Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 363. Буковецкий Евгений Иосифович(1866-1948).

Фигура знаменитого одесского художника Евгения Иосифовича Буковецкого, несомненно, является одной из ключевых для культурной жизни Одессы конца XIX — начала XX в.

Его дом, где первое время по четвергам, а затем по воскресеньям многие годы собирался весь цвет местной интеллигенции, был одним из самых значительных «культурных центров» этого города у моря.

В особняке на Княжеской жил и работал Пётр Александрович Нилус, здесь же провел последние «окаянные дни» 1919-20 годов перед эмиграцией Иван Алексеевич Бунин.

В 20-е годы прошлого столетия он стал одним из инициаторов создания художественного общества им. Кириака Костанди. С 1937 года начал преподавать в Одесском художественном училище.

Многочисленные портреты, созданные Буковецким, — это своеобразная история времени в лицах. Он написал сотни портретов своих сограждан, так что его по праву можно считать главным портретистом всей Одессы, всех тех, кто олицетворял собой славу и гордость этого Великого города.

Мы не могли пройти мимо фигуры этого замечательного художника, и очередной выпуск нашей Энциклопедии посвящён ему — Евгению Иосифовичу Буковецкому.

Итак, мы начинаем….

Евгений Иосифович Буковецкий был универсальным художником, ему одинаково хорошо удавались и портрет, и пейзаж, и жанровые сцены. Однако, любимым жанром художника был, вне всякого сомнения, портретный. Ему, как никому другому, удалось создать замечательную галерею лиц известных современников.
«У окна», 1920-е годы, холст, масло , 94×71 см, Херсонский художественный музей им. Шовкуненко.

Будучи очень остроумным и эрудированным человеком, он с лёгкостью умел разговорить свою модель — так, чтобы ухватить наиболее тонкие и характерные черты человека. Не зря Евгения Иосифовича называли «главный портретист Одессы»…..
«Одесса. Городской пейзаж, ул. Княжеская». 1900-е годы, холст, масло , 38×31.5 см. Херсонский художественный музей им. Шовкуненко.

Евгений Иосифович Буковецкий родился 17 декабря 1866 года в Одессе в семье известного и богатого предпринимателя Иосифа Буковецкого. Увлечение рисованием пришло к Евгению в раннем детстве, чему родители мальчика, культурные и очень образованные люди того времени, были очень рады.
«Женщина с перчаткой у зеркала», 1910 год, холст, масло, 96×71 см, Национальный художественный музей Украины, Киев.

Мальчик получил прекрасное домашнее образование, учился в Одесском реальном училище Св. Петра и Павла, а природные художественные способности совершенствовал в Рисовальной школе одесского общества изящных искусств(1888-1890), где его преподавателями были Кириак Константинович Костанди (1852—1921) — украинский художник греческого происхождения, академик Императорской Академии художеств и Геннадий Александрович Ладыженский (1852—1916) — русский художник, живописец-пейзажист, академик Императорской академии художеств.
«Женский портрет в интерьере», 1925 год, холст, масло, 98×79.5 см, Одесский художественный музей

Педагоги отмечали большое природное дарование своего ученика и выделяли его среди сверстников. В 1890 году за рисунок с гипсовых фигур и картину “В справочном бюро” Буковецкий был награжден двумя большими бронзовыми медалями.
«Портрет молодой женщины», 1890-е годы, холст, масло ,95×74 см, Херсонский художественный музей им. Шовкуненко.

В 1890 году по настоянию педагогов Рисовальной школы Евгений Буковецкий поступает на живописное отделение Императорской академии художеств, однако, по состоянию здоровья в том же году оставляет учебу и возвращается в Одессу, откуда в 1891 году отправляется поправлять хрупкое здоровье в турне по странам Европы. Молодой художник посещал музеи, галереи, учился в парижской Академии Жюлиана у Жана-Поля Лорана, побывал в Мюнхене и вернулся в родную Одессу в конце 1891 года.
«Бахча», 1893 год, холст, масло, 28.5×40 см, Запорожский художественный музей

После возвращения в Одессу, в 1891 году Евгений Буковецкий становится одним из основателей и активных участников выставок Товарищества южнорусских художников (1891-1915 годов, с перерывами). Вместе со своим другом, художником Петром Нилусом, он стал автором устава Товарищества южнорусских художников. Год спустя его картину «У богатого родственника» для своей галереи приобрел Павел Третьяков — это было публичное признание состоявшегося таланта Буковецкого.
«У богатого родственника» 1891 год, холст, масло Государственная Третьяковская галерея.

Буковецкий регулярно выставлялся в Москве и Петербурге на различных выставках, продолжительное время преподавал в Одесском художественном училище.
«Портрет А.М. Дерибаса», 1912 год, картон, масло, Одесский художественный музей

Буковецкий никогда не испытывал финансовых затруднений в своей жизни. Достаточно состоятельный, он не был связан необходимостью работать на заказ или специально преподавать, мало того, иногда он сам выступал в роли мецената. Так, выпуск юбилейного каталога V выставки ТЮРХ был осуществлен на его средства.
«В суде» 1895 год, холст, масло, 90×130 см, Национальный художественный музей Украины

Буковецкий работал как жанрист, портретист, пейзажист. Экспонировал свои работы также на выставках Товарищества Передвижных Художественных выставок (1892-1908 годы., с перерывами), на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), был членом-учредителем Одесского литературно-артистического товарищества (1897). В 1905 году Буковецкий участвовал в оформлении одесского художественного сатирического журнала “Звон”.
«Портрет женщины», 1910-е годы, холст, масло, 40×39 см, частное собрание

Его дом на улице Княжеской, 27, в начале века стал одним из главных культурных салонов Одессы. Не испытывая недостатка в финансовых средствах, Евгений Иосифович мог позволить себе жить так, как ему нравилось: писать картины, уделять достаточное время музицированию, коллекционировать старинные иконы, по четвергам принимать у себя творческую интеллигенцию.
«Портрет неизвестной», 1890-е годы, холст, масло , 53.3×39.6 см, Одесский художественный музей

Евгений Иосифович первым браком был женат на Вере Прокудиной, дочери богатого одесского купца, в браке у него родилась дочь Ирина. Друг Буковецкого, художник Петр Нилус жил и работал в его доме, а после скандального развода Евгения Иосифовича вел все его домашние и бухгалтерские дела. Супруга Буковецкого в 1917 году эмигрировала во Францию вместе с дочерью Ириной Евгеньевной Буковецкой.
«Портрет Веры Прокудиной», 1910 год, холст, масло, 38×37 см, Одесский художественный музей

В уютной гостиной Буковецкого часто бывали Кириак Костанди, Корней Чуковский, Алексей Толстой, захаживали знаменитый офтальмолог Владимир Филатов и авиатор Сергей Уточкин, историк Де Рибас и Иван Бунин. Гости всегда с большим удовольствием позировали хозяину дома, и со временем Евгению Иосифовичу удалось создать замечательную портретную галерею своих знаменитых гостей, за что за глаза его стали называть — «главный портретист Одессы». В свою очередь, сам хозяин салона стал прообразом нескольких произведений Ивана Бунина и Александра Куприна(в романе «Природа» он был взят прототипом главного героя.)
«Портрет Ивана Бунина», холст, масло, 69×58 см, Одесский художественный музей

Вот, как описывала Евгения Иосифовича В.Н. Муромцева-Бунина (Жизнь Бунина. Беседы с памятью. — М.,1989):
«…. Буковецкий был выше среднего роста, изящный, в меру худой, с правильными чертами лица, с волнистыми каштановыми волосами. Он обладал очень хрупким здоровьем, в молодости страдал сильнейшими мигренями и пролеживал в темной комнате по несколько дней сряду. Это был человек с большим вкусом и с причудами, со строгим распределением дня. Он года два тому назад пережил тяжелую драму: жена разошлась с ним и вышла замуж за его родного племянника».
«Лиман под Одессой», 1900-е годы, холст, масло, 45.5×52 см, частное собрание

После Октябрьской революции Одессу сотрясали беспорядки, отсюда уходили пароходы, увозящие эмигрантов в страны Европы. Как писалось выше покинули страну первая жена Буковецкого и его дочь. В 1919 году уехал его искренний и преданный друг, Петр Нилус. Буковецкий остался один и ушел в работу. В 1919 году основал в Одессе школу-студию. Среди его учеников был и замечательный художник Вадим Владимирович Лазурский, написавший об этом в своих воспоминаниях.
«Женщина на скамье», 1902 год, холст, масло,, 76×92 см, Винницкий художественный музей

Буковецкий часто выезжал за город на пленэр, писал портреты и бытовые сцены. В 1920 году по пути в эмиграцию в его особняке на Княжеской, 27 остановился Иван Бунин с женой Верой Николаевной — здесь они прожили больше года, здесь Бунин писал свой роман «Окаянные дни». Эти времена в своей повести «Трава забвения» подробно описал Валентин Катаев.
«Пейзаж с грядками», 1901 год, холст, масло, 22×27 см, частное собрание

После тяжёлого периода лихолетья и окончательного установления советской власти в Одессе, Буковецкий принимает окончательное решение остаться в Одессе. В 1922 году Буковецкий совместно с В.Ф. Лазурским и А.А. Кипеном становится одним из основателей и экспонентов Художественного общества им. Кириака Костанди (1925-1928 годы, с перерывами) при Доме ученых.
«Женский портрет», 1928 год, Картон, масло, 70х94,5. частное собрание

В среде одесской интеллигенции написанные им портреты пользовались большим успехом и на жизнь художник зарабатывал в эти годы портретированием.
«Пейзаж с дорогой», 1904 год, холст, масло, Одесский художественный музей

В 1923 году Евгений Иосифович Буковецкий повторно женится, его спутницей становится любимая модель, Александра Митрофановна Алексеева. После смерти мужа Александра Митрофановна жила в особняке на Княжеской, 27; хранила богатейшее наследие и архив своего супруга до своей смерти в 1956 году.
«Женщина в красном платке», холст, масло, 47×42 см, Херсонский художественный музей им. Шовкуненко

В 1937 — 1945 годах Буковецкий преподает в Одесском художественном училище.
Буковецкий всю свою жизнь собирал художественную коллекцию, основу которой составили произведения южнорусских художников и французских мастеров конца XIX – начала ХХ столетий. Среди картин французских художников его коллекцию украшали картины Аман-Жана, Таулова (Таулоу), И. Адлер, Мориса; из русских: эскиз (вариант) известной картины Поленова «Христос и грешница», Серова, Ап. Васнецова, Репина (портрет Ап. Васнецова), Дворникова, Костанди и друг. Много было картин старинных мастеров XVI, XVII и XVIII веков.
«Портрет жены художника», 1900-е годы , 19.5×13.7 см, карандаш, частное собрание

Евгений Иосифович Буковецкий пережил тяготы Второй мировой войны и скончался в родной Одессе 27 июля 1948 года в возрасте 82 лет. Художник был похоронен на Втором Христианском кладбище Одессы в присутствии большого количества одесситов, пришедших проводить его в последний путь. Ретроспективные выставки Евгения Буковецкого состоялись в Киеве в 1950 году и Одессе в 1960 и 1967 годах.
«Автопортрет» 1900-е годы, бумага, акварель, 27×22.6 см, Одесский художественный музей

В 1990 году по завещанию дочери Буковецкого, Ирины, в Одесский художественный музей был передан ряд работ ее отца. В 2017 году в знаменитом доме художника на улице Княжеской, 27 открылся частный музей-фотостудия «Парадная Буковецкого».
Княжеская улица, 27

В наши дни работы Буковецкого представлены в Одесском художественном музее, Херсонском художественном музее им. Шовкуненко, Винницком художественном музее, Запорожском художественном музее, Национальном художественном музее Украины и ряде частных собраний.
«Пейзаж. Тропинка», 1900-е — годы, холст, масло, , 29.2×23.7 см, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .