Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 399. Левченко Пётр Алексеевич (Peter Levchenko) (1856-1917).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Пётр Алексеевич Левченко — известный украинский живописец-пейзажист, график, мастер интерьерных композиций.

Пётр Левченко родился в 1856 году в Харькове в богатой купеческой семье. Первые художественные навыки получил во Второй харьковской гимназии у Д. И. Безперчего. В середине 1870-х годов занимался в мастерской Е. Е. Шрейдера в Харькове. С 1878 по 1883 год был вольным слушателем Императорской Академии художеств, где учился у М. Клодта, П. Чистякова, В. Орловского.

В 1895 году Пётр Левченко посетил Париж, где познакомился с работами французских импрессионистов, что имело влияние на его дальнейшее творчество. Преподавал в Харьковской рисовальной школе М. Раневской-Ивановой. В 1899 году стал одним из основателей Харьковского общества изящных искусств. В своем творчестве был близок к передвижникам. Мастер небольшой лирической пейзажной картины, передающей поэзию украинской природы. Один из зачинателей жанра интерьерной живописи на Украине.

Рассказ об этом замечательном художнике, непризнанном и забытом при жизни, творчество которого отличается глубокой задушевностью и лиризмом, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Это же музыка красок, сонеты любви к природе» (Павло Тычина, украинский поэт).
«Берег моря. Неаполь», XIX век, холст, масло, 48.5 × 23 см., частное собрание.

Пётр Алексеевич Левченко родился 29 июня 1856 года в Харькове в богатой купеческой семье владельца местной канатной фабрики. Родители Петра были люди образованные, но далекие от искусства. К увлечению сына рисованием, которое проявилось во время его учебы в местной городской гимназии, отнеслись без особого энтузиазма, как к очередной юношеской блажи, «пройдет время — перерастет». Могли ли они тогда предполагать, что это увлечение действительно перерастет, но только в дело всей жизни их сына…
«Водяная мельница (укр. Водний млин)», 1910-е годы, холст, масло, частное собрание.

Как бы то ни было, но большую роль в начальном художественном образовании Петра Левченко сыграл известный в те годы в Харькове российский и украинский художник академического направления и педагог, мастер жанровой живописи Дмитрий Иванович Безперчий (1825–1913), преподававший рисование во Второй харьковской гимназии и всеми силами старавшийся привить своим ученикам любовь к прекрасному.
«Улочка в Путивле», 1880 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Дмитрий Иванович сразу оценил большое природное дарование своего ученика, выделял его среди одноклассников и, не жалея личного времени, много с ним занимался. В 1873 году пришел и первый успех, когда на петербургской выставке ученических работ одна из картин Петра Левченко была удостоена серебряной медали.
«Пейзаж», 1882 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания гимназии, благодаря рекомендательному письму Безперчего, Пётр Левченко продолжил обучение в известной в Харькове частной художественной студии Егора Егоровича Шрейдера (1844–1922), модного и популярного харьковского художника тех лет. В студии Шрейдера учились в те годы многие известные впоследствии художники: Г. Верейский, К. Истомин, О. Делла-Вос-Кардовская и другие.
«Каменный поток», 1902 год, холст, масло, 20,7 х 32,5 см., частное собрание.

В 1878 году, твердо решив связать свою жизнь с искусством, вопреки воле отца, видевшего в сыне своего наследника и продолжателя семейного торгового дела, Пётр Левченко отправляется в столицу для продолжения обучения в Императорской Академии художеств. Начиная с 1878 и по 1883 год Левченко является вольным слушателем Академии, все время отдавая учебе.
«Хата у реки», 1900 год, холст, масло, частное собрание.

Его педагогами в Академии были замечательный русский художник-пейзажист второй половины XIX века Михаил Константинович Клодт (1832–1902), известный русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств Павел Петрович Чистяков (1832–1919), российский и украинский художник-пейзажист, ученик А. П. Боголюбова, автор многочисленных работ, выполненных в Москве и Санкт-Петербурге для императорской четы Александра III, академик Императорской Академии художеств Владимир Донатович Орловский (1842–1914).
«Дворик», 1904 год, холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев.

Пётр Левченко обучался в академии в течение пяти лет. Ему нравился сам процесс обучения, требовательные преподаватели хвалили его, и если бы не болезнь, он успешно закончил бы это учебное заведение и, возможно, даже удостоился бы права пенсионерской поездки за границу, но, как мы знаем, история не знает сослагательного наклонения, и в 1883 году наш герой вынужден был прервать свое обучение и покинуть хмурый и промозглый Петербург, возвратившись в родной Харьков.
«Подсолнухи», 1898 год, холст, масло, частное собрание.

В 1895 году Левченко отправляется в Париж и несколько лет живет во французской столице, знакомясь с новыми течениями в мировом искусстве. В этой связи стоит отметить, что знакомство с работами французских импрессионистов очень повлияло на все его дальнейшее творчество. После возвращения художник жил в основном в своем родном Харькове и преподавал в Харьковской городской школе рисования и живописи М. Раневской-Ивановой. Был одним из основателей и постоянным членом Харьковского товарищества искусства, экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок.
«Парижская улица», 1900-е годы, холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев.

Творчество Петра Алексеевича Левченко всегда отличалось глубокой задушевностью и лиризмом, поражая необычайным вниманием к неповторимым тонкостям украинской природы, ее атмосферным явлениям. Именно это, по мнению исследователей творчества художника, становится определяющим в поисках соответствующего композиционного, цветового и тонального решения его картин. Он был также и хорошим рисовальщиком.
«Старая хата», 1900 год, холст, масло, Сумской областной художественный музей им. Никанора Онацького.

Полотна Петра Левченко всегда узнаваемы. Легкие, полупрозрачные краски, сквозь которые часто проглядывает фактура полотна, передают ощущение утренней прохлады, ранней дымки, полуденного зноя, разнообразия зелени или влажного и свежего воздуха. Художник любил показывать в своих произведениях нищенские, убогие условия жизни деревни дореволюционной поры, бедные окраины и окрестности провинциальных городов.
«Поздняя осень. Глухомань», 1906 год, холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев.

Пётр Алексеевич Левченко был одним из зачинателей жанра интерьерной композиции на Украине. В работах этого направления художник изображал уютные уголки дома, его обстановку, детали быта, его работы, исполнены любовным чувством их хозяев, окутаны элегической поэзией их существования.
«В Пашенном», картон, масло, 14,3 х 17,3 см., Национальный художественный музей Украины, Киев.

Это уголки комнат с красными, зелеными, белыми, радужными лампами, креслами, письменными столами. Среди них — интерьеры с изображением жены художника Матильды за работой, с книгой, за роялем. Они по-настоящему живописны, виртуозно написаны, некоторые из них Левченко удавалось углубить до уровня значительных художественных образов.
«Интерьер с креслом», холст, масло, 81 х 68 см., Сумской художественный музей им. Н. Онацкого.

Творческая манера многих работ последнего периода жизни художника близка к стилистике модерна. Фактурная поверхность картин этого времени становится матовой, со сдержанной цветовой гаммой, лишенной внешнего блеска.
«Старый дом. Зима», холст на картоне, масло, 24 х 36 см., Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого.

Наиболее известны его произведения «Октябрьские сумерки», «Зима», «Речка Лугань», «Село над рекой», «Фонтан у Золотых ворот. Киев», «На Харьковщине», «Пейзаж с рекой» и многие другие.
«На Харьковщине», 1900 год, холст, масло, 45.5 × 30 см., Харьковский художественный музей.

Замечательны также его пейзажи «Глухомань», «Вечер. Сльота», «На Харьковщине» — программные работы Левченко конца ХІХ — начала XX века, наиболее зрелого этапа его творчества. Картина «Глухомань» появилась в 1903 году на передвижной выставке. Автор долго работал над сюжетом, сделал много этюдов и вариантов. В этой работе Левченко показал себя великим колористом. Он создал образ украинской зимы, избегая резких цветовых сочетаний, при этом привлекая внимание богатством еле уловимых оттенков неба, снега, стен домов, долины, В целом этот пейзаж вызывает ощущение полной гармонии.
«Глухомань», 1903 год, холст, масло, 36.5 × 24.5 см., частное собрание.

В период с 1886 по 1904 год Пётр Левченко был участником почти всех художественных передвижных выставок Товарищества южнороссийских художников, Товарищества киевских художников, Московского общества любителей художеств (1890–1913, с перерывами), Товарищества художников «Миньон» (1905), Московского товарищества художников (1906, 1912).
«Хата, освещённая солнцем», 1904 год, картон, масло, 20 x 27,5 см., частное собрание.

В последние годы жизни художник исполнил большое количество рисунков на тональной бумаге с вкраплениями белых или красных гуашевых плоскостей. Нельзя не отметить, что Левченко всегда был виртуозным мастером рисунка. Он одинаково мастерски владел как карандашом, так и углем, которыми его руки творили настоящие чудеса, создавая лини то звонкие, то бархатные, и облик то нежный и трепещущий, то резкий и чеканный. В творчестве художника, как правило, преобладал рисунок черным контуром, реже он пользовался градациями тонов и пастелью.
«Уголок двора», Бумага, уголь, 34 х 42 см., Харьковский художественный музей.

Пётр Алексеевич Левченко скончался 14 января 1917 года в возрасте шестидесяти лет в Харькове, где и был похоронен. К большому сожалению, при жизни творчество не принесло художнику ни славы, ни богатства. Он умер в бедности, всеми забытый.
«Задворки Софийского собора. Киев», холст, масло, 41,5 х 53,5 см., Национальный художественный музей Украины, Киев.

Как это часто бывает, только после его смерти в 1919 году была организована выставка произведений мастера, где было представлено свыше семисот полотен, которые раскрыли удивительную поэзию чувственной и тонкой натуры художника. Позже его персональные выставки с большим успехом прошли в 1929, 1939, 1956, 1986 годах в Харькове, в 1956 году — в Киеве.
«София Киевская», дерево, масло. 31 х 23,5 см., частное собрание.

Вклад Петра Алексеевича Левченко в развитие украинского изобразительного искусства трудно переоценить. Ему удивительным образом удалось объединить в своих работах реализм и чувственный импрессионизм, столь непохожие и столь не совместимые на первый взгляд.
«Праздничный стол (укр. Святковий стіл)», 1890~1900 годы, холст, масло, частное собрание.

Сегодня полотна Петра Алексеевича Левченко хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном музее украинского изобразительного искусства в Киеве, Харьковском художественном музее, в частных коллекциях ценителей живописи из многих стран.
«В уездном городке», 1902 год, холст, масло, 29 х 40 см., Картинная галерея Ивановского областного краеведческого музея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Безхутрый Н. Н. Очерк жизни и творчества П. Левченко (укр. Безхутрий М. М. Нарис життя і творчості П. Левченка) //Левченко П. Альбом. К.: «Мистецтво», 1984.
2. Информация о выставке работ Петра Левченко в Харьковском художественном музее.
3. Ігор Шаров, Анатолій Толстоухов. Художники України: 100 видатних імен. — К.: АртЕк, 2007. – C. 214.
4. Дюженко Ю. Петро Олексійович Левченко. К., 1958.
5. Левченко П. Альбом. К.: «Мистецтво», 1984.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».