Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 371. Горелов Гавриил Никитич(1880-1966).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Гавриил Никитич Горелов — замечательный русский и советский художник, признанный мастер батальных сцен, автор многофигурных полотен на историко-революционные темы.

Он был лауреатом премии Петербургского Общества поощрения художеств 1906 года, золотым медалистом Международной художественной выставки в Мюнхене 1911 года, лауреатом Сталинской премии 1950 года.

Окончив Пензенское художественное училище по рекомендации его директора без экзаменов был принят в Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств.

Был одним из любимых учеников Ильи Ефимовича Репина. Был пенсионером Академии, премированным поездкой в Италию, Францию и Германию за казённый счёт.

Вернувшись в Россию, входил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок и преподавал в Харьковском художественном училище.

Какая богатая, насыщенная событиями биография. А много ли мы знаем об этом художнике? Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

В чем обаяние его стиля? В необычайно трепетной эмоциональности его полотен. Всю жизнь Горелова привлекали народные бунты за вольную волюшку против царского гнета. Любил старину художник, но писал ее только тогда, когда она наводила мысли о настоящем. В будущее через прошлое смотрел живописец……
«Автопортрет в белой рубашке», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание

Гавриил Никитич Горелов родился 22 марта (3 апреля) 1880 года в селе Покровское Калеевской волости Московской губернии, Клинского уезда(ныне Волоколамский район Московской области) в крестьянской семье Никиты Осиповича и Анисьи Матвеевны Гавриловых. У них было семеро детей: три сына – Иван, Николай, Гавриил и четыре дочери – Ефросинья, Александра, Анастасия и Евдокия. Все они, кроме Ивана и Николая, прожили долгую и содержательную жизнь.
«Семейный портрет», 1919 год. Холст, масло. 71х87 см, Институт Русского реалистического искусства, Москва

По его собственному утверждению рисовать Гавриил начал с ранних лет.«Когда сельский учитель увидел мои рисунки, то купил мне в Стрелецкой слободе в лавке дешевых акварельных красок, — вспоминал художник. – Кисточки я сделал сам из шерсти и гусиного пера. Так я получил возможность раскрашивать свои рисунки в разные цвета».
«Дойка коров» середина ХХ века, Холст, масло, карандаш, 97х129 см, частное собрание

В начале прошлого века школы в селе Покровское не было, и своё обучение будущий живописец проходил в местной церковной сторожке. Именно в это время маленький Гавриил впервые увидел, как расписывают храм, и проникся желанием стать живописцем. Для этого он отправился в Москву, где поступил в учение иконописцу. Три года пробыл Горелов учеником и три года – подмастерьем в иконописной мастерской, где в конце концов стал считаться искусным богомазом.
«Крестьяне», 1910 год, холст, масло, 192 х 226 см, Арт-фонд семьи Филатовых

С 15 лет он уже жил самостоятельно на заработок от иконописи, работал у подрядчиков, а заработанные деньги посылал родным, впоследствии на свой же заработок и учился. Как и можно было ожидать, однообразная, скучная и бесплодная работа не могла удовлетворить талантливого юношу, и он, скопив деньги, решил учиться дальше. В 1898 году восемнадцатилетним юношей Горелов поступает в Пензенское художественное училище имени Н. Д. Силивёрстова, директором которого в это время был замечательный Русский жанровый живописец, академик, действительный член Императорской академии Художеств Константин Аполлонович Савицкий(1844-1905).
«Ряженные в деревне», 1906 год, холст, масло, 178 Х 212 см, Одесский художественный музей

Опытный педагог сразу распознал большое природное дарование и был поражён удивительным трудолюбием своего нового ученика. Все годы обучения Горелова в училище Савицкий всячески помогал и поддерживал его, а после окончания училища с отличием в 1903 году, снабдил его рекомендательным письмом, позволившим Горелову без вступительных экзаменов поступить для продолжения обучения в Высшее художественное Училище при Императорской академии художеств в С-Петербурге.
«Вид на Москву», 1916 год, холст, масло, частное собрание

Педагогами у Горелова в Училище были известный российский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Императорской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго», основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен Франц Алексеевич Рубо(1856-1928) и замечательный русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств Павел Петрович Чистяков (1832—1919).
«Ведут псов-рыцарей во Псков».1947 год, холст, масло, Псковский музей-заповедник

Из классов Училища через полгода Горелов был принят Ильёй Ефимовичем Репиным в свою мастерскую. Будущий художник вспоминал об этом событии, как о счастливейшем дне своей жизни: «Я благоговел перед ним, и даже самые короткие замечания и мысли Ильи Ефимовича об искусстве давали мне ясную и твердую программу». Находясь в классах и мастерской Гавриил Никитич участвовал и получал премии на конкурсах Академии художеств и предоставлял свои работы на Всероссийский конкурс Общества поощрения художеств.
«Ярмарка», 1925 год, холст, масло, 65 Х 42 см, частное собрание

Занятия Горелова в Академии художеств шли очень успешно. В студенческие годы определились творческие интересы Горелова — он начал работать в историческом жанре. На выставках Академии и Общества поощрения художеств он регулярно представлял картины на сюжеты из русской истории. В 1907 году за картину «Степан Разин на пути в Москву» Горелову была вручена юбилейная премия, как за лучшее произведение конкурса. В 1908 году художнику была присуждена 1 премия за картину «Осмеяние еретиков», которая в 1909 году на Международной выставке в Мюнхене была удостоена золотой медали, а в 1910 году на Весенней выставке удостоена 1-й премии имени Архипа Ивановича Куинджи. В 1908 году картина Гавриила Горелова «Осмеяние трупа Ивана Милославского» удостаивается 1-й премии на Международной выставке в Риме. Позже картина была снята с экспозиции выставки по просьбе правительством царской России.
«Осмеяние трупа Ивана Милославского» 1908 год, Холст, масло, 225 х 560 см, Государственный Русский музей, С-Петербург

В 1911 году Гавриил Горелов пишет свою дипломную работу «Чудо при погребении Александра Невского» для которой ему позирует сам Илья Ефимович Репин. Работа высоко оценивается Советом Академии и за неё художник получает золотую медаль, звание художника и право пенсионерской поездки за границу за казённый счёт.
«Волы», 2-я треть ХХ века, холст, масло, частное собрание

В этом же году новоиспечённый выпускник Академии отправляется в Италию, где в течение года работает не покладая рук. Во время пребывания за границей Гавриил Никитич изучает творчество великих мастеров. Он копирует картину Рубенса «Вакханалия». Она привлекла художника своей непосредственностью, силой жизни, сочным колоритом. Приехав в Рим, Гавриила Никитич изучает старую итальянскую живопись. Здесь из-под его кисти выходит ряд произведений на тему «Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа», за которые ему присуждается право на вторую заграничную командировку. В годы учебы в Академии в жизни молодого художника произошло еще одно памятное событие: он познакомился с А.М.Горьким на острове Капри в Италии.
«Восстание Болотникова». 1944 год. холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

За границей Горелов кроме Италии посещает Германию и Франции. Много и плодотворно работает. Планы художника нарушает разразившаяся на полях Европы Мировая война, и в 1914 году он вынужденно возвращается в Россию. Вернувшись, Горелов входит в Товарищество Передвижных Художественных Выставок и некоторое время преподаёт в Харьковском художественном училище, а также работает для издательства Кнебеля, с которым перед поездкой за границу заключил договор на написание 20-и исторических полотен, из которых было написано 12. В 1915 году он переезжает в Петроград. Здесь художник начал работать как монументалист.
«Обнажённые на солнце», 1916 год, картон масло, 44 Х 64 см, частное собрание

Октябрьский переворот 1917 года самым серьёзным образом изменил масштабы его творчества. Если раньше Горелов писал отдельные эпизоды русской истории, то теперь он переходит к изображению широких народно-революционных событий. Степан Разин, Емельян Пугачев и Иван Болотников становятся излюбленными героями его исторических картин.
«Бой Болотниковцев с войсками Шуйского», середина,ХХ века, холст, масло, 62х126 см, частное собрание.

В 1919 году Горелов участвует в конкурсе «Великая Октябрьская Социалистическая Революция» тремя своими картинами и получает сразу две премии II и III ранга за картины: «Крестьянское Восстание» и «Революция в деревне», а третья «Взятие Зимнего дворца» была приобретена в Музей Революции в Петрограде. В 1920 году он работает над темой, «Степан Разин» и пишет панно к Октябрьским торжествам.
«Порка крестьян в деревне», 1925 год. Холст, масло. Из собрания Музея современной истории России.

Одновременно с этим Гавриил Никитич чутко реагирует на все знаменательные события из жизни молодой республики Советов. Темами его произведений становятся образы руководителей республики, участвующие в строительстве нового молодого государства.
«Киров осматривает здание Днепровской ГЭС». первая половина ХХ века, холст, масло, частное собрание

В 1924 году Гавриил Горелов с семьёй переезжает в Москву и начинает преподавание рисования в школе 9-ти летке для беспризорников Волоколамского Детгородка, где организовывает художественную студию. Горелов участвует на конкурсе памятника тов. Свердлова и получает II премию.
«Выборы», первая половина ХХ века, холст, масло, 148х197 см, Институт современного реалистичного искусства, Москва

Он также с большим интересом работает в Музее Революции и пишет картины для выставки АХРР «Степан Разин на Волге» и для музея Революции «Призыв Разиным голытьбы».
«Война двух миров», 1919 год, холст, масло, Институт современного реалистичного искусства, Москва

В 1924 году после того, как Товарищество передвижных художественных выставок влилось в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), Горелов становится членом этой Ассоциации.
«Крестьянское восстание», 1923 год, холст, масло, 96 Х 151см, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева.

В 1925 году им были исполнены для экспозиции музея Революции три картины: «Пугачев творит суд в Казани», «Казнь Пугачева» и «Расправа с пугачевцами». С 1925 по 1927 годы Горелов был заведующим музея бывшего Донского Монастыря и написал «Похороны Вождя» и «9 января» для выставок АХРР.
«Пугачёв творит суд в Казани», 1925 год, холст, масло, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева.

В 1937 году Гавриил Никитич Горелов получил серебряную медаль Международной выставки в Париже. В 1937-38 годах он преподает в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.
«Плотина» 1934 год, холст, масло 80,3х100,3 см, частное собрание

В послевоенные годы творчество Горелова приняло ещё более идеологизированный характер — от серии портретов сталеваров завода «Серп и Молот» до известной картины «Сталин и три богатыря» (изображающей И. В. Сталина в рост на фоне знаменитого полотна «Богатыри»).
«Выступление В.И. Ленина перед работниками искусства». 1963 год, холст, масло, 300 Х 600 см, частное собрание

В 1949 году Указом президиума Верховного Совета РСФСР Гавриилу Никитичу Горелову было присвоено почётное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В этом же году постановлением Совета министров СССР живописцу была присуждена Сталинская премия третьей степени — за портреты сталевара завода «Серп и Молот» А. С. Субботина, мастера завода «Серп и Молот» И. В. Грачёва и картину «Знатный сталевар завода „Серп и Молот“ М. Г. Гусаров с бригадой».В 1950 году Горелов становится Лауреатом Государственной премии СССР.
«Дети в деревне», 1950-е годы, картон, масло, частное собрание

Гавриил Никитич Горелов был лауреатом премии Петербургского Общества поощрения художеств 1906 года, золотым медалистом Международной художественной выставки в Мюнхене 1911 года, лауреатом Сталинской премии 1950 года. Он был удостоен высокого звания Заслуженный деятель искусств, а в 1953 году стал действительным членом Академии художеств СССР.
«На Отдыхе», 1961 год, холст масло, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Гавриил Никитич Горелов скончался от лёгочной недостаточности 16 августа 1966 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище(участок №6).
«Бегство белых», 1930 год, Холст, масло, 120х296 см, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева

Гавриил Горелов – автор нескольких десятков картин, которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт – Петербурге, Центральном музее Советской Армии, Государственном музее революции СССР, музее религии и быта, Саратовском художественном музее имени А.Н.Радищева, в музее-галерее «Новый Эрмитаж – I» и других музеях и картинных галереях в нашей стране и за рубежом.
«Ленин и мальчики» 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .