Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 394. Коровин Сергей Алексеевич (Sergey Korovin) (1858-1908).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Сергей Алексеевич Коровин — известный русский художник жанровой живописи и график, старший брат Константина Алексеевича Коровина.

В истории отечественного изобразительного искусства было два замечательных живописца, два родных брата, которые одновременно учились и окончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в Москве. Однако их творчество и мировоззрение были совсем разными, впрочем, как и они сами были диаметрально противоположными и по характеру, и по судьбе. Оба брата считались самыми одаренными учениками на курсе, однако, по словам С. Д. Милорадовича: «Для Сергея искусство было целью жизни, а для Константина — средством».

Сергей Коровин родился в Москве, в зажиточной купеческой семье старообрядцев. Учился в МУЖВЗ у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова. С училищем связал и всю свою дальнейшую судьбу. В своем творчестве Сергей шел по стопам передвижников, а сюжеты его полотен были назидательны и нравоучительны.

Был преподавателем от Бога, умея заряжать учеников своей восторженностью и вдохновением. Всегда был полон планов и творческих замыслов, однако нужда и тяжелая болезнь помешали их осуществлению.

Художник удивительной и трагической судьбы, рассказ о котором продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Впрочем, правы те, кто утверждает, что Сергею Коровину было что сказать, но не хватало живописной силы, а Константину нечего было сказать, но таланта у него было на троих» (А. Я. Головин).
Сергей Алексеевич Коровин родился 7 (19) августа 1858 года в Москве в зажиточной купеческой семье старообрядцев. Родители будущего живописца были творческими людьми, всячески стремившимися привить детям любовь к прекрасному. Отец Сергея Алексей Михайлович увлекался литературой, а мама отдавала предпочтение музыке и рисованию. Они и в детях своих, а у Сергея был еще младший брат Константин, поощряли всякое стремление к творчеству и самовыражению.
«К Троице», 1902 год, холст, масло, 75.5 x 90.5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Достоверно известно, что Алексей Михайлович Коровин унаследовал звание купца 1-й гильдии от своего деда Михаила Емельяновича. О матери Аполлинарии Волковой говорили, что она обладала музыкальным талантом, но абсолютно не умела вести хозяйство. Константин Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки — зиму, море, — такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все — и Каменев, и Прянишников. Но мне больше нравилось, как рисовала мать».
Ранние годы Сергея Коровина прошли в светлом и просторном доме, расположенном в центре столицы, где собиралась российская творческая элита тех лет.
«Плачущий мальчик», 1880-е годы, холст на оргалите, масло, 50 х 40 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В гостеприимном доме Коровиных частыми гостями были замечательный русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств Илларион Михайлович Прянишников (1840–1894) и известный русский художник, признанный мастер пейзажной живописи Лев Львович Каменев (1833–1886), много времени посвящавшие талантливым отпрыскам своих друзей, так что творческая судьба Сергея и Константина была предопределена с детства. Благодаря гостям мальчики влюбились в искусство и решили стать художниками.
«В присутственном месте», 1900 год, холст, масло, частная коллекция.

Отдавая дань природной одаренности мальчиков, знаменитые посетители дома Коровиных в один голос советовали их родителям отдать детей учиться живописи, и эти планы не нарушило даже неожиданное разорение отца семейства, приведшее к серьезному ухудшению материального положения семьи. Не обращая внимания на финансовые трудности, в 1876 году Сергей Коровин поступает учиться живописи в Московское училище живописи ваяния и зодчества. Одним из испытаний при поступлении в училище был экзамен по рисунку, подготовку к которому дома для будущих студентов (а Константин тоже был среди поступавших в училище) организовал Илларион Прянишников при содействии матери мальчиков.
«На манёврах», 1883 год, холст, масло, частное собрание.

Педагогами Сергея Коровина во время его обучения в МУЖВЗ были выдающийся русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897), Илларион Михайлович Прянишников (1840–1894) и замечательный русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Василий Григорьевич Перов (1833–1882), к творчеству которого Сергей прикипел всей душой, занимаясь в его натурном классе.
«Зима», 1893 год, холст, масло, 23 × 33 см., частное собрание.

Следуя советам своих наставников и вдохновленный произведениями Ильи Репина и Василия Сурикова, молодой художник сумел быстро определиться с творческим направлением и начал работать в жанре, характерном для художников-передвижников. Учеба в училище очень нравилась Сергею, они с братом считались самыми одаренными студентами на курсе, однако во время учебы семья Коровиных уже жила в большой нужде и братьям, чтобы хоть как-то свести концы с концами, приходилось подрабатывать уроками рисования.
«Крестьянин с рыжей бородой в картузе», 1890-е годы, холст на картоне, масло, 54 х 36,9 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Любимой темой Сергея Коровина, фактически ставшей основной в его творчестве на протяжении жизни, стала тема русского крестьянства и деревенского быта. Часто уезжая за город во время каникул, художник с сочувствием и грустью наблюдал за жизнью простого крестьянства после отмены крепостного права в России. Под впечатлением увиденного Коровин пишет в 1885 году свою знаковую работу «Перед наказанием», подвергшуюся жестокой критике коллег по цеху из-за устаревшего сюжета.
«Волга у Нижнего Новгорода», 1885 год, холст, масло, частное собрание.

В 1886 году Сергей Коровин успешно оканчивает МУЖВЗ. После окончания училища дороги братьев разошлись. Выбор направления жанра в живописи во многом предопределил их судьбу. Как впоследствии сказал С. Д. Милорадович: «Для Сергея искусство было целью жизни, а для Константина — средством».
С родным Московским училищем живописи ваяния и зодчества Сергей Коровин связал всю свою дальнейшую судьбу. Получив диплом, он стал преподавателем в училище, и проработал в нем до самой смерти.
«Жницы», 1892 год, холст, масло, 124 х 89 см., частное собрание.

В конце 1880-х годов Сергей Коровин начал участвовать в выставках художников-передвижников, демонстрируя публике картины с социальными сюжетами, среди которых самыми запоминающимися были «Радуга», «Нищие на церковной паперти», «Балаган», «В казарме. Экзамен» и «Солдаты в деревне». Последняя из названных работ положила начало серии, посвященной тяжелой участи русских военных, которую живописец завершил в 1885 году произведением «Солдаты у колодца».
«В казарме. Экзамен», 1883 год, холст, масло, 44,2 х 55,4 см., Нижнетагильский Муниципальный Музей Изобразительных Искусств.

В своем творчестве Сергей Коровин, словно выполняя наказы своих педагогов, шел по стопам передвижников. Сюжеты его полотен часто были назидательны и нравоучительны, что не могло не вызывать многочисленной критики и неприятия со стороны официальных властей, но это мало трогало талантливого живописца, потому как образцом для подражания у него был Василий Перов.
«В приёмной училища», 1883 год, холст на картоне, масло, 66 х 41 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Как только начинались каникулы в училище, Сергей Коровин, остро чувствуя потребность в собственном творчестве, сразу уезжал в Подмосковье, где с головой окунался в крестьянскую жизнь и крестьянский быт. «Многочисленные холсты и листы бумаги покрывались этюдами характерных голов, фигур, деревенских изб, сараев, телег, улиц. А возвратившись осенью в свою мастерскую, художник на основе своих впечатлений и этюдного материала создавал картины», — вспоминал события тех лет его брат Константин.
Сергей Алексеевич пользовался большим и заслуженным уважением у своих учеников и коллег по училищу. По утверждениям его современников, преподавателем он был от Бога, умея находить нужный подход к своим ученикам и обладая удивительной способностью выходить из официального тона учителя и заражать учеников своей восторженностью и вдохновением.
«В волостном правлении», 1884 год, холст, масло, Государственный музей Революции СССР.

Сергей Алексеевич открывал в своих произведениях новые грани тяжкой крестьянской жизни и проникал в эту среду глубже многих других своих современников, изображая самые мрачные стороны бытия русского крестьянства. Он создавал свои полотна, пропитанные сочувствием к простому народу.
В 1893 году Сергей Коровин создает одно из своих наиболее масштабных произведений, посвященных деревне, — «На миру», позже приобретенное Павлом Третьяковым для своей коллекции. Полотно воссоздает сцену крестьянской сходки. В образах героев — бедняка и кулака — художник воплотил собственное видение социальных проблем, возникших в реформированной деревне, и изобразил новое классовое противостояние членов сельскохозяйственной общины.
«На миру», 1893 год, холст, масло, 170 х 150 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Во второй половине 1890-х годов в творчестве художника начала проявляться утонченность и лиризм, он начал широко обращаться к пейзажу. Если ранее Коровин тщательно отрабатывал в своих картинах все детали, то теперь в его произведениях появляется настроение, а манера письма приобретает этюдность.
Этюд к картине «Мирская сходка», холст, масло, Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина.

В начале 1900-х годов Сергей Алексеевич расстается с любимыми деревенскими образами и приступает к выполнению крупного заказа для столичного исторического музея. Художнику было поручено воссоздать на холсте события Куликовской битвы, и он с большим интересом начинает собирать материал и создавать эскизы будущего монументального произведения. Судьбе, однако, было угодно распорядиться по-своему. Когда основная часть подготовительной работы была закончена, у Сергея Алексеевича неожиданно возникли проблемы со здоровьем. Сил реализовать планы и замыслы уже не осталось, и последние годы жизни живописец отдал небольшим работам, наиболее известными из которых стали «Похороны крестьянина» и «Рождество».
«Рождество», 1907 год, холст, масло, частное собрание.

В конце жизни Сергей Алексеевич Коровин был сильно истощен физически и морально. Напряженный ритм работы и тяжелое финансовое положение семьи подорвали здоровье художника и заставили его отказаться от любимого дела. 26 октября 1908 года Сергей Алексеевич скоропостижно скончался от паралича сердца, вызванного нарушением кровообращения. Художника похоронили на кладбище Покровского монастыря.
«Автопортрет», 1885–1889 годы, холст на картоне, масло, 53 x 42.3 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Эттингер П. Памяти С. А. Коровина // Русские ведомости. 1908. № 247. 24 окт.
2. Суздалев П. К. Сергей Алексеевич Коровин / оформление В. П. Бруя и Ю. Г. Боброва. Л.: Художник РСФСР, 1967. 64 с. (Народная библиотечка по искусству).
3. Ратников Г. Е. Загадки Константина Коровина // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах (ВИКА). 2016. № 14. C. 136–150.
4.Ратников Г. Е. Большое Буньково — малая родина предков художников Сергея и Константина Коровиных // Епархиальная конференция. Подольск, 2016.
5. Ратников Г. Е. Волковы — предки художников С. А. и К. А. Коровиных по материнской линии // Генеалогический вестник. № 55. Санкт-Петербург, 2017. С. 74–87.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».