Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 381. Вахрушов Феодосий Михайлович(1870-1931).

Герой нового выпуска Энциклопедии — Феодосий Михайлович Вахрушов —замечательный русский художник, живописец-пейзажист и монументалист.

Судьба Вахрушова – пример того, как человеку из небогатой семьи удалось достигнуть значительных творческих высот.

Он был учеником самого Ильи Ефимовича Репина, отмечавшего его несомненное природное дарование.
Он являлся одним из наиболее ярких представителей Северного кружка любителей изящных искусств — культурно-просветительского общества, образованного в Вологде в 1906 году, почётными членами которого были Репин и Лансере.
Он принимал самое непосредственное участие в формировании экспозиции Томского краеведческого музея, собирая во время своих экспедиций предметы народного искусства и церковной старины.
Он много и плодотворно сотрудничал с Государственным историческим музеем в Москва и музеем Этнографии в Ленинграде .
Большая часть его творчества посвящена удивительной по красоте природе и архитектуре Русского Севера.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

Судьба Феодосия Михайловича Вахрушова – пример того, как человеку из небогатой семьи благодаря собственному старанию, упорству, трудолюбию и многолетнему беззаветному служению любимому делу упорству удалось достигнуть значительных творческих высот на любимом поприще.
«Осень в Тотемском уезде», Около 1918 года, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея

Феодосий Михайлович Вахрушов родился 26 февраля 1870 года в небольшом провинциальном городке Тотьме Вологодской губернии, в семье мелкого служащего Михаила Акинфовича Вахрушова. Увлекался рисованием с раннего детства, чему родители всячески способствовали, хотя семья и не отличалась достатком. После окончания Тотемского реального училища непродолжительное время работал писцом при местном полицейском надзирателе, одновременно беря уроки у ремесленного живописца, жившего неподалеку и мечтая стать профессиональным художником.
«Часовня святой Параскевы в деревне Вахнево», около 1920 года, из серии «Памятники северного деревянного зодчества», бумага, акварель, Вологодская областная картинная галерея.

Можно только предполагать, как сложилась бы дальнейшая судьба молодого дарования, если бы не его величество — Счастливый случай, благодаря которому рисунки Феодосия привлекли внимание образованной вдовы богатого местного купца Хаминовой, время от времени останавливавшейся в Тотьме во время своих поездок из Сольвычегодска в столицу.
«Оттепель», 1910 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея

Ей очень понравились рисунки будущего художника и, лично поговорив с ним, Хаминова решила помочь юному дарованию в осуществлении его мечты стать профессиональным художником. Она помогла Феодосию Вахрушову перебраться в Царское Село, где он по рекомендации Хаминовой в течение 2-х лет жил в семье адъюнкт-профессора Императорской Академии художеств М. Н. Васильева, готовясь к поступлению сначала в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, а затем и в Императорскую Академию художеств.
«Багряная осень», Бумага, акварель. 20 х 26,5 см, частное собрание

Начиная с 1889 года, Вахрушов — вольнослушатель Императорской Академии художеств, а на следующий год его мечта сбывается, и он становится полноправным студентом Императорской Академии художеств. За время обучения в Академии Вахрушов неоднократно выставляется на ежегодных академических выставках, и в 1894 году его удостаивают звания классного художника 3-й степени
«Вид на деревню Выдрино и на Тотьму с опушки леса», 1915 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея

В 1895 году Феодосий Вахрушов становится учеником выдающегося русского живописца, педагога, профессора и действительного члена Императорской Академии художеств, Ильи Ефимовича Репина(1844-1930). Наставник с большой теплотой относился к своему ученику, отмечая его несомненное природное дарование и удивительное трудолюбие. Обучение под руководством великого мастера продолжалось два года и в 1897 году Феодосий Михайлович получает диплом и свидетельство на право преподавания рисования в средних учебных заведениях.
«Ранний снег», около 1918 года, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея

После окончания Академии Феодосий Вахрушов не потерял с ней связь. По рекомендации его первого наставника, известного русского живописца, академика Императорской Академии Художеств Михаила Николаевича Васильева(1830-1900) Феодосий Михайлович был утверждён в штат помощников профессора живописи Василия Петровича Верещагина(1835-1909), возглавившего в тот момент работу по росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры.
«Осень», около 1918 года, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея

С 1897 и по 1913 год Феодосий Михайлович прожил в Украине. Этот период его творчества был всецело посвящён монументальной живописи. Он увлечённо изучает стиль и особенности Васнецовских росписей во Владимирском соборе Киева. Влияние Васнецова особенно ощутимо проявляется в более поздних работах Вахрушова, которые он выполнил уже у себя на родине в храмах Тотьмы.
«Избушка лесорубов», 1920-годы, холст, масло, Тотемский краеведческий музей

Наряду с монументальной живописью, художник в эти годы увлечён и станковой живописью, обращаясь в этюдной манере к пейзажам южной природы, а в зимние месяцы, которые он проводил, как правило, в родной Тотьме, к пейзажам суровой северной природы в окрестностях городка и реки Сухонки. Ярко проявляет он себя в эти годы и как талантливый самобытный портретист.
«Портрет Наташи Дилакторской», 1911 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея

По мнению исследователя творчества Вахрушова искусствоведа и известного коллекционера Сергея Георгиевича Ивенского(1924 -….) период 1908–1913 годов стал временем расцвета дарования Вахрушова-пейзажиста:
«С каждым годом художник все больше любил родную природу, с каждым годом его сильнее и все более властно манил к себе образ родной земли, и он отчетливее понимал, что призвание пейзажиста, проснувшееся у него в годы странствий, стало истинным его призванием».
«Костёр на берегу реки», около 2016 года, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Начиная с 1914 года Феодосий Михайлович Вахрушов вновь обустраивается в Тотьме, где он ещё в 1906 году построил дом для семьи по собственному проекту. В это же время на одном из островов столь милой его сердцу Сухоны в 2 километрах от Тотьмы он поставил маленькую избушку, где подолгу жил и писал этюды.
«Над рекой Сухоной», 1910 год, Холст, масло. 101 x 157 см, Нижегородский государственный художественный музей

Почти все зрелые пейзажные произведения живописца связаны с образом Сухоны. Здесь он подолгу жил, никогда не испытывая одиночества, ловил и коптил рыбу, варил уху и писал, писал, писал родные места.
Именно здесь были найдены сюжеты для лучших пейзажных произведений художника, которые он всегда с большим успехом демонстрировал на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринодаре и в Вологде.
«На Сухоне», 1915 год, холст, масло, Тотемсккий краеведческий музей

Картины Вахрушова отмечены пониманием особенностей красоты родной земли. Будучи от природы чутким наблюдателем, он всегда безошибочно улавливал эмоциональный ритм, свойственный такой суровой, но, в то же время, столь прекрасной северной природе.
«На крутом берегу реки Сухоной», 1911 год, Холст, масло Нижегородский государственный художественный музей

Неспешное течение могучей красавицы Сухоны, спокойная, едва изогнутая линия горизонта с темной полосой дальних лесов – таким предстает перед внимательным зрителем в работах художника Север, всегда молчаливо-строгий, не каждому открывающий свою истинную красоту.
«Летом», 1916 год, холст, масло, Тотемский краеведческий музей

Феодосий Михайлович Выхрушов активно участвовал в деятельности Северного кружка любителей изящных искусств, существовавшего в Вологде с 1906 по 1920 год. Его организаторами и членами были представители местной интеллигенции. Среди них, помимо самого Вахрушова, были другие местные художники — Анна Николаевна Каринская (1871—1931) — русская художница, живописец-пейзажист, график, краевед Вологодской области, Николай Павлович Дмитревский (1890—1938) — русский советский художник-график, иллюстратор книг, искусствоведы Иван Васильевич Евдокимов (1887-1941)- краевед, Сергей Ростиславович Эрнст (1894 — 1980) — автор ряда монографий о русских художниках начала XX века, художественный критик, художник-график, Иван Васильевич Федышин (1885—1941) — реставратор древнерусской живописи, один из основоположников музейного дела на Русском Севере, первый собиратель и исследователь вологодской иконописи.
«Пейзаж с камнем», около 1910 года, бумага, акварель частное собрание

«Почётными членами» кружка были Илья Ефимович Репин(1844-1930) и Евгений Евгеньевич Лансере (1875—1946) — российский и советский художник, академик Императорской Академии художеств, будущий Народный художник РСФСР, а «постоянным членом» — художник и искусствовед Георгий Крескентьевич Лукомский (1884—1952).
«Под лучами весеннего солнца», около 1910 года, цветная графика, бумага, частное собрание

Феодосий Михайлович Вахрушов был среди избранных, поскольку уж он-то знал родные места как никто другой. Часто, взяв с собой лишь этюдник и альбомы, надев высокие охотничьи сапоги, отправлялся он пешком или на попутной телеге в окрестные, а подчас и дальние села и всегда привозил оттуда бесценный груз рисунков и акварелей, наполненный мотивами около сухонских пейзажей, редчайших памятников архитектуры и образцов народного зодчества.
«Пейзаж с рекой», 1915 год, холст, масло, частное собрание

Начиная с 1916 года Феодосий Михайлович уже практически безвыездно живет и работает в родном городе. Для экспозиции Тотемского краеведческого музея он выполняет сотни пейзажных и исторических рисунков, акварелей, картин. С членами Тотемского отделения Вологодского общества изучения Северного края (1915–1922) собирает для музея предметы народного искусства и церковной старины.
«В сосновом бору в Шевдевницах», около 1918 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Период 1919—1922 годов в жизни художника ознаменовался несколькими экспедициями, предпринятыми Вахрушовым по берегам реки Кокшеньге. Экспедиции были посвящены сбору экспонатов для музея (большей частью, предметы народного быта и декоративно-прикладного искусства) и регистрирации памятников архитектуры. Не забывал художник о холсте и кисти. Совместно с известным местным художником Евгением Ивановичем Праведниковым написал задники для отдела природы музея. Облик многих из храмовых построек, их интерьеры, не дошедшие до нашего времени, известны сегодня только благодаря этим работам художника.
«Под монастырской мельницей», 1920 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

В 1919 году Феодосий Михайлович вывез, и тем самым, спас художественные ценности из разорённого Спасо-Суморина монастыря под Тотьмой. В 1925 году совместно с учёными ленинградского Геологического музея Академии наук Вахрушов совершил несколько путешествий по Малой Северной Двине, в том числе, побывав на археологических раскопках, начатых ещё до него известным учёным-палеонтологом, профессором Владимиром Прохоровичем Амалицким (1860—1917) с целью изучения северодвинской фауны. Живя в Тотьме, Феодосий Михайлович Вахрушов одновременно являлся сотрудником вологодского Музея иконописи, сотрудничал также с Государственным Историческим музеем в Москве и с Музеем этнографии в Ленинграде.
«Тотьма, Вологодская область. Весна. Снег на реке Сухоне». Этюд. Около 1920-1921. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

С 1907 года Феодосий Михайлович Вахрушов являлся активным участником разнообразных художественных выставок. Он был членом и экспонентом Санкт-Петербургского (Петроградского) общества художников (1907, 1908, 1911, 1912, 1917, 1918), Московского общества любителей художеств (1908, 1910, 1911, 1913), Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде (1913, 1914). Участвовал в выставках: Весенних выставках в залах Императорской Академии Художеств (1907–1910, 1912, 1914), Осенних выставках картин (1908, 1909, 1912), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусства (1919) в Санкт-Петербурге (Петрограде); 6-й художественной выставке картин северных художников (1918), 1-й выставке картин и рисунков инициативной группы художников-вологжан (1928) в Вологде.
«Зимние дали», до 1918 года, холст, масло, Тотемский краеведческий музей.

Но не всё было безоблачно в творческой биографии художника. В конце 1920-х годов руководители Тотьмы усомнились в заслугах своего земляка. И шестидесятилетнему художнику, известному и уважаемому в городе, понадобилось настоятельно доказывать свою общественную полезность, а в 1930-м году Горсовет Тотьму даже принял решение отобрать у него дом, где находилась мастерская художника, построенный им еще в 1906 году на собственные средства по своему проекту.
Дом, в котором жил художник-пейзажист Феодосий Михайлович Вахрушов

Через год, 8 декабря 1931 года в возрасте 61 года Феодосий Михайлович Вахрушов умер от осложнений пневмонии. Умер, так и не узнав, как решилась судьба его дома…..
Место захоронения Феодосия Михайловича Вахрушова в Тотьме.

Прошло время, и лишь спустя два десятилетия земляки Феодосия Михайловича собрали его произведения на большую персональную выставку. С этого времени и началось серьезное изучение творчества Вахрушова. В наши дни основное наследие мастера сосредоточено на его родине в Тотемском музейном объединении и других музейных коллекциях Вологодской области.
«Эскиз интерьера храма». 1925 год, бумага, акварель, Тотемский краеведческий музей

Четырежды, в 1950, 1962, 1999 и 2006 годах усилиями местных энтузиастов и администрации Тотемского музейного объединения в залах Вологодской областной картинной галереи были проведены большие персональные выставки Вахрушова – «поэта северной природы». Выставки собрали большое количество посетителей и широко освещались в местных средствах массовой информации.
Выставка произведений Феодосия Вахрушова в Вологодской областной картинной галерее

Творчество Феодосия Михайловича Вахрушова представлено в ряде музейных собраний, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Вологодская областная картинная галерея, Нижегородский государственный художественный музей, Тотемский краеведческий музей.
«Деревенская церковь», 1914 год, бумага акварель, Вологодская Областная картинная галерея

Пройдёт время и творческое наследие замечательного художника Феодосия Михайловича Вахрушова будет по достоинству оценено благодарными потомками. Так будет, и в этом можно не сомневаться….
Памятник художнику в парке имени Феодосия Вахрушова в Тотьме.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .