Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 356. Аладжалов Мануил Христофорович(1862-1934).

«…Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России и умел находить в нем массу разнообразия. Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз и повторял….»(Е. Киселёв)

Герой очередного выпуска нашей Энциклопедии — русский и советский художник-пейзажист, преподаватель, Мануил (Эммануил) Христофорович Аладжалов.

В московской живописной школе конца XIX- начала XX века — если рассматривать её с точки зрения пейзажного жанра, наряду с такими выдающимися мастерами как К. Коровин, И. Левитан, и М. Нестеров, внимание современных любителей живописи всё чаще привлекают ранее довольно скромно звучавшие имена, такие как П. Петровичев, А. Степанов, Н. Досекин, С. Виноградов, В. Переплетчиков, К. Первухин, С. Жуковский, Л. Туржанский, Н. Мещерин.

В этом ряду нельзя не назвать и Мануила Христофоровича Аладжалова, заслуженно причислявшегося к заметным живописцам первой трети ХХ века, продолжавшим традиции русской пейзажной школы.
Всех этих художников объединяла одна среда, одни и те же неизменные традиции — прежде всего Училище живописи, ваяния и зодчества.
Уроки и наставничество Саврасова и Поленова, а затем и влияние Левитана и Коровина, которое трудно переоценить, обусловили многие определяющие черты их творчества.

Наше сегодняшнее повествование о Мануиле Христофоровиче Аладжалове.

Итак, мы начинаем…..

Художник-пейзажист Мануил (Манук, Эммануил) Христофорович Аладжалов остался в истории русского искусства как тонкий пейзажист, активный участник художественной жизни. Его работы во многом заложили основы советской пейзажной школы.
«На Волге», 1890 год Холст, масло, 52х80 см, Химкинская картинная галерея

Мануил Христофорович Аладжалов родился 8 июня 1862 года в городке Нахичевань близ Ростова-на-Дону (Нахичевань-на-Дону) в купеческой семье. Увлечение рисованием пришло Мануилу в раннем детстве. Родители, видя несомненное природное дарование сына, отдали его в художественном училище Ростова-на-Дону, где он получил начальное художественное образование.
«На Клязьме»,1902 год, холст, масло, 16,5х24 см, Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки

Далее, по совету педагогов последовал переезд юноши в Москву и его обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Мануила в Москве были выдающиеся русские художники и замечательные педагоги: Алексей Кондратьевич Саврасов(1830—1897), Владимир Егорович Маковский(1846-1920), Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894), благодаря которым он проникся любовью к русскому реалистическому пейзажу.
«Весна. Черная речка», 1916 год, Холст, масло. 55 x 73 см, Химкинская картинная галерея

Также с большой теплотой и симпатией к Мануилу Аладжанову относились и другие его педагоги, такие замечательные мастера русской кисти, как Исаак Ильич Левитан(1860-1900), Абрам Ефимович Архипов(1862-1930), Константин Андреевич Коровин(1861-1939).
«Деревенский пейзаж», 1910 год, Холст, масло, Государственный Литературный музей

Мануил Аладжалов был очень старательным и усердным учеником. Его работы часто отмечались педагогами. В 1887 и 1889 годах за рисунок и этюд Мануил Аладжалов был награжден двумя малыми серебряными медалями, а в 1890/1891 годах — большой серебряной медалью. В те годы само время способствовало быстрому выходу молодых живописцев на самостоятельный путь: в стране возникало немалое число объединений художников, устраивалось большое число различных выставок.
«Осень. Коровы у воды», Холст, масло. 49 x 64 см, Государственная Третьяковская галерея

По окончании Училища Аладжалов стал неразлучен с Левитаном. Они вместе ездили они в Саввину слободу, жили в Плесе на Волге, работали в усадьбе Н. Мещерина Дугино на Пахре — излюбленных художнических местах, где часто можно было встретить Коровина, Малютина, Грабаря, Виноградова, Бакшеева и многих других художников.
«Пруд», 1908 год, холст, масло, 38,5×63,3 см, частное собрание

Такое тесное общение Аладжалова с великим пейзажистом (а эта близость иногда приводила к курьезным упрекам Левитану со стороны Аладжалова в заимствовании мотивов) оказывалось несомненно благотворным и полезным для для молодого художника.
«В поле», 1902 год, холст, масло, частное собрание

Такие особенности левитановской живописи, как чуткость к состояниям природы, ее цветосветовой гармонии, умение в незаметном мотиве найти пластическую красоту, способность проникнуться и передать тончайшие нюансы жизни природы, найдя им адекватный изобразительный язык, — находили благодатную почву в душе Аладжалова, получали непосредственное отражение в его творчестве.
«Весна в деревне», Холст, масло. 71 x 106 см, Химкинская картинная галерея

В последующие годы художник большей частью жил и работал в Москве. В книге «Среди московских художников» ее автор Е. Киселев пишет: «…Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России и умел находить в нем массу разнообразия. Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз и повторял, стараясь уловить в нем новый звук, новое состояние, и, находя, переносил на свои небольшие полотна светлую грусть русских деревень, покой и тишину русских вечеров, мягкость и теплоту русской жизни».
«Зима» Не позднее 1901 года, Холст, масло 36,9х55,4, Государственная Третьяковская галерея

Вместе с тем, Аладжалов неоднократно путешествовал по средней полосе России и Волге, неизменно привозя из путешествий многочисленные этюды и наброски, впоследствии превращавшиеся в замечательные полотна, отражавшие необыкновенную природу Российской глубинки.
«К весне. Деревня весной», 1900 год, Бумага на картоне, масло 36,2х54 Государственная Третьяковская галерея

В 1893 году было создано Московское Товарищество художников, где вокруг Поленова, Архипова, Коровина сгруппировались молодые художники, в том числе и Аладжалов, работы которого были сразу же отмечены критиками.
«Болото» Не позднее 1900 года, Холст, масло 12,3х30,8, Государственная Третьяковская галерея

Начав участвовать ещё в ученических выставках, в последующие времена Мануил Аладжалов с успехом демонстрировал свои пейзажи на выставках Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижников, Союза русских художников..
«Река. Этюд» Холст, масло 20,2х36 Государственная Третьяковская галерея

Новым этапом самоопределения молодых художников, вошедших в Московское Товарищество, стала «Выставка 36-ти художников», открытая в конце 1901 года. Здесь выступили лучшие московские художники — от Серова и Врубеля до Рябушкина и Малявина. И на первой, и на второй выставках заметно преобладали пейзажисты — «наследники Левитана». Их успех был общепризнан.
«Деревня летом». Между 1908 и 1914 годами, Холст, масло, 80,3х115,5 Государственный Русский музей

Аладжалов принимал активное участие в работе многих художественных объединениях России конца XIX — начала XX столетия, таких, как Союз русских художников, Московское Товарищество художников, Объединение художников реалистов, Товарищество передвижных художественных выставок и ряда других.
«Зимний пейзаж», Холст, масло, 31х36 см, Государственный Русский музей

«Союз русских художников» возник в 1903 году, как одно из наиболее значительных и авторитетных художественных объединений, просуществовавшее два десятилетия. Среди учредителей «Союза» значится и Аладжалов. «Союз» имел огромное значение для становления молодых художников, для дальнейшего развития русской живописной школы и, конечно, для утверждения национального пейзажа.
«Пейзаж с рекой» Холст, масло, 43х63 см, Оренбургский музей изобразительных искусств

Особое лирическое мироощущение, любовь к родной природе, поэтичность и правда мировосприятия — все это привлекало зрителей на выставки «Союза». Все лучшее в творчестве Аладжалова связано было именно с этим объединением.
«Пейзаж», 1883 год, Холст, масло, 29х40 см, Плёский музей-заповедник

После прекращения деятельности «Союза» Аладжалов переходит в «Жар-цвет», а с 1927 года — в Общество художников-реалистов, объединившее как «союзников» — Малютина, Петровичева, Туржанского и других, так и передвижников — Бакшеева, Касаткина, Келина, Савицкого.
«Пейзаж с паровозом», 1920-1930-е годы, Картон, масло, 29,5х43,5 см, Плёский музей-заповедник

