Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 362. Бродский Исаак Израилевич(1883-1939).

Творчество героя очередного выпуска нашей Энциклопедии, Исаака Израилевича Бродского, художника, по праву считающегося классиком соцреализма, условно делится на два периода :до и после революционный.

Он начинал свой творческий путь любимым учеником Ильи Репина, а закончил — директором Всероссийской Академии художеств.
Его оригинальный стиль, своеобразная «ажурная» техника пейзажа и исключительная реалистичность портретов еще в годы обучения являлись предметом зависти и копирования товарищей-студентов.
Он являлся автором многочисленных портретов Ленина и историко-революционных картин.

Он всегда был достойным последователем своих предшественников, рассматривая традиционное академическое образование и господствовавшую реалистическую школу в качестве основополагающих истоков своего творчества.

И тем, не менее его творчество оказалось практически забытым в наши дни, а фамилия упоминается лишь специалистами. Почему? Попробуем разобраться….

Итак, мы начинаем….

«…Сам Бродский очень мил…чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией…. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица….»(К.И.Чуковский)
«И. Бродский». Портрет работы Б. М. Кустодиева

Бродского часто называют основоположником соцреализма и одним из самых главных «официальных» живописцев советского Кремля. Он и в самом деле исполнил огромное количество портретов руководителей Страны Советов. А ещё писал великолепные пейзажи, жанровые картины и портреты самых разных людей…..
«Портрет Л.М. Бродской на террасе», 1908 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург

Исаак Бродский родился 25 декабря 1883 (6 января 1884) в селе Софиевка близ Бердянска (в то время — Таврическая губерния, ныне — Запорожская область Украины), в еврейской купеческой семье. Отец Исаака был купцом второй гильдии города Ногайска Таврической губернии.
«Зима», 1919-1922 годы, Холст, масло 80,5 х 136 см, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Увлечение рисованием пришло к будущему живописцу в раннем детстве, чему родители мальчика, видя его несомненный художественный талант, не препятствовали. В 1896 году Исаак окончил Бердянское городское училище.
«Автопортрет с дочерью», 1911 год, Холст, масло 72 x 99 см, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

В 1896 году Исаак Бродский уезжает в Одессу, где поступает в Одесское художественное училище, Педагогами Бродского в Училище были известный скульптор того времени, выпускник Миланской Академии художеств, ученик знаменитого скульптора Джорджио, Доминикович Иорини (1817 -1911), украинский и русский художник греческого происхождения, выдающийся педагог, Кириак Константинович Костанди (1852—1921)и русский художник, живописец-пейзажист, академик Императорской академии художеств Геннадий Александрович Ладыженский(1852—1916). Педагоги отмечали старательного ученика, постоянно выделяя его среди сокурсников.
«Сквозь ветви», 1907 год, Холст, масло 67 х 135 см, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

В 1902 году после успешного окончания художественного училища Бродский по совету педагогов и с рекомендательным письмом в кармане отправляется в С-Петербург, где продолжает своё обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Возникшее в результате реформирования в 1893—1894 годах Императорской академии художеств, Училище считалось тогда лучшим художественным образовательным учреждением в России.
«На даче», 1906 год, Холст, масло 97 х 82 см, Самарский областной художественный музей, Самара

Принятый, благодаря рекомендательным письмам педагогов одесского училища без вступительных испытаний на первый курс Высшего художественного училища, молодой художник был невероятно воодушевлен. Мог ли себе представить простой еврейский мальчик, выросший в глухой деревеньке в семье мелкого торговца, что будет учиться в столице, и не где-нибудь, а в самой Императорской Академии художеств? Казалось бы — нет, но Бродский стремился к получению наилучшего образования, и его мечта осуществилась.
«Зимка», 1910 год, Картон, масло. 18.3 x 28.3 см, Музей-квартира И.И.Бродского

Первый год обучения в Высшем Училище был всегда «общеобразовательным», студенты работали совместно, постигая азы академической школы. Далеко не все выдерживали тяжёлый режим обучения, но для выдержавших на втором году обучения следовало распределение студентов по мастерским педагогов. Наставником в одной из них выступал известный живописец, в прошлом выпускник Академии — Илья Репин, не обладавший видными педагогическими качествами, и практически не появлявшийся в Академии.
«Ледоход во Пскове», 1913 год, Картон, масло. 34.3 x 42 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник\

Однако, именно к нему жаждали попасть молодые художники, что и привело к небывалому числу студентов мастерской — вместо положенных тридцати-сорока человек у него обучалось девяносто. Упорному и крайне трудолюбивому юноше удалось настоять на своем и пробиться в ряды учеников Репина.
«Новолуние», 1917 год, Холст, масло. 61 x 81 см, Частное собрание

Многие специалисты советского периода сходились во мнении , что Исаак Бродский был «любимчиком» великого мастера Ильи Репина. Поводом к этому стало, очевидно, многолетнее дружеское общение художников. Справедливости ради, стоит сказать что Бродский никогда не был последователем Репина, ведь взгляды их во многом отличались. Великий мастер скорее вдохновлял молодого студента Академии художеств своей энергией и невероятным талантом, нежели учил его живописи. Тесное дружеское общение художников продолжалось и после ухода Репина из Академии, и после окончания Бродским обучения.
«Оттепель», 1910 год, Картон, масло. 73 x 101 см, Харьковский художественный музей

В 1912 в «Пенатах» Бродский и Репин взялись за одновременное написание портретов друг друга. Задача не была из простых, ибо, увлекаясь работой, художники не могли позволить себе тратить время на позирование. Решено было писать по отдельности. Работа Бродского, начавшего писать первым, привела Репина в восторг. Он несколько дней показывал портрет всем гостям, а друзьям писал: «с меня начал писать портрет И. И. Бродский, хорошо взял и интересно ведет: сходство полное. Я вижу себя и восторгаюсь техникой. Простота, изящество, гармония и, правда, правда выше всего, и как симпатично! Дай бог ему кончить, как начал. Да, он большой талант!». Но закончить, как начал, Бродскому, к сожалению, не удалось….
«Поздняя осень», 1907 год, Картон, масло. 44 x 99 см, Вологодская областная картинная галерея

В Высшем художественно Училище Исаак Бродский всегда отдавал предпочтение пейзажной живописи.Он много работал над пленэрными этюдами, которые его учитель, мягко говоря, не поощрял. Тем не менее каждое лето он выезжал на Академическую дачу в Тверскую губернию, где блестяще решал труднейшие пленэрные задачи.Оригинальный стиль художника, его «ажурная» техника пейзажа, крайняя реалистичность портретов часто становились предметом зависти товарищей-студентов. Бродского часто копировали, вызывая неизменное неудовольствие педагогов.
«Псков. Ветлы», 1913 год, Картон, гуашь, пастель. 21.5 x 31.7 см, Музей-квартира И.И.Бродского

Успешное окончание Академии далось Бродскому нелегко, ведь в пору обучения художник часто подвергался притеснениям. Он даже в период обучения попал в список неблагонадёжных студентов и был исключён из Академии, как «политически неблагонадёжный».
«Церковь», 1905 год, Бумага на картоне, акварель, карандаш, тушь. 24 x 18 см, Государственный Русский музей

Он попытался было снова поступить в академию, даже успешно сдал вступительные экзамены, но получил отказ. И только после вмешательства И.Е. Репина и ректора В.А. Беклемишева молодому художники позволили продолжить обучение.
«Портрет Любови Макаровны Бродской», 1908 год, Холст, масло 103 x 84 см, Государственный музей русского искусства, Киев

В 1908 году, в связи с окончанием академии, Бродский представил две программные картины: «Портрет Л.М. Бродской» и «Тёплый день». За последнюю картину художник был удостоен Большой золотой медали и права на заграничную творческую поездку за государственный счёт.
«Тёплый день», 1908 год, холст, масло, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

В 1909—1911 годах на деньги Академии Исаак Израилевич ездил по программе пенсионерства по Германии, Франции, Испании и Италии, в частности посетил на острове Капри Максима Горького.
«Италия», 1911 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стипендию, а затем и заграничную поездку ему с трудом выбил у Совета академик Архип Иванович Куинджи, которому художник до конца жизни был благодарен за помощь. На Капри, в частности, было написано полотно»Сказка»
«Сказка», 1911 год, Холст, масло. 105 x 185 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь

Из своей зарубежной поездки Исаак Бродский постоянно высылал в адрес Совета академию свои работы и эти работы так впечатлили руководство академии, что Совет Академии принял решение о дополнительной заграничной командировке для талантливого художника.
«Осёл на острове Капри». 1910 год, холст, масло, частное собрание

По окончании Академии, с практикой к Бродскому постепенно пришла уверенность в собственной технике. Он писал преимущественно пейзажи, реже портреты и уж совсем редко композиционные полотна.В это период художник пишет серию портретов, которые пресса называет «замечательными».
Портрет 3.С. Штильман. 1916 год, Холст, масло. 89 x 83 см, Государственный Русский музей, С.-Петербург

Бродский много и увлечённо работает, критики и публика принимают его работы очень благожелательно.У него нет отбоя от заказов, финансовое положение художника становится прочным.
«Опавшие листья», 1915 год, Холст, масло. 98 x 76 см, Государственная Третьяковская галерея

Стиль Бродского называют «европейским модерном» — сюжеты большинства его полотен этого периода при некоторой салонной красоте, достаточно экзотичны и красочны, наполнены деталями и особой графической изощрённостью.
«Осень», 1912 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Он охотно участвует в выставках «передвижников» и «Мира искусства», также в 1917 году и позже в 1920-е годы Бродский активно участвует в выставках в Академии художеств. Художник неоднократно экспонировал свои работы на выставках «Товарищества южнорусских художников», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников».
«К весне», 1914 год, Холст, масло. 65 x 87.5 см, Одесский художественный музей

Летом 1917 он начинает портрет Александра Керенского (заканчивает уже в 1918, когда Временное правительство было свергнуто).
Портрет А. Ф. Керенского. 1917 год. Холст, масло.

После революции, которую Исаак Бродский встретил восторженно, он стал официальным художником новой власти, подобно Жак-Луи Давиду, ставшему в своё время официальным художником первой французской республики.
«Ленин и манифестация», 1919 год, Холст, масло. 90 x 135 см, Государственный Исторический музей

Увлечённый революционной стихией и желанием увековечить события, участником которых он стал, Бродский сознательно оказывается на стороне победивших большевиков. Оказался сознательно.
«Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна», 1924 год, холст, масло, Центральный ордена Ленина музей Революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России).

После революции Бродский много работает над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина, а также Луначарского, Ворошилова, Фрунзе, Калинина, Зиновьева и других.
«Владимир Ильич Ленин в Смольном», 1930 год, Холст, масло. 198 x 324 см, Государственная Третьяковская галерея

Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР.
«Портреты Сталин», Холст, масло. 131 x 102 см, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году так отметил стиль работы художника:
17 февраля «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.
«Расстрел 26 бакинских комиссаров». Холст, масло, 285 x 176 см, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова

В 1932 году Исаак Израилевич становится профессором, а с 1934 года и директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Его учениками были такие известные советские художники, как Александр Иванович Лактионов (1910—1972), Юрий Михайлович Непринцев(1909—1996), Виктор Михайлович Орешников(1904—1987), и Пётр Петрович Белоусов (1912—1989).
«Золотая осень», 1913 год, Холст, масло 135 х 150, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

В 1934 году Исаак Бродский, после награждения его первым из советских художников орденом Ленина, удостаивается чести возглавить только что созданную Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде.
«Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября», 1934 год, Холст, масло. 285 x 200 см
Государственная Третьяковская галерея

В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе» и «Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт».В 1939 году Бродский стал доктором искусствоведения.
«Выступление В.И.Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года», 1929 год, Холст, масло. 280 x 555 см, Государственный Исторический музей, Москва

При всей своей загруженности Исаак Израилевич находит время на написание любимых им русских пейзажей. В ту пору были написаны «Летний сад осенью» и «Аллея парка».
«Парк осенью». 1929 год, Холст, масло . 65 x 87 см, Бердянский художественный музей им. И.И.Бродского, Украина

Исаак Израилевич Бродский скончался 14 августа 1939 года в Ленинграде в возрасте 55 лет. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Ленинграда. Надгробие на могиле было выполнено скульптором Б. Ф Кратко, архитектор В. С. Васильковский.
Могила И. И. Бродского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Посмертно, в 1940 году, вышла автобиографическая книга Исаака Бродского «Мой творческий путь». В центре Ленинграда, по адресу площадь Искусств, дом 3 в бывшей квартире художника был создан его музей. В честь художника в сентябре 1940 года была переименована Михайловская улица близ Невского проспекта (после Перестройки ей было возвращено прежнее имя).
«Летний сад», 1922 год, Холст, наклеенный на картон, масло. 40 x 50 см, Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Вот и закончился наш рассказ об этом талантливом художнике и интересном человеке. Как нам кажется, все разговоры о Исааке Бродском, как о придворном советском художнике, который пресмыкался и лакействовал перед советской властью ради наград и материальных выгод не имеют под собой серьёзного основания. Художник принял революцию и советскую власть всей душой, и работал не за ордена и премии, а за совесть. Он был и навсегда останется художником революции и основателем социалистического реализма. Нам так кажется…..
«Автопортрет», 1901 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .