Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 398. Леблан Михаил Варфоломеевич (Michael LeBlanc) (1875-1940).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Варфоломеевич Леблан — известный русский художник и педагог, выпускник Академии Гранд-Шомьер, а также студии Анри Матисса в Париже.

Михаил Леблан родился в 1875 году в Орле в семье, далекой от искусства. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. А. Коровина, Л. О. Пастернака, А. М. Васнецова, в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Занимался в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в мастерской И. Е. Репина.

Леблан жил в Москве. Писал пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины. Был экспонентом многих международный выставок и выставок русского искусства за рубежом, в том числе Всемирной выставки в Сент-Луисе (1903), первой русской художественной выставки в галерее Ван-Димена в Берлине (1922), XIV международной выставки искусств в Венеции (1924), художественно-кустарной выставки СССР в Нью-Йорке (1929).
Начиная с 1913 года преподавал в собственной школе-студии в Москве, среди его учеников В. Ф. Степанова, Ф. С. Богородский, А. А. Поманский.

Рассказ об этом замечательном художнике, внесшем значительный вклад в историю отечественного искусства и незаслуженно забытом в наши дни, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Михаил Варфоломеевич Леблан родился 28 сентября 1875 года в городе Орёл в богатой купеческой семье. Родители мальчика были далеки от искусства вообще и от живописи в частности, и тем удивительнее было для них увлечение сына рисованием, проявившееся в раннем детстве. Тем не менее, увлечению этому они, к счастью, препятствовать не стали, а, наоборот, приняли решение всячески его развивать.
«Букет на солнце», 1937 год, холст, масло, 72,5 х 89 см., частное собрание.

В местной гимназии, куда Михаила отдали учиться, когда пришло время, учителя отмечали природное дарование мальчика. Они посоветовали родителям обратить внимание на его художественное образование, и в 1892 году Михаил Леблан начал обучение в первом художественном учебном заведении в Орле — Рисовальной школе Петра Ивановича Сычёва, открытой в городе незадолго до этого, в 1889 году.
«Букет сирени», 1920-е — 1930-е годы, холст, масло, 72 х 100 см., частное собрание.

Занятия в школе, куда принимались талантливые выходцы из самых разных городских слоев, проводились по разработанной в Императорской Академии художеств программе, и попасть в это учебное заведение считалось большой удачей. Школа просуществовала до 1904 года, и среди ее выпускников было немало известных живописцев. Михаил Леблан успешно окончил школу в 1893 году и по совету наставников, имея в кармане рекомендательные письма, на следующий год отправился в Москву для продолжения художественного образования в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
«Вечерний пейзаж», 1920-е годы, картон, масло, 27,3 х 42 см., частное собрание.

Успешно пройдя вступительное испытание, Михаил Леблан начал долгий путь своего обучения в этом втором по значимости художественном учебном заведении в Российской империи. Дом Юшкова на углу Мясницкой и Боброва переулка на долгие четырнадцать лет стал альма-матер для талантливого студента. В интересное время проходила учеба Леблана в МУЖВЗ — время, которое впоследствии назовут временем перемен.
«Натюрморт», 1935 год, холст, масло, 65 Х 82,5 см., частное собрание.

В 1896 году училище было преобразовано в высшее учебное заведение с общеобразовательным, архитектурным и художественным отделениями. Курс обучения длился восемь лет для живописцев и скульпторов и десять лет — для архитекторов. С 1896 по 1917 год директором Московского училища живописи, ваяния и зодчества был князь Алексей Евгеньевич Львов. Стоит отметить, что повезло нашему герою и с преподавателями.
«Весна», 1937 год, холст, масло, 55,5 х 84,3 см., частное собрание.

Его педагогами в училище были известный русский живописец-жанрист и график, педагог Сергей Алексеевич Коровин (1858–1908), русский живописец и график Леонид Осипович Пастернак (1862–1945), русский художник-живописец, передвижник Абрам Ефимович Архипов (1862–1930), замечательный русский живописец и график Алексей Степанович Степанов (1858–1923) и известный русский художник-жанрист Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933). Леблан последовательно занимался в мастерских известного русского живописца и графика, признанного мастера портрета Валентина Александровича Серова (1865–1911) и выдающегося русского живописца, театрального художника и педагога Константина Алексеевича Коровина (1861–1939).
«Уборка хлеба», 1932 год, холст, масло, частное собрание.

Михаилу Леблану легко давалась учебная программа, педагоги его хвалили, отмечая природное дарование и большое, поистине фантастическое трудолюбие упорного студента. Особенно ценил его Константин Коровин, выделяя среди своих студентов и нередко ставя в пример. В 1907 году Михаил Леблан успешно заканчивает МУЖВЗ и переезжает в столицу, где некоторое время занимается в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в мастерской Ильи Ефимовича Репина, однако, разочаровавшись в педагогических методах обучения великого мастера, покидает Санкт-Петербург.
«Уголок на Пресне», 1920-е годы, картон, масло, 47 × 38,5 см., частное собрание.

Путь его лежит в Париж, на Монпарнас, в VI городской округ, где на улице Гранд Шомьер, 14 (14 rue de la Grande Chaumière) располагалась знаменитая в те годы Академия де ла Гранд Шомьер, основанная в 1904 году испанским художником Клаудио Кастелучо и швейцарской художницей Мартой Штеттлер. Начиная с 1909 года академия возглавлялась самой Мартой Штеттлер, ее подругой Алисой Данненберг и французским художником Люсьеном Симоном. Как и другие частные художественные академии того времени, Гранд-Шомьер противопоставляла себя академическим учебным заведениям и культивировала дух свободного творчества.
«У мельницы», 1932 год, холст, масло, частное собрание.

Сюда в 1910 году и поступает Михаил Леблан, сразу окунувшись в водоворот насыщенной парижской жизни и жадно вбирая в себя все новые течения французского и мирового искусства. Преподавателями в академии были известный французский художник и писатель Жак-Эмиль Бланш (1861–1942), знаменитый французский скульптор, ученик Огюста Родена (1840–1917) Эмиль Антуан Бурдель (1861–1929), популярный в те годы испанский художник и скульптор Клаудио кастелучо Диана (1870–1921) и выдающийся французский живописец, педагог, представитель академизма Гюстав Клод Этьен Куртуа (1852–1923).
«Осенний парк», 1912 год, холст, масло, частное собрание.

В Париже было еще одно здание, настойчиво привлекавшее внимание Леблана, располагавшееся на углу улицы Рю де Вавилон и бульвара Инвалидов. Здесь в здании бывшего монастыря располагалась Академия Анри Эмиля Бенуа Матисса (1869–1954), основанная великим французским художником и скульптором, лидером течения фовистов, по совету и при поддержке Майкла, Сары, Гертруды и Лео Стайнов, Ганса Пуррмана, Мардж и Оскара Моллов и других меценатов. В ней сам Матисс преподавал с января 1908 по 1911 год. За это время в академии получили образование сто студентов из числа соотечественников художника и иностранцев, в числе которых был и Леблан.
«Дом у озера», 1912 год, масло на картоне, частное собрание.

Обучение в Академии Матисса, в отличие от Академии де ла Гранд Шомьер, носило некоммерческий характер. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования, на которую Матисс обращал особое вынимание.
«Архитектурный пейзаж», 1910-е годы, картон, гуашь, графитный карандаш, частное собрание.

В 1912 году Михаил Леблан возвращается в Россию и поселяется в Москве. С успехом работает в различных художественных жанрах. Пишет пейзажи, натюрморты, портреты, картины жанрового содержания. Его картины пользуются спросом, и у него нет отбоя от многочисленных заказов. В 1913 году Михаил Варфоломеевич организует собственную школу-студию в Москве, которая пользуется большой популярностью среди начинающих художников. Учениками Михаила Леблана были В. Ф. Степанова, Ф. С. Богородский, А. А. Поманский и другие.
«Домики в деревне», 1914 год, холст, масло, 26 × 34,9 см., частное собрание.

Он много экспонирует свои произведения на различных художественных выставках Товарищества передвижных художественных выставок, объединений «Мир искусства», «Бубновый валет» «Жар-цвет» (1925, 1928, 1929). Он член объединения «Союз русских художников» (с 1910 года), член-учредитель обществ «Свободное искусство» (1912 год, постоянный член выставочного комитета), «Объединенное искусство» (ОБИС, 1925).
«Свободное искусство» — московское художественное объединение, существовавшее с 1912 по 1922 год и основанное художниками, по идеологическим причинам покинувшими объединение «Свободное творчество». Основной своей задачей участники объединения считали популяризацию интереса к современному искусству всех видов. Для достижения своей цели деятели «Свободного искусства» регулярно проводили крупные художественные выставки, всегда носящие одинаковое название «Современная живопись».
«Портрет жены, певицы Большого театра Нины Мосоловой (псевдоним Миллер)», 1930-е годы, холст, масло, 120 × 90 см., частное собрание.

Михаил Леблан участвовал в 4-й государственной выставке картин (1919), 9-й выставке «Современная живопись» (1922), 1-й передвижной выставке живописи и графики (1929), выставке «Искусство третьего, решающего, года пятилетки» (1931) в Москве, 3-й выставке картин (1919) в Рязани, 1-й государственной выставке искусства и науки (1920) в Казани, юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде, Москве (1932–1934) и других.
«Натюрморт с красной розой», 1920-е годы, картон, масло, частное собрание.

Леблан был экспонентом и многих международный выставок, и выставок русского искусства за рубежом, в том числе Всемирной выставки в Сент-Луисе (1903), первой русской художественной выставки в галерее Ван-Димена в Берлине (1922), XIV международной выставки искусств в Венеции (1924), художественно-кустарной выставки СССР в Нью-Йорке (1929).
«Красная крыша», 1930 год, холст, масло, 50 х 54 см., частное собрание.

Михаил Варфоломеевич Леблан скончался от скоротечной пневмонии осенью 1940 года в Москве, где и был похоронен.
«Вид на Кремль», 1930 год, холст, масло, частное собрание.

Сегодня произведения художника украшают экспозиции многих музейных собраний нашей страны, в том числе в Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, а также многочисленных частных коллекций у нас в стране и за рубежом.
«Букет сирени», 1935 год, холст, масло, 82,6 х 107 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. https://artinvestment.ru/auctions/14870/biography.html
2. https://rus-gal.ru/artists/leblan-m-v/
3. https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D0%BB/116/…
4. https://egorovs.art/artist376
5.https://artnow.ru/hudozhnik-Leblan-Mihail-9305.html

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».