Аладжалов экспонировал свои работы на ученических выставках в МУЖВЗ (1882–1885 годах, 1887–1891 годах), выставках Московского общества любителей художеств (1889–1890 годах, 1892–1899 годах, 1901 года; с 1893 года он — член Общества Московского товарищества художников (1894, 1895, 1897 годов), ТПХВ (1900–1902 годов), 36-ти художников (1901–1903 годов), «Мира искусства» (1903 года).
«После заката», 1908 год, холст, масло, 27х39 см., Плёский музей-заповедник

Аладжалов входил в художественный кружок «Среда». В 1902 году преподавал в Центральном строгановском училище технического рисования (Строгановском художественно-промышленном училище).
«Избы. Сельский пейзаж», 1904 год, Холст, масло, 22,5х36 см., Раменский историко-художественный музей

Как отмечают многочисленные искусствоведы, с годами манера художника претерпевала значительные изменения, становясь более раскованной, его живопись делалась светоноснее, разнообразнее становились композиционные приемы, но он никогда не отходил от прежней привязанности к подвижным состояниям природы, к трогательной эмоциональной окраске мотива, тишине и безлюдности природы.
«Зимой», Не позднее 1918 года, Холст, масло, 44,5х56,2 см., Ульяновский художественный музей

Многочисленные холсты Аладжалова были посвящены природе средней полосы России различных времен года: «К весне», «Зима в деревне», «Лето в деревне», «Лунная ночь», «Зима», «Ранняя весна», «Летний вечер», «В Плесе Костромском», «На реке Москве», «Плоты», «Начало весны», «Река в лесу», «Дали и небо», «Деревенская улица».
«Деревенская улица», 1908 год, Холст, масло, 16,5х24 см, Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки

Мануилу Аладжалову не удалось в своём творчестве стать вровень со своими знаменитыми учителями, но он был действительным членом, если так можно выразиться, второго эшелона русских художников-пейзажистов. Именно поэтому работы Мануила Аладжалова охотно раскупали коллекционеры, и в наши дни они присутствуют в экспозициях многих музеев страны.
«На погосте», 1912 год, Фанера, масло 21,3х28,3 см, Химкинская картинная галерея

Излюбленными мотивами художника были летние деревенские пейзажи. Аладжалов писал густыми пастозными мазками, используя ограниченное число красок, стремясь к сохранению впечатления натурной непосредственности и свежести цвета.
«Разлив», Холст, масло, 14х23,8 см, Химкинская картинная галерея

Главной страстью художника было непосредственное переживание русской природы, главной художественной задачей — выявление и поэтическое выражение образа родной природы. В этом заключается несомненная историческая заслуга Мануила Аладжалова.
«Весна в деревне», 1904 год, Холст, масло, 71х106 см, Химкинская картинная галерея

После революции 1917 года Мануил Аладжалов продолжал активно работать. В 1927 году он стал одним из членов-учредителей Общества художников-реалистов (участвовал в первой и второй выставках Общества; 1927–1928). Экспонировал свои работы на 2-й Государственной выставке картин в Москве (1919), выставке объединения «Жар-цвет» (1925), выставках советского искусства за рубежом.
«Дали», 1906 год, Холст, масло, 29,8х53 см, Химкинская картинная галерея

Мануил Христофорович Аладжалов скончался 19 февраля 1934 года в Москве. Похоронен был на Армянском Ваганьковском кладбище.
«Зима» Холст, масло 46х70 см, Художественный музей Алтайского края, Барнаул

Аладжалов заслуженно принадлежит к заметным живописцам первой трети ХХ века, продолжавшим традиции русской пейзажной школы. В своем творчестве художник последовательно раскрывал красоты природы центральной России. Он остался истории русского искусства как тонкий пейзажист, активный участник художественной жизни.
«Деревня зимой», 1906 год, Холст, масло 42х70 см, Художественный музей Алтайского края, Барнаул

Работы Мануила Христофоровича Аладжалова находятся в Государственной Третьяковской Галерее в Москве («К весне», 1900), ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого, Химкинской картинной галерее, Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, а также имеются в музеях Астрахани, Вологды, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Омска, Пензы, Перми, Раменского, Саранска, Твери, Тюмени, Ульяновска, Якутска и других.
«На Волге», 1902 год, картон, масло, Химкинская картинная галерея

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .