Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 357. Батурин Виктор Павлович(1863-1938).

Герой очередного выпуска нашей Энциклопедии — замечательный русский живописец, Виктор Павлович Батурин.

Многие ли сегодня помнят это имя? К сожалению, нет.

Его учителями были: П. С. Сорокин и С. И. Иванов — скульптура, И. М. Прянишников и П. А. Десятов — живопись. Живопись в натурном классе преподавали: В. Е. Маковский, Е. С. Сорокин и В. Д. Поленов.

Участвовал в трёх выставках Товарищества Передвижных Художественный выставок, являлся одним из организаторов Товарищества
Принимал активное участие в выставках Петербургского общества художников, был членом общества с 1910 года.

С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветёт», была куплена для коллекции дома Романовых.

Картины Батурина экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году, на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции находились в Румянцевском музее и в Цветковской галерее.

Как нам кажется, достаточно для того, чтобы познакомиться с творчеством этого мастера более подробно….

Итак, мы начинаем….

Виктора Павловича Батурина можно отнести к числу тех деятелей искусства, которые в свое время, а что касается Батурина — до Первой мировой войны, были очень популярны в своей среде, но в трудные годы, последовавшие после октябрьского переворота, были незаслуженно забыты. Его работы приобретались и для коллекции дома Романовых, и в самые крупные частные собрания (Цветков, Щукин, Морозов, Гиршман, Солдатенков, Кувшинов, Оглоблинский), что открывало перед художником самые радужные перспективы, но советская реальность первых десятилетий после революции обесценила заслуги художника в череде драматических событий тех лет.

Виктор Павлович Батурин родился 1 октября 1863 года в селе Становом Жердевской волости Новосильского уезда Тульской губернии в небогатой дворянской семье . Отец — Батурин Павел Петрович, из разорившегося дворянского рода, ведущего историографию с XV века, получил военное образование.
«Цветник перед домом», 1926 год, холст, масло, 49,4 x 68 см, частное собрание

Мать — Анна Никифоровна Никишина (по другим данным Соболева, 1843 года рождения), с 14 лет была крепостной в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной. По принятому в те годы обычаю, как внебрачный ребёнок, Виктор Павлович носил фамилию по крёстному отцу — Иванов.
«Пейзаж», 1906 год, холст, масло частное собрание

Виктор Павлович учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в городе Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования, карандашом и акварельными красками и учителя рисования Некрасов и Савелов рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году он был вынужден уйти из 5- го класса реального училища и осенью 1882 года по конкурсному экзамену был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
«Пейзаж с рекой», 1886 год, холст, масло, частное собрание

Его учителями были Павел Семенович Сорокин(1839-1886)-художник, график, академик Императорской Академии художеств, Сергей Иванович Иванов(1828-1903)- русский скульптор, академик Императорской Академии художеств, Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894)- русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств, Павел Алексеевич Десятов(1820-1888) — русский живописец второй половины XIX века, академик Императорской Академии художеств.
«Пейзаж, Долина реки», 1902 год, холст, масло, частное собрание

Педагогами живописи в натурном классе были Владимир Егорович Маковский(1846-1920)- русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены, Евграф Семенович Сорокин(1821-1892) — русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи и Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
«Алупка», 1912 год, холст, масло, 42 х 60 см, частное собрание

Позже прибавились по живописи и рисованию Клавдий Васильевич Лебедев(1852-1916) — русский исторический и церковный живописец, академик живописи и действительный член Императорской Академии художеств и Николай Васильевич Неврев(1830-1904) — русский исторический и жанровый живописец, в будущем один из ярких представителей Товарищества Передвижных Художественных выставок .
«Охотник на лугах», 1928 год, холст, масло, Иркутский областной художественный музей

Виктор Павлович был освобожден от общеобразовательных наук, так как программа 5 класса Реального училища соответствовала программе школы Живописи, за исключением специальных предметов.
«Весенний пейзаж», 1914 год, холст, масло, 50 x 89 см, частное собрание

Каждый месяц в Училище проходили экзамены по искусству, и лучшие рисунки учеников отбирались и по окончании года по этим рисункам учеников переводили в следующие классы. На рождественских каникулах в школе устраивались ученические выставки картин, скульптуры и архитектуры.
«Охотник с собакой», 1930 год, холст, масло, Музей-усадьба В.Д.Поленова

В Москве Виктор Павлович учился и жил очень бедно, получая от родителей 7-10 руб. в месяц. Вместе со своими школьными товарищами баронами Николаем Клодтом(1865-1918), будущим российским живописцем-пейзажистом, и Евгением Клодтом(1867-1935), будущим российским, советским художником, архитектором, писателем, Алексеем Кориным(1865-1923), будущим русским художником и членом Товарищества Передвижных Художественных выставок и Василием Мешковым(1867-1946), будущим русским советским живописцем и графиком, они проживали в то время в Ляпинском общежитии.
«Морской берег. Коктебельская бухта», 1912 год, холст, масло, частное собрание

В свободное время Виктор Павлович пропадал в Третьяковской галерее и Румянцевском музее, занимаясь копированием представленных там полотен. Ему начали заказывать копии с картин, и появился первый заработок. Наконец-то он начал сам зарабатывать деньги и перестал быть зависимым от чрезвычайно бедно живших родителей.
«Морской берег. Скалы у Семеиза», 1912 год, холст, масло, частное собрание

Школу живописи, ваяния и зодчества Батурин окончил в 1888 году, приняв участие в последний раз в ученической выставке неожиданно давшей ему 1500 руб. В газетах и толстых журналах «Артист» и «Русская Мысль» его работы получили хорошую и благожелательную критику.
«Крестьяне идущие по лесной дороге», 1894 год, холст, масло, 58 х 89,3 см, частное собрание

Спустя некоторое время на заработанные средства Батурин выстроил себе в Становом мастерскую, где им было написано много картин. Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и другие места.
«Зимний пейзаж», 1910 год, холст, масло, Ульяновский областной художественный музей

Большое участие в судьбе Виктора Батурина принимал приятель его отца, присяжный поверенный Куприянов Х.В., живший в Москве. Это он посоветовал молодому художнику взять несколько уроков мастерства у известного художника Григория Григорьевича Мясоедова(1834-1911), а в дальнейшем и поработать под его началом. Он же и познакомил Батурина с известным мастером.
«Хутор», 1905 год, холст, масло, частное собрание

Под руководством и по приглашению Мясоедова Батурин работал у него на даче в Павленках под Полтавой. Много писал с натуры. Здесь был написан этюд для картины «Рубка леса», выставленной Виктором Павловичем на его последней ученической выставке. Картина была продана в первый же день выставки. Этюд к этой картине был куплен Павлом Третьяковым и ныне находится в Третьяковской галерее.
«Рубка леса», 1888 год, Холст, масло. 71 x 53.8 см, Государственная Третьяковская галерея

Виктор Батурин был активным участником деятельности Товарищества Передвижных Художественных выставок(ТПХВ). Он участвовал в трех выставках Товарищества передвижников. (в Петербурге и Москве — 19-й в марте-мае 1891 год, 20-й в феврале — мае 1892 года и 35-й в январе — марте 1907 года).
«Нарышкинские камни», 1900-е годы, холст, масло, частное собрание

Батурин являлся одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников. Эти выставки побывали в городах Орел, Тверь, Ярославль и др. Участвовал в выставках Петербургского общества художников – член общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для Зимнего дворца.
«Цветник. В усадьбе», 1900-е – 1910-е годы, Холст, масло, 45 х 71 см., частное собрание

О творчестве Батурина высоко отзывался А.И. Куинджи, чьим мнением особенно дорожил, а завет летние месяцы проводить в пленэрах безукоризненно выполнял на протяжении всей жизни за редким исключением.
«Крымский пейзаж», 1928 год, холст, масло, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого

Виктор Павлович планировал продолжить своё обучение Императорской Петербургскую Академию. Собрав все свои этюды, он отправился в Санкт-Петербург на просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи. Хорошо знавший Батурина по его учёбе в МУЖВЗ ректор Академии Владимир Егорович Маковский, представил его Куинджи. По окончании осмотра этюдов Куинджи обнял Виктора Павловича и сказал:»Поезжайте, работайте летом, а осенью приезжайте прямо ко мне в мастерскую». Батурин был очень рад, получивши такой хороший отзыв о своих работах от такого великого пейзажиста, как Куинджи. К сожалению, судьбой было определено иначе, и учеба Батурина в Академии не состоялась….
«Пруд», 1904 год, холст, масло, частное собрание

В 1888—1890 годах Батурин работал, совместно с другими художниками России, художником-декоратором Большого театра в Москве. С 1890 по 1911 год он состоял преподавателем рисования в частной гимназии Вишневской в Москве.
«Фруктово-винный натюрморт», 1936 год, холст, масло, частное собрание

С 1911 по 1914 годы Батурин состоял на службе рисовальщиком на фабрике Полякова в Москве. Отделывал в Москве особняки в различных стилях. Расписывал церкви в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове (около ст. Павшино).
«У пруда», 1906 год, холст, масло, Национальный художественный музей, Варшава.

Постепенно к Батурину приходила известность. Москва все больше и больше узнавала Виктора Павловича, работ с выставок ему никогда не приходилось брать обратно, все картины принимались выставками и продавались на них.
«Ока. Зимний пейзаж». 1890-е годы, холст, масло, частное собрание.

Существенным образом поправилось и материальное положение художника. Виктор Павлович жил хорошо. Значительные суммы денег он отправлял родителям – благодаря ему все братья и сестры получили образование.
«Цветущий луг», 1900-е годы, холст, масло, частное собрание

Картины его экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896), («Сектантское кладбище»), на Всемирной выставке в Сан-Луи (1904), на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции находились в Румянцевском музее, в Цветковской галерее.
«Запруда’, 1898 год, холст, масло, музей Л.Н.Толстого в Москве.

Батурин писал в основном, пейзажи и натюрморты (масло, акварель): “Ненастье”, “Весенний день”, “Закат (1885, Музей-усадьба В.Д.Поленова), ”Рубка леса” (1888, Гос.Третьяковская галлерея)*, ”Горный пейзаж” (там же), «Среди засек» (~ 1892), “На хуторе”, “Москва-река” (1909, Иркутский областной художественный музей), “Весенние сумерки” (1910, там же), “Крымский пейзаж” (1910, Ульяновский областной худ. музей), “Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне” (1911, Музей Л.Н.Толстого в Москве), “Дворик в Ясной Поляне”, “Пейзаж в Крыму” (1912, Тульский областной худ. музей), “Домик лесника” (1926, там же), “Полевые цветы” (1937), “Сад цветет” (~ 1911), “Морской берег. Коктебельская бухта” (1913 в семье Трындиных), “Морской берег. Скалы у Семеиза” (1913, там же), “Речка в горах” (1923), “Горная долина” (1925), “Пейзаж. Долина реки” (1900-1910) и др.
«Крымский пейзаж», 1910 год, холст, масло, Ульяновский областной художественный музей.

Нельзя не упомянуть о дружбе Виктора Павловича с Ильей Львовичем Толстым. В 1914 году Виктор Павлович вместе с сыном Кириллом жил в имении Ильи Львовича Толстого в Калужской губернии — Мансурово, давно был знаком и с семьей Льва Николаевича Толстого, часто бывал у них в Ясной Поляне, писал этюды, и многие из этих этюдов были подарены им в Московский музей Льва Николаевича Толстого.
«Алупкинский дворец», 1910 год, холст, масло, холст, масло, 62 x 44, 5 см, частное собрание

В это время картины Виктора Павловича пользуются огромным успехом, во всех частных галереях Москвы и Петербурга имелись картины Батурина: у Цветкова, Щукина, Морозова, Гиршмана, Солдатенкова, Кувшинова, Оглоблинского и др.
«Цветник в Ясной Поляне», 1929 год, холст, масло, Музей Л.Н.Толстого в Москве.

После октябрьского переворота Батурин был назначен преподавателем черчение и рисование в школе II ступени и в Школе Водного Транспорта. В 1923-26 годах писал этюды на Алтае, где сопровождал экскурсию учеников Школы Водного Транспорта.
«В сосновом лесу», 1906 год, холст, масло, 107 Х 78,2 см Павлодарский областной художественный музей

В этот период он написал несколько картин и через Илью Львовича Толстого, жившего в то время в Америке, отправил их на продажу в Америку. Это давало ему средства на жизнь.
«На охоте», 1910-е годы, холст, масло, частное собрание.

В апреле 1924 года Батурин заболел от переутомления, доктора запретили ему заниматься в школах, и он был признан инвалидом 2-й группы. В это время он пишет декорации для клуба Водников, городского театра, рабочего клуба. Принимал участие в Московской выставке 1923 года, в Иркутске в 1925 году и две картины подарил в Иркутский музей.
«Гроза», 1930 год, холст, масло, Иркутский областной художественный музей.

В 1932 году Виктор Павлович переехал в Куйбышев, где жила сестра его жены. В Куйбышеве он заболел (у него был инсульт и парализована левая рука). В Куйбышеве же была его последняя персональная выставка, все картины были куплены местным художественным музеем Куйбышева.
«Тропинка между деревьями», 1913 год, холст, масло, частное собрание.

Виктор Павлович Батурин скончался 14 октября 1938 года в возрасте 75 лет в Куйбышеве, где и был похоронен.
«Плотина», 1902 год, холст, масло, Иркутский областной художественный музей.

В наши дни работы Виктора Павловича Батурина украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Иркутского областного художественного музея, Самарского областного художественного музея, музея Льва Николаевича Толстого в Москве, севастопольского художественного музея им. Крошицкого, национального художественного музея в Варшаве и многочисленные частные собрания.
«В усадьбе. Цветущая сирень», 1906 год, холст, масло, 35,5 х 53,6 см, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .