Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 391. Кишинёвский Соломон Яковлевич(1862-1941/42).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Соломон Яковлевич Кишинёвский, известный русский и украинский художник, педагог, видный представитель южно-русской школы живописи.

Он родился в 1862 году в Одессе, в еврейской семье, далёкой от искусства….
Его педагогами в Одесской рисовальной школе Общества изящных искусств были знаменитый скульптор Миланской Академии художеств Луиджи Иорини и один из наиболее известных живописцев Мюнхенской Академии художеств Антон Бауэр.

Он учился в Мюнхенской академии у живописцев Людвига фон Гертериха и Александра Лицен-Майера, а позже ещё и в Риме и Париже.
Он был активнейшим участником Товарищества передвижных художественных выставок и Товарищества южнорусских художников.

Он отличался особым восприятием окружающей действительности, поражал современников особой смелостью, постепенно уйдя от „передвижнического“ влияния, и примкнув к импрессионистам» .

А много ли мы о нём знаем? Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

«Кто не знает в Одессе художника Соломона Кишинёвского? Слава его, положительно, ни в чем не уступает лучшим достопримечательностям «южной Пальмиры». Даже памятнику Дюка. Сначала почтенный художник наводнял окна магазинов, и в таком изобилии, что становилось страшно даже за более чем скромные вкусы одесских эстетов. Потом Кишиневский, ввиду своей все возрастающей плодовитости, стал устраивать собственные, единоличные выставки…»(Одесское обозрение, 1910 год)
«В кутузке», 1895 год, холст, масло, 8.8 × 12.9 см, частное собрание

Соломон Яковлевич Кишинёвский родился в мае 1862 году(к сожалению, точной даты рождения не сохранилось) в Одессе в еврейской семье далёкой не только от живописи, но и от искусства в целом. Соломон увлёкся рисованием в раннем детстве, чем вызвал немалое удивление у своих родителей, не понимавших откуда у их сына могло появиться такое «странное» увлечение. На первых порах Соломон увлечённо перерисовывал попадавшие ему в руки картинки, позже, самостоятельно овладев различными материалами, начал пробовать свои силы в пейзаже, делая небольшие этюды.
«Пара крестьян беседует с приставом.», 1903 год, Масло, картон. 9 х 14 см, частное собрание.

В 1879 году Соломон Кишинёвский поступает в Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств, где его педагогами становятся знаменитый скульптор Миланской Академии художеств Луиджи Доминикович Иорини(1817-1911) и один из наиболее известных живописцев Мюнхенской Академии художеств, Антон Бауэр(1825 — 1902)- представители первого поколения одесских художников-педагогов, приглашённые в качестве преподавателей в школу в 1869 году Францем Моранди, тогдашним почётным директором рисовальной школы.
«Таможенная площадь», 1932 год, холст, масло, Одесский художественный музей

Преподаватели сразу обратили внимание на несомненное природное дарование своего нового ученика, отличавшегося ещё и незаурядной усидчивостью. Его работы за период обучения в школе неоднократно отмечались педагогами, а сам он трижды был отмечен поощрительными медалями за успехи в обучении, что само по себе уже было очень показательно. В 1883 году Соломон с отличием оканчивает школу и, по причине отсутствия какой бы то ни было возможности продолжить обучение в российской столице, в силу действовавших в то время ограничений для лиц иудейского вероисповедания, вместе со своим близким товарищем по учёбе в школе Леонидом Осиповичем Пастернаком(1862-1945) отправляется в Мюнхен, где в 1884 году поступает в Мюнхенскую Академию.
«Городской сапожник», конец XIX-начало ХХ века, бумага, тушь, перо, акварель, 14 × 21,7 см, частное собрание

Здесь его педагогами становятся Людвиг фон Гертерих(1856-1932) — знаменитый в те годы немецкий художник и педагог, и, считавшийся талантливейшим представителем школы Пилоти, прекрасный портретист и педагог Александр Лицен-Майер(1839-1898). До наших дней сохранились сочные живоnисные рисунки углем того времени, выполненные Соломоном в рамках учебной программы Академии. Они, а также выполненные художником го­ловы и фигуры натурщиков, свидетельствуют о вдумчивом и упорном штудировании им натуры и о владении им достаточным мастерством.
«Этюд. Три головы», 1887 год, Холст, масло. 32 x 51 см, частное собрание.

Обучение в Мюнхене продолжалось четыре года, и после его окончания, поработав ещё некоторое время в Риме в местной «вольной» Академии (академии без профессоров), а затем в Париже, посетив несколько занятий в Парижской Академии, Соломон решает завершить своё художественное образование, включавшее в себя, наряду с посещением Академий, ещё и осмотр и изучение произведений старых ма­стеров и выдающихся новых художников в картинных галереях Мюнхена, Рима и Парижа.
«Наложение тфилина», конец XIX-начало ХХ века, карандаш, акварель, гуашь, 50 x 66 см, частное собрание.

В 1888 году Соломон Кишинёвский возвращается в Одессу и сразу активно включается в местную культурную жизнь, участвуя в различных мероприятиях. Темами его первых работ на родине становятся небольшие живописные местные пейзажи, но уже в 1889 году он пишет своё первое большое полотно «В мастерской скульптора», героем которого становится его товарищ, скульптор Паолини, изображённый в своей мастерской за ваянием статуи. К сожалению, картина не имеет успеха и, как показывают дальнейшие события, совсем не определяет типичных черт его дальнейшего творчества.
«Избушки», 1890 год, картон, масло, 30 х 19 см, Николаевских художественный музей

Кишинёвский продолжает работать как жанрист, портретист, пейзажист. Некоторое время он даже увлекается немецким и итальянским классицизмом, а затем и французским импрессионизмом, но первые серьёзные работы (бытовые зарисовки, сценки из жизни городской бедноты) были созданы им под сильным влиянием «передвижников», особенно Владимира Маковского.
«Держи вора», 1899 год, 24x 30 см, тушь, перо, бумага, частное собрание.

Необходимо отметить, что решающую роль в развитии творческого потенциала художника сыграли выставки Товарищества передвижных художественных выставок, неоднократно посещавшие Одессу в те годы. Начиная с 1893 года, активное участие в выставочной деятельности Общества начинает принимать и сам Соломон Кишинёвский. В этом же году художник пишет своё знаменитое полотно «Прошение», показывающее сценку из городской жизни. Картина имеет большой успех и её приобретает для своей московской галереи прямо с выставки меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков(1832-1898). Основную часть своих произведений, последовавших после первой успешной картины, Кишинёвский посвящает жизни еврейской бедноты, её постоянному угнетению и существовавшему в те годы полицейскому произволу.
«Прошение», 1893 год, холст, масло, 94 × 72 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Соломон Яковлевич, будучи художником с особым восприятием окружающей действительности, всегда отличался острой наблюдательностью, подчёркнутым вниманием к обыденному существованию «маленького человека. Он всегда остро чувствовал наличие социальных конфликтов в обществе и вопиющей несправедливости по отношению к беднейшим слоям общества.
«Шофар», 1903 год, Карандаш, акварель, гуашь на картоне. 33,5 x 27 см, частное собрание.

Кишиневский был на редкость разносторонним и активным человеком. Помимо живописи он занимался преподаванием, сотрудничал в газетах и журналах как рисовальщик и критик (под псевдонимом Бенвенуто) в периодических изданиях «Одесские новости», «Театр», «Южное обозрение», журнале «Начало». С 1898 года входил в Одесское литературно-художественное общество. В 1899 году Соломон Яковлевич принимал активное участие в создании Городского музея изящных искусств (ныне Одесский художественный музей).
«Клезмеры», конец XIX-начало ХХ века, Карандаш, акварель, гуашь, бумага, 32,5 x 42 см., частное собрание.

Соломон Кишинёвский активно экспонировал свои работы на различных выставках: начиная с 1888 года он работает и участвует в выставках Товарищества Передвижных Художественных Выставок (1893—1898, с перерывами), Товарищества Южно-Русских Художников (1890—1918, с перерывами), Общества независимых, Московского общества любителей художеств (1899—1905, с перерывами), Санкт-Петербургского общества художников (1901, 1905).
«Скрипач», 1903 год, бумага, карандаш, частное собрание

В период 1896—1902 годов ему удалось организовать четыре «весенние выставки» в Одессе, в которых приняли участие не только местные, но и столичные художники (как петербургские, так и московские). Чуть позже художник устроил уже собственную, «постоянную общедоступную» выставку, которая с небольшими перерывами и в разных помещениях экспонировалась с 1906 по 1908 год.
«Уличный торговец», Карандаш, акварель, гуашь. 40,5 x 27,5 см, частное собрание.

В 1910 году прошла персональная выставка художника. Позже в Одессе прошли ещё две масштабные выставки, приуроченные к 40 и 50-летию его художественной деятельности, в 1929-м и 1938-м годах соответственно; вторая выставка состоялась в Музее русского и украинского искусства, на ней было представлено около 200 работ из государственных собраний и частных коллекций.
«Лес», 1920 год, бумага, карандаш, частное собрание

При этом художник постоянно совершенствовал своё письмо Он активно работал с цветом и светом, испытывая углублённый интерес цвету, который в предыдущий период его творчества не играл ведущей роли. Период 1903-1914-годов характеризуется возрастающим влиянием на его творчество импрес­сионизма. Он начинает увлекаться светлой живописью, стремится показать зрителю чистые цвета сnектра, контрастные и дополнительные, ши­рокую импрессионистическую манеру письма. В этoм плане интересны его пейзажи»В парке», «Дача на Малом Фонтане» и «Порт» (1913 год) с видом на крыши пакгауза.
«В парке», 1906 год, холст, масло, 51 х 71 см, частное собрание.

В эти же годы он задумывает и начинает работу над главной по его мнению картиной своего творчества — картиной «Еврейский погром». Семья Кишинёвского пострадала от погрома в 1871 году, тяжёлые воспоминания об этом художник пронёс через всю жизнь. В 1810 году художник одновременно начал работать над двумя вариантами картины на больших холстах, но, к сожалению, не довел ни одного из них до завершения. В условиях крайне стеснённого материального положения, фактически при отсутствии моделей и мастерской, Кишинёвский физически не мог завершить свою работу. Эскизы к этим картинам, достаточно ­живописные и динамичные, находятся в наши дни в музеях Киева, Одессы и Херсона, но к большому сожалению, не могут дать окончательного представления о тогдашнем замысле художника.
«Городской пейзаж», 1894 год, бумага, карандаш, Одесский художественный музей

Революцию Соломон Кишинёвский встречает восторженно. Если в своих дореволюционных произведениях художник рисовал большей частью жизнь городской бедноты, обитателей Одесских окраин, то революция вдохновляет его на создание произведений на темы из своей истории. Основными темами его
про­изведений, написанных в первые годы революции становятся восстания на Черноморском флоте: восстание на броненосце «Потем­кин» у берегов Одессы, восстание под руководством лейтенан­та Шмидта на «Очакове» .
«В парикмахерской», 1911 год, Картон, смешанная техника, 40 x 33 см, частное собрание.

В 1925 году Соломон Яковлевич становится одним из основателей Ассоциации революционного искусства Украины, а в 1927 году принимает участие в Первой всеукраинской выставке Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ). В том же, 1927 году, он становится одним из инициаторов создания в Одессе Музея еврейской культуры, куда передаёт часть своих работ.
«Урок письма», начало ХХ века, бумага; пастель, 48 × 62 см, частное собрание

Вплоть до начала Великой Отечественной войны Соломон Кишинёвский самым активным образом участвовал во всех крупных художественных выставках в стране , много времени и сил отдавал преподаванию. В начале войны Кишинёвскому в силу ряда причин не удаётся эвакуироваться из Одессы. По устным свидетельствам очевидцев, Соломон Яковлевич Кишинёвский погиб в одесском еврейском гетто в конце 1941 или в начале 1942 года.
«Лавочник», 1903 год, Карандаш, акварель, гуашь на картоне, Красноярский художественный музей

Перед уходом в гетто Соломон Яковлевич оставил друзьям рукописи воспоминаний, которые пока, к сожалению, (за исключением небольших фрагментов) не опубликованы. Работы Кишинёвского в наши дни украшают музейные собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Одесского художественного музея, Николаевского художественного музея имени Верещагина и многих других, а также многочисленные частные собрания.
«Подмастерья, играющие в карты», 1915 год, холст, масло, Николаевский художественный музей имени Верещагина

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;