Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 395. Крайнёв Василий Васильевич (Vasily Kraynev) (1879-1955).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Васильевич Крайнёв — известный русский художник и педагог, один из учредителей Общества художников московской школы (1917).

Василий Крайнёв родился в далеком селе Ключищи Симбирской губернии в семье, далекой от искусства. Окончил Казанскую художественную школу, а позже Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Ученик Абрама Архипова, Аполлинария Васнецова и Константина Коровина. Преподавал графику в Казанской женской гимназии и рисунок в изостудии Центросоюза и промкооперации. В 1925–1941 годах регулярно ездил в творческие командировки на Север — в Архангельск, Карелию, Мурманскую область на Кольский полуостров. В 1934 году совместно с Борисом Иогансоном выполнил в Крыму диораму «Переход через Сиваш».

В конце 1940-х годов в результате тяжелого заболевания Василий Крайнёв оказался практически полностью парализованным и прикованным к постели, тем не менее занятия живописью не бросил — писал картины по памяти. Творчество художника представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского и других.

Мужественный человек несгибаемой воли и замечательный художник, рассказ о котором продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«В отечественном изобразительном искусстве Василий Васильевич Крайнёв известен прежде всего как художник-пейзажист, мастер северного пейзажа, сумевший в своих произведениях чувственно и правдиво раскрыть особые черты, присущие суровой природе Заполярья. В его скромных на вид произведениях много убедительной правды и суровой красоты, заставляющей зрителя внимательно вглядываться в его картины и запоминать их» (Борисова В. К., искусствовед).
«Крым», 1950 год, холст, масло, 45 х 75.3 см., частное собрание.

Василий Васильевич Крайнёв родился 31 декабря 1879 года в небольшом селе Ключищи, расположенном на живописном берегу реки Волги, в простой рабочей семье.
Все детские годы провел на берегах великой русской реки, где в месяцы летней навигации еще мальчуганом покорял бескрайние речные просторы на буксирах и пароходиках, где его отец служил кочегаром в машинном отделении, а длинными зимними месяцами жил с отцом в местах зимней стоянки судов.
Рисовать начал в детстве, обучаясь в начальном городском училище. Делал заметные успехи в этой области, получая благосклонные отзывы со стороны учителей и рассчитывая продолжить свое обучение, однако в двенадцатилетнем возрасте вынужден был начать самостоятельную трудовую жизнь.
«Поход Семёна Дежнева», 1952 год, холст на картоне, масло, частное собрание.

1891 год выдался голодным для России. Страх и вполне реальная угроза надвигающегося голода, охватившего тогда фактически все малоимущее население царской России, вынудили отца Василия Крайнёва отпустить мальчика в люди на хозяйские харчи. Отец отвез его в Рыбинск и отдал в ученье к хозяину местного каретного заведения. Обучаясь кузнечно-каретному ремеслу вместе с другими такими же, как и он мальчишками из окрестных сел, Василий сполна хлебнул тяжелой и бесправной ученической доли.
Впоследствии, нередко вспоминая эти годы своей биографии, Василий Крайнёв сравнивал свою жизнь в ученичестве с тяжелой жизнью ребятишек, изображенных замечательным художником Василием Григорьевичем Перовым (1833–1882) на его знаменитом полотне «Тройка».
«Скалистый берег», 1930 год, холст на картоне, масло, Государственное бюджетное учреждение культуры “Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан”.

В 1895 году покинув хозяина каретного заведения, у которого он несколько лет был в учениках, Крайнёв начинает работать самостоятельно: летом, как и его отец, кочегаром на небольших речных судах, зимой, когда навигация на реке замирала, — кузнецом. Работа была тяжелой, а нередко и просто изнуряющей, но даже она была не в состоянии погасить желание молодого человека продолжать учиться, ибо запас знаний, полученных в начальном училище, не мог удовлетворить пытливые запросы его ума.
В 1899 году Василий Крайнёв попадает в Казань. Он ищет любую возможность заработать, не отказывается ни от какой работы и переезжает с верховьев Волги в этот богатый город с большими купеческими традициями. Он сразу устраивается простым рабочим в порту, и начинает учиться, посещая воскресные классы при Казанской художественной школе. Прошло много лет с тех пор, как он пробовал свои силы в рисовании, но тяга к прекрасному не угасла, а старое детское увлечение вновь напомнило о себе.
«Перед штормом», 1930-е годы, холст на картоне, Новосибирский государственный художественный музей.

Здесь же, в Казани, происходит и первое знакомство будущего художника с произведениями искусства. Молодой человек попадает на выставку картин, написанных воспитанниками художественной школы. Увиденное сыграло свою роль в выборе Василием Крайнёвым дальнейшего жизненного пути. Сильное желание учиться живописи и по-настоящему овладеть профессиональным мастерством художника помогает ему успешно преодолевать все трудности и невзгоды. Без отрыва от работы он усиленно занимается рисунком, готовясь к поступлению в художественную школу. Через год, успешно сдав вступительный экзамен, Василий Крайнёв поступает в Казанское художественное училище.
Педагоги в училище были очень благосклонны к своему новому ученику, отмечая его несомненное природное дарование и исключительное трудолюбие. Василий Крайнёв начинает получать стипендию, которая серьезно поддерживает его во время учебы, позволяя не отвлекаться на ежедневный поиск средств к существованию и, наконец, встать на путь, ведущий к осуществлению его заветной мечты — стать профессиональным художником.
«Хибины. Река Лопарка», 1936 год, холст на картоне, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

Занимаясь в Казанской художественной школе, Крайнёв смог приобрести там прочные основы художественной грамоты. Состав преподавателей художественной школы был достаточно сильный в те годы, и дело воспитания будущих художников стояло на большой высоте. Помимо общеобразовательных классов там были еще и научные классы, в которых преподавали не только историю искусств, но и анатомию, перспективу, методику рисования, перспективное черчение и теорию теней. Начав с элементарного рисования, ученик переходил в класс гипсовых голов, за которым шло рисование гипсовых фигур, после чего уже начиналась работа над натурой. После освоения обязательных для всех дисциплин воспитанник переходил в специальные классы, выбирая живопись или скульптуру, архитектуру или гравирование.
«На Дону», 1932 год, холст на картоне, масло, 23 х 45 см., частное собрание.

Учеников, окончивших Казанскую художественную школу, по испытаниям принимали в старшие классы Императорской Академии художеств или Московского училища живописи ваяния и зодчества. Успешно окончившие школу получали право преподавать черчение и рисование в средних учебных заведениях. Многое из того, что было получено Крайнёвым в этой школе, легло впоследствии в основу его практических занятий по черчению с заводской молодежью.
«Мурманский берег», 1930-е годы, холст на картоне, масло, частное собрание.

В 1908 году Василий Крайнёв успешно оканчивает Казанскую художественную школу и выходит оттуда настолько подготовленным, что без труда выдерживает экзамен в натурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами в Училище становятся замечательный художник-живописец, передвижник Абрам Ефимович Архипов (1862–1930) и известный живописец и график Леонид Осипович Пастернак (1862–1945).
«У причала», 1950 год, холст, масло, частное собрание.

Позже Крайнёв переходит в художественную мастерскую известного русского художника-живописца Аполлинария Михайловича Васнецова, являвшегося руководителем пейзажного класса. Маститый наставник очень тепло относился к своему ученику, жадно тянувшемуся к знаниям и стремившегося стать продолжателем лучших традиций идейного реалистического искусства. За годы учебы Василий Васильевич Крайнёв трижды удостаивается денежных премий — имени Третьякова в 1912 году и имени Левитана в 1913 и 1915 годах.
«Рыбацкое становище (Мурманская область)», 1930-е годы, холст на картоне, масло, частное собрание.

В 1915 году Василий Васильевич Крайнёв с отличием оканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За картину «Зима», представленную при окончании, ему было присвоено звание художника живописи и присуждена премия имени Левитана. Пейзаж, написанный на натуре, изображал запущенный старый парк. В 1917 году Крайнёв был приглашен к участию на выставке Товарищества московских художников.
«Северная ночь», 1930-е годы, холст на картоне, масло, частное собрание.

Не оставляя занятий живописью, Крайнёв начинает учительствовать в средней школе. Педагогическая работа становится его второй профессией. В мастерской художника от этого времени сохранилось много небольших городских пейзажей, написанных горячо, смело и с большой экспрессией. Каждое лето художник любил уезжать в Саввинскую слободу под Звенигород, и там безраздельно отдаваться занятиям живописью. Он пишет этюды, с которыми будет впоследствии выступать и на 47-й и 48-й передвижных выставках, организованных в 1922 и 1923 годах, и пейзажи с низкими бревенчатыми избами и с маленькими сарайчиками под соломенной кровлей, на окраине.
«Погрузка апатитов», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1923 году Василий Васильевич совершает творческую командировку на Дон, а в период 1925–1941 годов регулярно ездит в творческие командировки на Север — в Архангельск, Карелию, на Кольский полуостров, выполняет циклы этюдов «Поездки на север».
Природа Заполярья прочно входит в круг творческих интересов художника. Поездки на север повторяются много и много раз, вплоть до начала войны.
«Карелия. Белая ночь», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1924 году Василий Васильевич Крайнёв вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Он сознательно входит в число художников молодой Советской республики, готовых своим искусством служить трудовому народу, он старается идти в ногу с товарищами, стремится работать над наиболее актуальными жизненными темами советской действительности.
С начала 1930-х годов Василий Васильевич Крайнёв — преподаватель изостудии Центросоюза и промкооперации.
В 1932 году Крайнёв в составе бригады художников напряженно трудится на Чусовском заводе на Урале. В 1934 году совместно с Борисом Иогансоном работает в Крыму над созданием диорамы «Переход через Сиваш». В 1937–1938 годах посещает с творческими командировками Приазовье.
Диорама Б. Иогансона и В. Крайнёва «Переход через Сиваш».

Начало войны застает Василия Крайнёва на севере среди моряков Северного флота. Великая Отечественная война снова вызвала у художника интерес к батальной живописи, к темам, связанным боевыми действиями Советской Армии. В 1942 году он написал большую картину «Красная Армия в лесах Карелии», используя в ее композиции так хорошо знакомый ему северный пейзаж. Она не изображает самих боевых действий армии, но зато выразительно показывает те природные условия, в которых велась война на Карельском фронте. Из числа других батальных картин, написанных Крайнёвым в годы войны, особенно обращает на себя внимание картина, посвященная обороне Севастополя.
«Мурман. Екатериненская гавань», 1930-е годы, холст на картоне, масло, частное собрание.

Василий Крайнёв работал в разных художественных жанрах, но наибольшую известность получил благодаря своим работам в жанре маринистки и пейзажа. Он является автором тематический картин: «Платьемоечная фабрика», «Фабзайчики в обеденный перерыв», «За шитьем», «За стиркой»; пейзажей: «Горное озеро в сумрачный день», «Становище. Александровск», «Тундра», «Карелия», «На Дону», «Гавань Полярное», «Мурманский берег», «Северная ночь», «Перед штормом» и других.
«Карелия», 1930-е годы, холст на картоне, масло, частное собрание.

Василий Васильевич Крайнёв — участник многочисленных художественных выставок с 1911 года. Он был членом и экспонентом Московского общества любителей художеств (1915), Московского товарищества художников (1917), общества художников «Московский салон» (1917–1918), ТПХВ (1922–1923), Общества художников московской школы (1923–1924), АХРР — АХР (1924–1929), а также ряда выставок за рубежом: выставки АХР в Кельне (1929), советского искусства в Кенигсберге (1932), Всемирных выставок в Нью-Йорке (1939) и Брюсселе (1958).
«Северный край», 1928 год, холст, масло, частное собрание.

Василий Васильевич Крайнёв скончался 9 сентября 1955 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище.

Работы художника сегодня украшают собрания Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русского музея, Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского, Саратовского, Севастопольского, Челябинского художественных музеев, и многочисленных частных коллекций у нас в стране и за рубежом.
«Анапа», 1929 год, холст на фанере, масло, 29 х 37 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Мальцева Ф. С. В. В. Крайнёв. М., 1958.
2. Кауфман Р.С. Василий Васильевич Крайнёв Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1989.
3. https://baza.vgdru.com/1/17192/
4. https://regnum.ru/news/cultura/2779489.html
5. Василий Васильевич Крайнёв. Альбом. Советский художник, 1950.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».