Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 389. Кустодиев Борис Михайлович(1878-1927).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Борис Михайлович Кустодиев — известнейший русский советский художник. Академик живописи Императорской Академии художеств.
«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему». (Александр Николаевич Бенуа)

Он был одним из самых известных русских живописцев «провинции», мастерски работавшим в сложном жанре «портрета-картины», когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену.
Он никогда не жалел зрелищности и декоративности для передачи сложных бытовых сцен.
Несмотря на то, что судьба никогда не была особенно благосклонна к нему: художнику пришлось пережить смуту двух революций, ужас гражданской войны, тяжёлую болезнь и трагедию тяжёлой личной утраты, его картины всегда были своеобразным гимном жизни, наполненным радостью, здоровьем и любовью.

Эти сведения мало повествуют о творческой индивидуальности художника, его характере и обычной жизни. Познакомимся поближе с его творческой биографией и попытаемся понять и разобраться, что же это был на самом деле за человек и художник — Борис Михайлович Кустодиев. Не возражаете?

Итак, мы начинаем….

306355.jpg

Борис Кустодиев родился (23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя философии, логики и литературы местной духовной семинарии. Родители Бориса любили русское искусство и как могли старались передать эту любовь своим детям.Мать художника, Екатерина Прохоровна, всячески старалась прививить своим детям любовь к высокому искусству – театру, литературе, живописи, что в конце концов и определило будущее Бориса, детство которого проходило в условиях патриархального быта небольшого провинциального русского городка.
«Зима. Крещенское водосвятие» 1915 год, холст, масло, Государственный Русский музей

kustodiev24.jpg

Когда Борису было два года, скоропостижно скончался отец, но семья смогла обеспечить мальчику достойное образование, и после окончания духовного училища, юноша в 1892 году продолжил обучение по настоянию матери в Астраханской духовной семинарии, одновременно начав посещать занятия местного живописца, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Павла Власова, организовавшего в Астрахани Кружок любителей живописи и рисования.
«Пасхальный обряд (Христосованик)», 1916 год, Бумага на картоне, масло 50,0 х 42,0 см,
Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Астрахань

Занимаясь в кружке, Борис Кустодиев познакомился с азами будущего ремесла, а проницательный учитель, Павел Власов, увидев большое природное дарование своего ученика, заставил его поверить в свои силы и сумел убедить в дальнейшем его мать(что было очень непросто, учитывая её мечты относительно будущего сыны) в том, что юноше необходимо продолжить учиться в столице…..
«Троицын день», 1920 год, Холст, масло, 110 х 110 см, Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов

kustodiev21.jpg

Стоит отметить, что само увлечение рисованием пришло к Борису в раннем детстве, а после того,как в возрасте одиннадцати лет, его старшая сестра — Катерина взяла брата на приехавшую в Астрахань выставку передвижников, увиденные картины Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина произвели на мальчика такое впечатление(а ничего подобного ему прежде видеть просто не приходилось), что маленький Борис твёрдо решил — быть ему художником.
«Половой», Из серии «Русь. Русские типы», 1920 год ,Бумага, акварель, графитный карандаш 28,6 x 34
Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург

Именно поэтому, мечтам матери о будущем Бориса в качестве священнослужителя по примеру покойного отца и многочисленных родственников, не суждено было сбыться.
«Священник и дьякон», 1907 год, холст, масло, 167 х 134 см, Нижегородский государственный художественный музей

Постепенно, следуя доводам своего учителя, Кустодиев принимает решение продолжить образование, как живописец. Власов хотел, чтобы Кустодиев поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества(МУЖВЗ), где он сам занимался до Академии под руководством знаменитого художника-передвижника Василия Перова. И в мае 1896 года юноша, не окончив курса, покинул семинарию и отправился в Москву.
Но случилось так, что его не приняли, а причиной тому оказался возраст юноши. На момент поступления в МУЖВЗ нужный для поступления возраст уже прошел, Кустодиев оказался «переростком»(ему уже исполнилось 18 лет).
«Купчиха с зеркалом», 1920 год, Холст, масло 108 x 141 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

kustodiev19.jpg

На этот случай существовал запасной вариант: ехать в Петербург, попрактиковаться в частной студии и сдавать экзамены в Высшее художественное училище при Академии. Летом 1896 года Борис Кустодиев переезжает в Санкт-Петербург поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался будуший живописец сначала в мастерской В. Е. Савинского(1859-1937), а со второго курса — у Ильи Ефимовича Репина(1844-1930). Илья Ефимович оказал большое влияние на творческую манеру Кустодиева. Под его влиянием Кустодиев быстро вырос в творческом плане, и в первую очередь, как портретист.
«Портрет писательницы А.В.Шварц», 1906 год, Картон, уголь, цветной карандаш 93 х 73, Самарский областной художественный музей, Самара

В Академии художеств Борис Кустодиев также работал над картинами из исторического прошлого России
«Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси)», 1897 год, Холст, масло. 106 x 142 см
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

и «У кружала стрельцы гуляют», 1901 год, Холст, масло. 80 x 131 см, Государственный Русский музей, С.-Петербург

Выполненные работы характеризовали художника, как уже вполне сформировавшегося мастера, но были встречены довольно прохладно, и в дальнейшем Кустодиев отошел от исторической тематики в своём творчестве. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.).
«Портрет Василия Васильевича Матэ», 1902 год, Холст, масло 125 x 151 см, Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Уже в 1901 году портрет Ивана Билибина, выполненный Кустодиевым незадолго до выставки был удостоен малой золотой медали на Международной выставке в Мюнхене, а Илья Ефимович, получивший к тому времени заказ на эпическое полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года»(1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург)», привлёк к работе двух своих лучших учеников, и среди них — Борис Кустодиев. Вторым привлечённым был Иван Куликов.
«Портрет Ивана Билибина», 1901 год, холст, масло, 142×110 см, Государственный Русский музей С-Петербург.

kustodiev_ivan_bilibin.jpg

Известность Кустодиева, как портретиста в Санкт-Петербурге быстро росла. О нем стали часто писать, его работы хорошо покупались, однако, для своей конкурсной работу художник выбрал жанровую тематику «На базаре».
«На базаре», 1902-1903 год, Эскиз, Холст, масло, частное собрание

at-marketplace-1903.jpg

Осенью 1900 года в поисках натуры художник часто выезжал за пределы столицы. Во время одной из таких поездок — в поместье Высоково в Костромской губернии — он познакомился со своей будущей женой Юлией Евстафьевной Прошинской,которой в то время было двадцать лет. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
«Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой», 1903 год, Холст, масло 139 x 133,5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

kustodiev12.jpg

В 1903 году Борис Кустодиев блестяще окончил Академию: с большой золотой медалью Академии и правом годичной «пенсионерской» поездки за границу за выполненную программу «Базар в деревне» (до наших дней картина не сохранилась) и прекрасными перспективами. В этом же году после сыгранной свадьбы Кустодиев с женой уехали за границу.
«Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой», 1907 год, Холст, масло 100 х 80 см, Самарский областной художественный музей, Самара

untitled58d3e09030959.png

Молодые побывали в столице всех влюблённых — Париже, вызвавшем у них полный восторг. Большой эмоциональный подъём, и новые впечатления заставили Кустодиева много и напряжённо работать. Искусствоведы отмечают, что в парижский период палитра картин Кустодиева заметно светлеет.
«Площадь на выезде из города», Эскиз декораций к спектаклю А.Н.Островского «Горячее сердце», 1911 год,
Картон, темпера, гуашь 78 х 43, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из Франции художник переехал в Испанию, которая вызвала у него весьма двойственные чувства. С одной стороны- шедевры Прадо кисти великих Веласкеса, Гойи и Мурильо, произведшие на Кустодиева совершенно ошеломляющее впечатление, а с другой «шедевры» совершенно другого свойства, представленные в Музее современного искусства, совершенно ужасные и бездарные по своему содержанию. Молодые посетили также города Германии и Италии, где Кустодиев жадно впитывал все краски европейской жизни, познакомился со многими известными европейскими художниками, посетил многие европейские музеи и галереи.
«Портрет Н.К. фон Мекка», 1913 год, Холст, масло 106 x 83 см, Иркутский художественный музей, Иркутск

Вернувшись в Россию, полный ярких впечатлений и творческих планов, Кустодиев приступил к созданию жанровых серий «Деревенские праздники» и «Ярмарки», работы которых были очень тепло встречены критикой и зрителями.
«Ярмарка» 1908 год, Бумага, гуашь. 68 x 102 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

106550301_large_4709286_cms_6.jpg

С начала 1900-х годов Борис Михайлович Кустодиев увлечённо разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, зачастую салонными портретами он также создавал портреты интимно-лирического склада.
«Утро». 1904 год, Холст, масло, Государственный Русский музей

kustodiev17.jpg

Кроме этого Кустодикв создавал портреты, также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты.
«Автопортре», 1912 год, Галерея Уффици, Флоренция

106550308_large_4709286_cms_10.jpg

Работы над портретом художник не прерывал на протяжении всего своего творчества, только с годами все более отчетливой становилась связь его образов с народными характерами, а самим портретам придавалась особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922 — Русский музей).
«Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника», 1926 год, Холст, масло 111,08 х 89,5 год, Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Астрахань

В период 1905 – 1907 годов Кустодиев много работал как карикатурист в сатирических журналах «Жу́пел» и «Адская почта». Старый приятель Кустодиева — Иван Билибин предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», и тот с радостью согласился. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Журнал, как и следовало ожидать вскоре закрыли, а Билибина арестовали. Кустодиев отделался тогда «лёгким испугом», и за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», на страницах которого Борис Михайлович представил серию шаржей на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». «Адскую почту» тоже закрыли, а весь тираж был конфискован и уничтожен.
«Деревенский праздник», Фрагмент, 1910 год, Картон, темпера, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1906 году постепенно произошёл поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка»,

jarmarka-kustodiev+.jpg

в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся излюбленными сюжетами его картин….

kustodiev_na_terrase.jpg

В том же 1906 году Кустодиев получил очень важный для себя государственный заказ : к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I,
«Александр І. Панно для зала офицерского собрания лейб-гвардии Финляндского полка в Петербурге», 1906 год, 340×172 см, Государственный Русский музей

untitled58d3e249745db.png

а также Николая II. Также Борису Кустодиеву предлагалось написать картину, изображавшую сцену первого представления полку их шефа, цесаревича Алексея.

0_120143_c0f3e858_XXL.jpg

В 1907 году художник совершил поездку в Италию.

106550294_large_4709286_cms_1.jpg

По представлению Репина Кустодиев был избран в профессора Петербургской академии художеств, стал членом Союза русских художников, продолжил сотрудничество со многими литературными и художественными журналами.

106550295_large_4709286_cms_2.jpg

С 1908 года Кустодиев много работал в области скульптурного портрета. Живя в Петербурге и Москве, он часто выезжал в Заволжье, где в 1905 году построил дом-мастерскую в Кинешемском уезде. Путешествуя по городам и сёлам Верхней Волги, художник с увлечением создавал поэтичные образы традиционного быта: ярмарок, маслениц, деревенских праздников.
«Летний праздник», 1923 год, Холст, масло 90,0 х 90,0 см, Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Астрахань

Изображение провинциального русского купечества — ещё один круг тем, постепенно увлекающих художника Его многочисленные купцы и купчихи: «Купчихи», 1912 года написания;
«Купчихи в Кинешме», 1912 год, Холст, масло 108 x 81,5, Государственный музей русского искусства
Киев

000233.jpg

и конечно же «Красавица», созданная в 1915 году.

106550700_large_4709286_cms_13.jpg

не просто попытки отразить эту тематику в своём творчестве.любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды.
«Купчиха, пьющая чай», 1923 год, Холст, масло 99 x 81, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

В 1909 году в семью художника пришла беда – появились первые признаки опухоли спинного мозга у художника. Несмотря на страшный диагноз, Борис Михайлович продолжал активную творческую жизнь, много путешествовал по Европе. В этом же 1909 году Кустодиев был удостоен звания академика живописи.
«Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт», 1914 год, Холст, масло 110 x 82 см, Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Посетив Австрию, Италию, Францию и Германию, Кустодиев отправился в Швейцарию, где прошёл курс лечение. Впоследствии в Берлине в 1913 году ему сделали сложную операцию. Его оперировал знаменитый немецкий хирург профессор Оппенгейм: операция прошла успешно, появился шанс на полное выздоровление. Доктор Оппенгейм считал, что нужна вторая операция, иначе все вернется на круги своя и больному грозит паралич.

106550699_large_4709286_cms_12.jpg

Появилась надежда на то, что недуг удастся победить. В 1914 году прошли успешные выставки художника в галерее Бернгейма в Париже, а также в Венеции и в Риме.
«Морозный день», 1913 год, Холст, масло 70 х 98 см, Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов

В 1916 году Кустодиеву сделали повторную операцию в Петербурге, следствием которой стал паралич нижней части тела и ампутация ног. С этого момента весь мир художника стали составлять его комната, память и воображение. Однако, именно в этот период он пишет свои самые яркие и праздничные картины, живописующие провинциальную жизнь:
Масленица. 1916 год, Холст, масло. 89 x 190 см, Государственный Русский музей, С.-Петербург

«Балаганы», 1917 года написания,

106551097_large_4709286_cms_17.jpg

и «Купчиха за чаем». Особенного внимания заслуживает «Купчиха за чаем», написанная Кустодиевым в тревожном 1918 году.

106551098_large_4709286_cms_18.jpg

Все в этой картине пронизано ощущением умиротворения и покоя. Полное лицо купчихи, ее яркие одежды, окружающие ее предметы быта, даже кошка, которая прижимается к своей хозяйке,показывают желание художника понять и передать окружающим суть души русского человека, как он её понимал.
«Торговка овощами», Из серии «Русь. Русские типы», 1920 год, Бумага, акварель 28,5 x 34 см, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев сразу и безоговорочно принял Октябрьскую революцию,но вскоре разуверился в большевиках, хотя и остался на родине и продолжал исступленно работать.. Практически не имевший возможности двигаться, и прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь наблюдать из окна события тех тревожных дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917).

158d3d415d5055.jpg

Чуть позже из под кисти художника вышла картина «Большевик» (1920), в которой он постарался дать обобщающий образ тех великих событий.

kartina-bolshevik.jpg

Нельзя не отметить ещё несколько работ, художника, созданных в этот тяжёлый период его творчества. Это прежде всего портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году,

kustodiev03.jpg

и портрет Максимилиана Волошина, созданный в 1924 году,

kustodiev_voloshin.jpg

а также работа «Русская Венера» 1925 года написания

9158d3d6865b23d.jpg

и картина «Ярмарка в Саратове».

6025a13b.jpg

Все эти полотна пронизаны чувством красоты народного духа и глубокого патриотизма, а их характерными чертами являются буйство красок и монументальность образов. В 1920 году состоялась единственная прижизненная выставка работ работ Кустодиева в Петроградском Доме искусств.
«Карусель», Из серии «Русь. Русские типы», 1920 год, Бумага, акварель, графитный карандаш 28,5 x 34,2 см, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург

В начале весны 1927 года по личному распоряжению первого наркома просвещения РСФСР, Анатолия Васильевича Луначарского, были выделены средства на продолжение лечения Бориса Кустодиева в Германии, но буквально за несколько дней до запланированного отъезда, 26 мая 1927 года в возрасте 49 лет Борис Михайлович Кустодиев скончался в Ленинграде.
«Странник», Из серии «Русь. Русские типы», 1920 год, Бумага, акварель 27 x 33 см, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург

Художник был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.Жена художника — Юлия Евстафьевна Кустодиева, в девичестве Прошинская, пережила мужа на 15 лет и скончалась в блокадном 1942 году.
«Голубой домик», 1920 год, Холст, масло 97 х 80 см, Частное собрание

Борис Михайлович Кустодиев умер, но в дар нам остались его великие картины, постоянно и ярко демонстрирующие неуёмную жажду художника к жизни и познанию.
«Степан Разин», 1918 год, Холст, масло 98 x 79 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .