Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 393. Кокель Алексей Афанасьевич (Alexey Kokel) (1880-1956).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Алексей Афанасьевич Кокель — патриарх чувашского профессионального изобразительного искусства и харьковской школы академического рисунка.

Алексей Кокель окончил рисовальную школу при Академии художеств и Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств по мастерской самого Ильи Репина.
Фёдор Шаляпин, Максим Горький, Анатолий Луначарский, Максим Рыльский, Павел Тычина, Сергей Герасимов, Мартирос Сарьян, Василий Касиян близко знали Алексея Кокеля и с глубоким уважением относились к нему.

Алексей Афанасьевич являлся организатором и первым ректором второго на Украине высшего художественного учебного заведения — Харьковской государственной академии дизайна и искусств, в которой до конца своей жизни проработал профессором и заведующим кафедрой рисунка. Будучи первым чувашем, получившим высшее художественное образование в России, он должен был стать родоначальником чувашского профессионального изобразительного искусства, но вместо этого в результате гнусного доноса на долгие годы стал изгоем в культуре Чувашии.

Большой художник и человек удивительной судьбы, рассказ о котором продолжает публикации нашей Энциклопедии…

Итак, мы начинаем…

«…Кокель — художник необычный. Его высоко ценил И. Е. Репин. И то, что он сказал о Кокеле, не сказал ни об одном современном художнике, ни об одном своем ученике. Поэтому всегда, когда речь заходила о Кокеле, мы словно указывали на самого Репина. Это был такой мастер, рядом с которым ни один другой не выдерживал критики» (В. И. Касиян).
Художественный музей им. А.А. Кокеля Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, Чебоксары.

Чувашское изобразительное искусство по праву начинается с его основоположника Алексея Афанасьевича Кокеля — одного из зачинателей советской тематической картины, первого из чувашских художников, получивших академическое образование еще в дооктябрьский период. Его творчество сложно и многообразно. Оно замечательно серьезными разносторонними поисками, связанными с большими событиями, преобразовавшими социальную жизнь страны.
«Колхозный базар», 1934 год, холст, масло. 400 х 300 см, Чувашский государственный художественный музей.

Алексей Афанасьевич Кокель родился 1 (13) марта 1880 года в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской АССР) в бедной чувашской крестьянской семье. Его мать и отец вступили в брак без родительского согласия, без церковного благословения и были обречены на бедность и бесконечные притеснения со стороны односельчан. Село, где родился будущий художник, было расположено вдали от крупных культурных центров, ближайший город — Симбирск — находился в 130 километрах. Стояло оно на реке Шлепшур, среди болот. Несмотря на удаленность от культурных центров, Тарханы не были глухим захолустьем. Это был волостной центр со школой, где успешно трудились воспитанники Симбирской чувашской учительской школы и где жители хорошо знали деятелей народного просвещения И. Н. Ульянова и И. Я. Яковлева.
«Портрет чувашской женщины», 1905 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей.

В 1880 году Алексей начал посещать местную сельскую школу. В 11-летнем возрасте, на третий год посещения школы, он заболел костным туберкулезом, болезнью, которая не позволила ему впоследствии поступить в Чувашскую учительскую семинарию и на долгое время, вплоть до 1899 года, приковала его к постели. Ввиду болезненного состояния и отсутствия возможностей для физической работы у будущего художника было достаточно времени для занятия любимым делом — рисованием.
«Донец», 1954 год, картон, масло, 24,3 х 30,5 см., Чувашский государственный художественный музей.

Это неожиданное для родителей Алексея увлечение их сына со временем стало его источником дохода. По всей округе распространился слух об удивительных способностях сельского самородка, и Алексей стал получать заказы от крестьян на изготовление икон и картинок религиозного содержания. Из воспоминания живописца: «Стены черной избы, в которой протекало мое детство, были до отказа увешаны моими работами, которые служили образцами для заказчиков».
«Пригород Харькова», 1917 год, бумага, акварель, карандаш, 25,5 х 32 см., Чувашский государственный художественный музей.

«Хатки», 1941 год, бумага, акварель, 25 х 33,5 см., Чувашский государственный художественный музей.

«Шишаки. Пейзаж», 1941 год, бумага, акварель, 23 х 28 см., Чувашский государственный художественный музей.

Ранние работы Кокеля («Село Тарханы», «Автопортрет», «Голова мужчины», «Голова мальчика» и другие) датируются 1899 годом. Все они выполнены карандашом. В них ярко выступает природный дар будущего художника. Автор всегда изображал портретируемых в сложной позе — в фас или в три четверти и стремился не только выразить сходство, но и выявить характер. В рисунках хорошо просматривается чутье штриха, умение организовать пространство.
«Альбом N 2. Лист из альбома», 1899-1900 годы, бумага, карандаш, 33,2 х 24 см., Чувашский государственный художественный музей.

В 1899 году студентами-медиками, направленными в село Тарханы для борьбы с последствиями эпидемий, Алексей Кокель был увезен в Петербург на предполагаемую операцию и для дальнейшего лечения. В Санкт-Петербурге и состоялось его знакомство с настоящим художественным искусством, с видными художниками того времени. Он начал заниматься в домашней мастерской ректора Императорской Академии художеств Владимира Егоровича Маковского (1846–1920) и его сына Александра Владимировича Маковского (1869–1924), руководителя Высших педагогических курсов при Академии.
«Святогорск. Кладки», 1917 год, бумага, акварель, 25 х 35 см., Чувашский государственный художественный музей.

«Феодосия. Сарыголь. Из окна», 1926 год, бумага, акварель, 23,5 х 28 см., Чувашский государственный художественный музей.

«У каменных стен», 1929 год, бумага, акварель, 18 х 26 см., Чувашский государственный художественный музей.

Владимир Егорович Маковский определяет талантливого юношу в рисовальную школу при Педагогических курсах при Императорской Академии художеств — курсах, созданных в Санкт-Петербурге в 1879 году с целью подготовки преподавателей в области графических искусств для средних учебных заведений. Через месяц после начала занятий Алексея Кокеля прооперировали в городской Петропавловской больнице и отправили на поправку в Тульскую губернию в имение Е. А. Писаревой. В Петербург он возвращается только в конце 1900 года и вновь приступает к занятиям в Рисовальной школе.
«Двое у дома. На обороте: библейский сюжет», 1918 год, холст, масло, 44 х 59 см., Чувашский государственный художественный музей.

«Се человек. Эскиз», 1909 год, бумага, гуашь, 17 х 25 см., частное собрание.

В 1903 году Алексей Кокель становится вольнослушателем Академии художеств, а в 1904 году поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Его педагогами в училище были известный русский исторический живописец и портретист, график, профессор и действительный член Императорской Академии художеств Василий Евмениевич Савинский (1859–1937), известный польский и российский художник, профессор Ян Францевич Ционглинский (1858–1912) и замечательный русский скульптор, профессор Гуго Робертович Залеман (1858–1919).
«Итальянский этюд», 1913 гол, холст, масло, 23 х 33 см, Чувашский государственный художественный музей.

«Итальянский этюд», 1913 год, холст, масло, 23 х 31 см., частное собрание.

«На берегу Средиземного моря. Италия», 1913 год, холст, масло, 37 х 47 см., частное собрание.

В 1907 году Алексей Кокель начинает обучение по мастерской одного из самых ярких представителей русской живописной школы XIX–XX веков Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) и становится с тех пор его близким другом. Илья Ефимович неоднократно отмечал творчество Алексея Кокеля в последующие годы, неизменно оказывая своему ученику и другу помощь и отеческую заботу. После ухода Репина из академии Кокель продолжает свое обучение по мастерской известного графика и педагога, профессора Дмитрия Николаевича Кардовского (1866–1943). В студенческие годы Кокель активно участвует в выставках Союза молодежи.
«Автопортрет перед мольбертом», 1941 год, бумага, акварель, 29,2 х 20,2 см., частное собрание.

В 1912 году Алексей Афанасьевич Кокель успешно оканчивает академию. Его дипломная работа «В чайной» очень благосклонно принимается членами комиссии, приносит автору звание «художник» и право пенсионерской поездки за границу. Появление картины «В чайной» на отчетной выставке академии вызвало ряд отзывов в столичных газетах. Репин писал о ней в газете «Вечернее время» в 1912 году: «…дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе и в работах учеников мастерских, вспоминается только разве с большой силой полотно того художника (Кокеля), который написал картину «В чайной», в ней есть оригинальность и типичность».
«В чайной», 1912 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Первая профессиональная работа Кокеля явилась одним из крупных произведений тех лет, созданных по принципам реалистического искусства. Большую самостоятельную художественную ценность представляют и подготовительные работы к ней. Немногочисленные сохранившиеся эскизы к этой работе, часть из которых хранится в Чувашской государственной художественной галерее (7 листов), а другая — в Харьковском художественном музее (10 листов) свидетельствуют о большой творческой силе автора в разработке композиционного строения и цветового сочетания произведения. Картина получила доброжелательные отзывы критиков, экспонировалась в 1913 году на XI Международной выставке «Сецессион» в Мюнхене («Im Teehause», кат. № 1626).
Эскиз к картине «В чайной», 1910 год, холст, масло, 53,5 х 58 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Эскиз к картине «В чайной», 1910 год, холст, масло, 44 х 71 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Эскиз к картине «В чайной». На обороте полулежащая женская фигура. 1912 год, холст, масло, 102 х 115 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В начале 1913 года Алексей Афанасьевич вместе с художником Семёном Николаевичем Зенковым (1877–1941) выезжает за границу. В период своей заграничной поездки художники посещают многочисленные выставки и музеи в Берлине, Дрездене, Париже, Риме, Неаполе и в других городах стран Западной Европы, пишут этюды и делают зарисовки. В период командировки Кокель пишет большую картину «Итальянцы», которая с успехом выставляется на академической весенней выставке в 1914 году. Также его кисти этого периода творчества принадлежит серия портретов русских политэмигрантов.
«Итальянцы. Эскиз», 1913 год, холст, масло, 37 х 24,5 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«Итальянец около дома. Этюд к картине «Итальянцы», 1913 год, холст, масло, 43 х 61 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

После возвращения в Россию в конце 1914 года Алексей Кокель некоторое время, несмотря на запрет проживания в Москве и Санкт-Петербурге из-за неблагонадежности, работает в Москве, где пишет ряд портретов по индивидуальному заказу, затем переезжает в Тверь, где создает ряд полотен, позже выставленных на Передвижной выставке в Санкт-Петербурге.
«Рыбалка», 1915 год, холст, масло, 23 х 31 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

«Пейзаж. Дождь прошел. Изюм», 1915 год, холст, масло, 23 х 30 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В 1916 году Алексей Афанасьевич переезжает в Харьков, где по рекомендации Репина занимает должность преподавателя Харьковской художественной школы. Он принимает участие в становлении художественных объединений и развитии системы художественного образования в Харькове.
«Извозчик», 1919 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей.

В годы гражданской войны Алексей Афанасьевич Кокель исполняет обязанности главного военного художника Украины. В 1921 году Кокель выступает в числе наиболее активных создателей художественного техникума в Харькове. В 1924 году техникум был преобразован в художественный институт, в котором художник в последующем долгие годы преподает.
«На Донце. Эсхар. Этюд», 1954 год, бумага, масло, 28 х 37 см., Чувашский государственный художественный музей.

«На Донце. Эсхар. Этюд», 1954 год, холст, масло, 43 х 58 см., Чувашский государственный художественный музей.

Будучи первым ректором второго на Украине высшего художественного учебного заведения — Харьковской государственной академии дизайна и искусств, Кокель до конца своей жизни проработал в вузе профессором и заведующим кафедрой рисунка.
«Беспризорник Ванька», 1924 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Много творческих сил и энергии отдал Алексей Афанасьевич созданию Ассоциации художников Червонной Украины и долгие годы оставался ее первым председателем. Кокель являлся членом Общества харьковских художников (1916–1920), Ассоциации художников Красной Украины (1925–1935), Союза художников Украины.
«Сидящая у дома», 1918 год, холст, масло, 30 х 33 см., частное собрание.

Известный чувашский живописец никогда не прерывал связи с родной Чувашией. Он неоднократно посещал родные края: в 1905 году в качестве связного и курьера по доставке революционной литературы, в 1919 году — на лечение, а также в 1934–1935 годах для работы над картиной «Ликбез». В 1935 году в Чебоксарах и Горьком на художественной выставке, посвященной 15-летию Чувашской автономии, он показывает картину «Ликбез», написанную по заказу СНК ЧАССР непосредственно в Чувашии, отражающую коренные преобразования в жизни и сознании населения страны. Чрезвычайные обстоятельства заставили Кокеля в канун открытия торжеств уехать из Чебоксар. Возвышенный и радостный приезд обернулся печальным прощанием с родиной…
«Ликбез», 1935 год, холст, масло, экспонировалась на художественной выставке, посвященной 15-летию Чувашкой Республики в 1935 году, Чувашский государственный художественный музей.

В 1920–1930-х годах многогранное творчество Алексея Афанасьевича Кокеля было представлено на многочисленных художественных выставках Украины и всей страны. Он является одним из основателей советской тематической картины. Картина Алексея Афанасьевича «В чайной» и многие другие его произведения неоднократно экспонировались на международных выставках, репродуцированы во многих странах мира, вошли в историю искусства страны, включены в энциклопедии, выпущенные в том числе и за рубежом. Печатные издания высоко оценивают его картины «Вид на Святогорск», «Отдых бойцов», «Вид на Кременец», «Колхозный базар», «Награждение ударниц», «На соляных промыслах», «К. Е. Ворошилов у танкистов». Успехом пользуются портреты Кокеля «Старый рабочий», «Шахтер», «Колхозник», автопортреты художника.
«Отдых бойцов», 1942 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Алексей Афанасьевич Кокель скончался 4 февраля 1956 года в Харькове. На могиле живописца в Харькове благодарными учениками художника установлен памятник со скульптурным портретом из бронзы.

Мастера живописи и рисунка, замечательного педагога на Украине называют украинским, а в Чувашии сегодня — чувашским художником. Как раз в этом сила и огромное значение творчества Алексея Афанасьевича Кокеля, художника-интернационалиста, чьи произведения сегодня украшают экспозиции музейных собраний Киева, Харькова, Донецка. Значительная коллекция его графики и живописи, включая работы академического периода, находится в Чувашском государственном художественном музее. В постоянной экспозиции музея с 2009 года выделен особый зал с живописными произведениями А. А. Кокеля.

По инициативе Министерства культуры Чувашской Республики памятная доска с текстом на чувашском и украинском языках была установлена и в Харькове на доме, где жил и творил художник. Начиная с 2007 года в селе Тарханы ежегодно проводится международный Кокелевский пленэр (его инициатором и координатором является В. А. Васильев, профессор ЧГУ имени И. Н. Ульянова). Мероприятие реализуется при активном содействии местной администрации, Союза художников Чувашии, Харьковской организации Национального союза художников Украины, Чувашского государственного художественного музея.
17 ноября 2009 года состоялось открытие музея имени А.А. Кокеля Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова.
«Музей имени А.А. Кокеля Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова».

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений профессора Алексея Афанасьевича Кокеля (1980–1956). Каталог / cост. Ю. Ф. Дюженко, А. А. Кокель [на украинском и русском яз.]. Харьков, 1960.
2. Алексей Афанасьевич Кокель. Воспоминания современников и учеников. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1980. 104 с.
3. Алексей Афанасьевич Кокель. Выставка произведений, посвященная 100-летию со дня рождения художника: каталог. Чебоксары; Киев; Харьков, 1980. 30 с.
4. Садюков Н. И. Алексей Афанасьевич Кокель (к 125-летию со дня рождения) // Халăх шкулĕ — Народная школа. 2004. № 6.
5. Кушманов Н. Кокель: Поэма. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1992. 128 с.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;