прекрасно, выделяясь не только яркостью таланта, но и подлинной страстью к работе. В эти годы Кузнецов находился под обаянием живописного артистизма К. А. Коровина; не менее глубоким для него было и дисциплинирующее воздействие В. А. Серова. Педагоги отмечали большое природное дарование своего ученика, нередко выделяя его среди однокурсников за упорство и трудолюбие, а также за умение решать самые сложные художественные задачи. Художественный дар сочетался в Кузнецове с удивительной и неиссякаемой энергией души, в конце концов, выразившимися в его поразительном творческом долголетии. Во время учебы вокруг Кузнецова формируется устойчивый круг друзей и единомышленников, которым позже будет суждено сформировать известное художественное объединение «Голубая роза».
«Натюрморт с хрусталём», 1919 год, холст, масло, 98 х 71 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1902 году происходит сближение Павла Кузнецова с замечательным русским поэтом, прозаиком и драматургом Валерием Яковлевичем Брюсовым (1873–1924) и символистами, что приводит к тесному сотрудничеству с изданиями символистского толка: журналами «Искусство» и «Золотое руно». В этом же году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным расписывают церковь Казанской Божьей Матери в Саратове, однако вольное обхождение с церковными канонами приводит к печальным последствиям — взрыву общественного мнения и полному уничтожению исполненных росписей.
«Скала над рекой», 1923 год, бумага, акварель, цветной карандаш, 42 х 32 см., Собрание В.Дудакова и М.Кашуро.

В 1904 году Павел Кузнецов успешно заканчивает МУЖВЗ. К этому времени вполне определяется его символистская ориентация, и он становится одним из организаторов выставки «Алая роза» в Саратове. При этом Кузнецов принимает деятельное участие в устройстве художественного объединения «Голубая роза», расцвет которого приходится на время русской революции 1905–1907 годов, а окончательное формирование происходит после одноименной выставки в 1907 году.
«Восточный город Бухара», 1912 год, холст, масло, 103 Х 80 см., частное собрание.

В 1906 году Павел Кузнецов по приглашению Сергея Дягилева посещает французскую столицу. На выставке русского искусства в рамках Осеннего салона грандиозный успех имеют его картины «Голубой фонтан», «Утро», «Любовь матери». Это приводит к избранию Павла Кузнецова членом Парижского Осеннего салона (пожизненно). Такой чести удостоились не многие русские художники. В Париже на Кузнецова огромное впечатление произвело искусство импрессионистов и постимпрессионистов, и в первую очередь Поля Гогена (1848–1903).
«Голубой фонтан», 1905 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Период 1909–1914 годов Кузнецов проводит в киргизских степях, у кочевников, по несколько месяцев проникаясь их образом жизни и принимая их своей родственной, «скифской» душой… Киргизские степи, расположенные вблизи родины живописца — Саратова, стали для Павла Кузнецова такой же землей обетованной, как для знаменитого француза Поля Гогена далекий остров Таити. Здесь в нетронутую цивилизацией первозданную природу органически вписывалась простая и естественная жизнь человека.
«Гадание», 1912 год, холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов.

В 1912–1913 годах художник проехал по городам Средней Азии, жил в Бухаре, Самарканде, предгорьях Памира. В 1920-е годы исследование Востока продолжилось уже в Закавказье и Крыму. Восточная тема становится главной для всей его творческой жизни.
«Натюрморт с тарелкой, чашкой и кувшином», середина 1910-х годов, холст, масло, 90 х 90.7 см., частное собрание.

Одной из важных особенностей того времени была активная работа ведущих русских художников в театре. Умение Кузнецова передать особый дух Востока оценил известный театральный режиссер Александр Яковлевич Таиров. Он пригласил художника оформить драму древнеиндийского классического поэта Калидасы «Сакунтала», поставленную в Камерном театре в 1914 году и имевшую большой успех.
«Эскиз мужского костюма к пьесе Калидаса «Шакунтала», 1914 год, Картон, акварель, графитный карандаш,
47,5 х 24 см, Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина, Москва.

В 1918 году в жизни Павла Кузнецова происходит важное событие — он женится. Его избранницей становится художница Елена Михайловна Бебутова. Ее парадные, интимные, театрализованные портреты разных лет стали самыми удачными произведениями этого жанра в творчестве художника.
«Портрет Елены Михайловны Бебутовой», 1922 год, холст, масло, 134 х 97 см., Государственная Третьяковская галерея.

Елена Михайловна Бебутова (1892–1970) — дочь крупного инженера-путейца, внучка известного генерала Василия Осиповича Бебутова, героя Кавказских походов и Крымской войны (1853–1856). Елена Михайловна получила европейское образование, прекрасно знала традиции русского и армянского искусства, сама была талантливой художницей. Супруги прожили вместе счастливые пятьдесят лет.
«В степи», 1912 год, холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов.

Октябрьскую революцию Кузнецов встречает с большим воодушевлением. В этот период он работает с огромным энтузиазмом, принимая участие в оформлении революционных празднеств, ведя педагогическую работу, занимаясь решением различных художественно-организационных проблем.
«Портрет коллекционера Казимиры Басевич», 1959 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1923 году по командировке Наркомпроса Павел Кузнецов посещает с персональной выставкой Париж. В 1920–1930-е годы основными темами полотен художника становятся трудовые сюжеты «от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая».
«Цветы и овощи», вторая половина 1940-х годов, холст, масло, 110 х 134.5 см., частное собрание.

Павел Кузнецов активно занимался педагогической деятельностью. В 1917–1937 и 1945–1948 годах он преподавал во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе, Московском институте изобразительных искусств и других институтах. Последние годы жизни Павел Кузнецов не переставал активно работать, в основном в жанре пейзажа и натюрморта. Часть этих работ находится в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева.
«Натюрморт с цветами и фруктами», 1930 год, холст, масло, частное собрание.

Павел Варфоломеевич Кузнецов скончался 21 февраля 1968 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище столицы.
«Из альбома «Горная Бухара» — «Лия-Баш», 1923 год, цветная литография 40,8 х 29,8 см., Самарский областной художественный музей.

В 1974 году с большим успехом прошла персональная выставка работ Павла Кузнецова в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева. Для нее было отреставрировано 36 полотен художника.
«У водоёма (Девушка с кувшином)», 1920 год, холст, масло, 105 х 86 см., Из собрания Б.А. и Э.И.Денисовых

Сегодня произведения Павла Варфоломеевича Кузнецова украшают экспозиции ведущих музейных собраний нашей страны, в том числе Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, а также многочисленных частных коллекций у нас в стране и за рубежом. В начале 1970-х годов официальные наследники Павла Варфоломеевича Кузнецова и Елены Михайловны Бебутовой передали в дар музею имени А. Н. Радищева свыше четырехсот живописных полотен художника.
«Кибитки», Вторая половина 1910-х годов, холст, масло, 95 х 95 см, Астраханская государственная картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кузнецов П. Туркестан. 1-я серия рисунков Павла Кузнецова со вступительной статьей художника. М.: Государственное издательство ГУ, 1923. [14 листов автолитографий.]
2. Павел Кузнецов. Автолитографии в красках. Горная Бухара. М.: Государственное издательство, 1923.
3. Выставка картин заслуженного деятеля искусства проф. живописи Павла Кузнецова. Вступ. статья А. Луначарского. М.: Изд-во Государственной Третьяковской галереи, 1929.
4. Ромм А. Г. П. В. Кузнецов. М., 1960.
5. Алпатов М. В. П. В. Кузнецов. М., 1972.
6. Эфрос А. Юбилейный эпилог. П. Кузнецов М.: Русское искусство, 1923. № 2–3.
7. Кузнецов Павел Варфоломеевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 томах] / под ред. А. М. Прохорова. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
8. http://cultobzor.ru/2015/07/pavel-kuznetsov-gallery/pkuznetsov-87/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.