Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 397. Кузнецов Владимир Александрович (Vladimir Kuznetsov) (1874-1960).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Александрович Кузнецов — известный русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Владимир Кузнецов родился в небольшом поселке Мшинская Санкт-Петербургской губернии в семье служащего. С детства увлекался рисованием. Посещал вечерние рисовальные курсы Общества поощрения художеств. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств (1901–1909) в мастерской В. Е. Маковского. В 1909 году за картину «Канун» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу.

Владимир Кузнецов преподавал в художественных студиях и школах Нижнего Тагила и Верхней Салды (1919–1921), художественно-промышленном техникуме при ленинградском ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (1921–1929). В конце 1920-х — начале 1930-х годов предпринял ряд творческих командировок на Урал. В 1953 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Рассказ об этом интересном человеке и замечательном художнике, внесшем значительный вклад в историю отечественного искусства, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Владимир Александрович Кузнецов родился 5 сентября 1874 года на станции Мшинской в то время Варшавской железной дороги, в 109 километрах от Санкт-Петербурга, в семье служащего. Мама будущего художника, датчанка по происхождению, была культурной и образованной женщиной. Отец мальчика служил помощником начальника станции на железной дороге. Когда Владимиру было пять лет, скоропостижно скончалась его мать, а двумя месяцами позже отца мальчика перевели в столицу, где Владимира определили в закрытое коммерческое училище, закончить которое ему так и не удалось из-за смерти отца в 1889 году. Позже он сдал экзамены экстерном при Санкт-Петербургской гимназии Императорского Человеколюбивого общества (Дома воспитания бедных детей) — среднего учебного заведение Российской империи, располагавшегося в столице.
«На свежем воздухе», 1920 год, Картон, масло, 22 х 24 см., частное собрание.

Увлеченность рисованием у Владимира появилась в детстве, все его учебники и тетради были заполнены рисунками: шаржами и портретами друзей, педагогов, батальными сценками. Возможно, именно поэтому его успехи в других областях были весьма средними. Со смертью отца Владимир остался круглым сиротой и шел ему в то время всего лишь пятнадцатый год. Для юноши началась тяжелая бездомная скитальческая жизнь с каждодневным поиском средств к существованию. В поисках возможности заработать на кусок хлеба, он брался за любую работу, забыв на это время о своем детском увлечении. Не до того было…
«Автопортрет», 1899 год, холст, масло, 27 х 23,5 см., частное собрание.

И вот однажды Владимиру по-настоящему повезло. Он встретил на улице своего старого знакомого и узнал, что тот вечерами посещает школу общественного поощрения художеств. Эта встреча имела решающее для нашего героя значение, и осенью 1898 года, когда ему было уже 24 года, он поступил в школу. Владимир быстро прошел начальный и головной классы и к концу года был переведен в фигурный класс. Повезло Кузнецову и с педагогами. Преподавателями в школе в то время были известный русский художник-пейзажист Алексей Александрович Писемский (1859–1913), русский художник-жанрист и график Алексей Федорович Афанасьев (1850–1920), известный русский художник польского происхождения Ян Францевич Ционглинский и замечательный русский художник, иллюстратор Василий Иванович Навозов (1862–1919).
«С работы», 1923 год, холст, масло, 134 × 195 см., частное собрание.

В 1900-м, последнем году своего пребывания в школе, Владимир Кузнецов вместе с несколькими своими товарищами по обучению отправляется в творческую командировку на Волгу, результатом которой стало большое количество привезенных этюдов, некоторые из которых позднее послужили основой его прекрасных картин.
Осенью 1901 года Владимир Кузнецов поступает в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств. Экзамен он выдержал блестяще, получив первый номер из 180 человек, поступавших в тот год на первый курс. После окончания общих классов, Владимир по примеру друзей записывается в мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1844–1930), однако вскоре, разочаровавшись в его педагогических методах обучения, переходит в мастерскую замечательного русского художника-передвижника, живописца, графика и педагога Владимира Егоровича Маковского (1846–1920). Выбор Кузнецова был не случаен, а продиктован, в первую очередь, пробудившимся у него интересом к бытовому жанру.
«Русская красавица», 1919 год, холст, масло 82 X 58,5 см., частное собрание.

Весной 1902 года один из профессоров Академии художеств — известный в те годы живописец-жанрист Иван Иванович Творожников (1848–1919) рекомендует студента Кузнецова историческому живописцу Константину Николаевичу Зимину (1848–1919) в качестве толкового помощника для росписи стен в церкви Нижне-Салдинского завода на Урале. Рекомендации принимаются, и уже летом 1902 года Владимир Александрович Кузнецов оказывается в Нижней Салде в качестве старшего группы художников для росписи церкви Александра Невского. Стоит отметить, что и в дальнейшем профессора академии неоднократно приглашали талантливого студента на работу по стенной росписи, в том числе по росписи собора в Софии.
«Пейзаж», 1902 год, холст, масло, частное собрание.

Кропотливая работа в Нижней Салде помогла Кузнецову глубже изучить основы монументальной живописи и — самое главное — близко познакомиться с деревянным зодчеством этих заповедных мест, предметами народного быта и суровыми лицами жителей Урала, которыми он заполнил свои многочисленные альбомы.
Изучение быта старообрядцев сыграло ключевую роль и в его личной жизни. В 1903 году Николай Александрович поселился в доме старообрядцев Рамильцевых и позднее женился на дочери главы большой старообрядческой семьи. С этих пор начались частые поездки художника из Петербурга на Урал, где жила его семья — жена и дети: сын Борис, родившийся в 1904 году, и дочь Галина, появившаяся на свет годом позже. В 1904 году в одну из поездок на Урал в Нижне-Салдинском заводе художник пишет небольшую жанровую картину «Дедушка и внучек», которая была продана на выставке в Академии художеств. Это было первое выступление живописца с законченной картиной. Оно положило начало его постоянной деятельности художника.
«В крестьянском наряде», 1904 год, холст, масло, частное собрание.

С этого времени Владимир Александрович надолго связал свою жизнь с Нижней Салдой. Каждое лето период учебы он проводил в этом уральском городе и много работал. Его привлекала природа Урала, жизнь и быт местного населения.
«Уральская крестьянка», 1906 год, холст, масло, частное собрание.

В 1909 году Владимир Кузнецов заканчивает Императорскую Академию художеств. Его дипломная работа «Канун» (поминальная молитва старообрядцев), изображавшая группу женщин на старообрядческом кладбище, удостаивается большой золотой медали и приносит автору звание художника первой степени, чин Х класса и право быть посланным за границу в Италию по программе пенсионерства. Впоследствии полотно экспонировалось на международной выставке в Риме в 1911 году и было отмечено золотой медалью. В наши дни полотно украшает экспозицию Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Около пяти лет провел художник в Риме и Венеции и по возвращении вновь приехал в Нижнюю Салду за новыми сюжетами по полюбившейся теме.
«Канун», 1909 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея.

На весенней выставке в Императорской Академии художеств 1910 года Кузнецов представляет на суд зрителей свое новое полотно «Крестный ход» (из жизни старообрядцев-беспоповцев). Картина «Крестный ход старообрядцев» родилась в воображении мастера под впечатлением Нижнесалдинского крестного хода, свидетелем которого он оказался. Эта картина также получила первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художников, в результате чего Кузнецову предоставили еще одну пенсионерскую поездку в Рим. Это произведение обратило на себя внимание, вызвав многочисленные отзывы в печати и побывав на многих заграничных выставках.
«Крестный ход», 1910 год, (из жизни старообрядцев-беспоповцев).

В 1912 году Кузнецов экспонирует еще одно свое знаковое полотно — картину «Весна», основанную на мифологическом сюжете возвращения Адониса к Венере. Картина была представлена на Академической весенней выставке и получила первую премию в 1912 году и первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств, принеся автору право на третью зарубежную поездку по программе пенсионерства. Полотно вызвало неоднозначную реакцию в мире художников и откровенное неприятие со стороны художников реалистического направления.
«Весна», 1912 год, холст, масло, Государственный музей истории религии.

В 1912 году Кузнецов становится членом общества имени Куинджи и в 1915 году пишет свое знаменитое полотно «Заседание членов общества Куинджи», на котором он изобразил членов общества и себя самого. В 1914 году благодаря протекции своего учителя В. Е. Маковского Кузнецов получает очень важный и почетный заказ написать портрет императора Николая II. Портрет был выполнен в строгой академической манере и получил одобрение государя-императора.
«Император Николай II» 1914 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

В 1917 году на выставке в Академии художеств Кузнецов представляет свою картину «Божьи люди» (из быта старообрядцев), знаменующую возврат художника к прежним темам и на прежние позиции в искусстве. В этой и других картинах на сюжеты из жизни старообрядцев ему позировали родственники, помогали соседи. В этом же году картина была представлена на выставке общества имени Куинджи и получила хорошие отклики. (Картина хранится в Русском музее в Петербурге). Октябрьскую революцию Кузнецов встретил спокойно и с пониманием. В Нижней Салде пережил он революционные бури, правление колчаковской администрации, а в период установления советской власти пошел работать в школу преподавателем рисования и черчения. Лишь в 1921 году Кузнецова можно было вновь встретить в Петрограде, где он преподавал живопись в Художественно-промышленном техникуме при ленинградском ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (1921–1929). Его картины начинают приобретать популярность. Лучшие его работы поступают в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и многие другие картинные галереи страны.
«Божьи люди», 1917 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1922 году Владимир Александрович становится членом АХРР (Ассоциации художников революционной России), приняв революцию и укрепившись на позициях реализма. Он активно участвует во всех выставках АХРР и пишет картины на революционные темы, а также портреты простых людей. В 1929 году возвращается в общество имени Куинджи и в дальнейшем участвует во всех выставках этого общества начиная с 1930 года. Он также участвовал в 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923), юбилейной выставке изобразительных искусств (1927), общегородской выставке изобразительных искусств (1930), выставках «Художники РСФСР за XV лет» (1932–1933) в Петрограде (Ленинграде), «Красная Армия» (1923) в Москве, передвижной выставке советского искусства в Японии (1926–1927) и других.
«Февральские дни в Петрограде», 1934 год, холст, масло, Государственный музей Революции СССР, Москва. Из подборки «Город трёх революций».

В 1931 году Владимир Александрович начинает работу над серией картин под общим названием «Город трех революций»: «За власть Советов» (1935), «Штаб Октября» (1936), «Взятие Зимнего дворца» (1939). Им было исполнено множество вариантов этих картин, которые хранятся в различных музеях России. Это были большие заказные работы. Сам он этих событий не видел и изображал то, что от него требовали. Многие поколения советских людей воспитывались на этих картинах, они были репродуцированы во многих учебниках. В 1937 году Правительственная комиссия выбрала именно картину «Штаб Октября» на Всемирную выставку в Париже, где она получила большую золотую медаль. Картина «Взятие Зимнего дворца» экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. В советском павильоне для нее было отведено специальное место.
«Штурм Зимнего дворца». 1939 год, холст, масло, Государственный музей Революции СССР, Москва. Из подборки «Город трёх революций».

В конце 1930-х годов Кузнецов покупает дом в Черкассах и уезжает жить и работать в Украину. Годы войны Кузнецов провел в эвакуации в городе Белорецке (Южный Урал). Он рвался на фронт, но почтенный возраст стал непреодолимым препятствием на его пути в действующую армию. После прорыва блокады Ленинграда в 1944 году он вернулся в город на Неве. В послевоенные годы писал в основном портреты известных людей и авторские копии своих известных картин.
«В гости собралась», 1906 год, холст, масло, частное собрание.

В 1953 году за заслуги в области советского изобразительного искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля Владимир Александрович Кузнецов был удостоен высокого звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
«Крестьянская девочка», 1904 год, холст, масло, частное собрание.

В 1959 году душевное и физическое здоровье художника резко пошатнулось, и сын увез его на Урал в Верхнюю Салду, где Владимир Александрович Кузнецов скончался 29 октября 1960 года. Похоронен на старом кладбище Верхней Салды. Работы художника украшают экспозиции многих художественных музеев нашей страны, в том числе Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея истории религии, а также многочисленные частные собрания.
«Пушкин и няня», 1948 год, холст, масло, Всероссийский музей А.С.Пушкина, С-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Бродский И. А. Творчество В. А. Кузнецова. Предисловие к книге В. А. Кузнецов «Путь художника». М.–Л.: Гос. Изд-во «Искусство», 1952.
2. Кузнецов В. А. Путь художника. М.–Л.: Гос. Изд-во «Искусство», 1952. 75 с.
3. Телемаков В. С. Возрождение красоты. Л.: Лениздат, 1972. 143 с.
4. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2. 454 с.
5. Журавлев О. Он жил и творил в Салде / О. Журавлев, И. Лучникова // Квант. 2000. 26 окт.
6. Владимир Александрович Кузнецов // Верхняя Салда. Екатеринбург, 1998.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».