Энциклопедия мировой живописи(очередной 265 выпуск)
Выпуск 265. Маковский Владимир Егорович(1846-1920).
Вне всякого сомнения, в области бытовой живописи в русском искусстве Владимиру Егоровичу Маковскому нет равных. Являясь, благодаря своему таланту и упорному труду непревзойдённым мастером яркого короткого рассказа в живописи, художник в своём творчестве продолжал и развивал лучшие традиции основоположников русской жанровой живописи — В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.
Владимир Маковский родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества(МУЖВЗ).
Егор Иванович Маковский, человек умный, образованный и богато одаренный, на свои скромные средства (он служил бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений) составил значительное собрание редких, высокохудожественных гравюр и картин.
У него были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского, картины старых мастеров. Бескорыстно, всем сердцем любя искусство, он и сам учился рисованию и живописи, в чем достиг значительных успехов
Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой всегда проходили с большим успехом.
Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами.
С детства Владимира окружала благодатная атмосфера искусства и творчества. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера.
В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства – ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков.
Интерес к рисованию проявился у маленького Владимира в раннем детстве, чему родители были несказанно рады.
Первым учителем Владимира был близкий друг отца, замечательный русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.Василий Андреевич Тропинин(1776-1857).
В 1861 году, в пятнадцатилетнем возрасте Владимир Маковский исполнил свою первую жанровую картину «Мальчик, продающий квас».
В этом же году Маковский поступил в основанное отцом училище, сыгравшее впоследствии важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, и воспитании художественных вкусов и способностей будущего художника.
(Справка: В 1832 году по инициативе Е.И. Маковского был создан первый натурный класс в Москве, вскоре превратившийся в Художественный класс, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества)
Ко времени поступления Маковского в училище, особое внимание в нём уделялось соблюдению широких демократических традиций, успешно реализованных в творчестве замечательного русского художника Василия Григорьевича Перова(1834-1882), вся творческая деятельность которого была самым тесным образом связана с повседневной жизнью училища, в котором он был одним из ведущих преподавателей, горячо любимым и почитаемым учениками.
Непосредственными учителями Маковского кроме Перова были известный русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи Евграф Семёнович. Сорокин(1821-1892), прекрасный рисовальщик и опытный педагог, и замечательный портретист Сергей Константинович Зарянко, ученик Венецианова, требовавший от молодых художников постоянной внимательной работы с натуры. Под их руководством В. Маковский получил хорошее систематическое профессиональное образование.
Учился Маковский легко и увлечённо, быстро переходя из класса в класс, а многочисленные награды, которыми были отмечены его ученические работы, убедительно свидетельствовали о его несомненных творческих успехах. К этому периоду относятся работы художника «Домашняя сцена» (1863-1864), «Мастерская художника» (1865) и «Приезд станового в деревню» (1866 ).
В них отчётливо просматривается большая жизненная наблюдательность автора и мастерство спокойного уверенного повествования.
Училище Владимир Маковский закончил в 1866 году с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
Комиссией было отмечено, что
«..при некоторой сухости, жесткости колорита, излишней выписанности деталей произведение привлекает стройностью композиции, ясностью содержания, точностью рисунка.»…
В некоторых персонажах картины угадываются знакомые лица: пожилой человек — Е. И. Маковский, молодая девушка справа — невеста художника Анна Петровна Герасимова.
После окончания училища Маковский отправился в Петербург и продолжил обучение в Императорской Академии Художеств,
Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Владимиру Маковскому широкое признание.
Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль Виже-Лебрень за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.
В это время художник много пишет и рисует с натуры. Его ранние рисунки и акварели, выполненные с большим мастерством,имеют ясно выраженную социальную направленность. Эти работы, близкие по духу к происходящим в обществе процессам , обращают на себя внимание художников и критики.
В это же время вместе с уже известными и маститыми художниками : Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, молодой Маковский принимает участие в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников», 1867). Эта работа полностью соответствовала творческим исканиям художника, так как изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.
В 1969 году, в жизни Владимира Маковского произошло радостное событие — торжественное бракосочетание с Анной Петровной Герасимовой (1848-1898).
Маковский перехал в дом тестя,и длительное время с семьёй жил у него, пользуясь его поддержкой . В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий живописец, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором.
Пытаясь заработать для семьи, Маковский вынужден был брать различные заказы, рисуя для различных московских иллюстрированных изданий, расписывая плафоны и занимаясь иконописью. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания. В этом плане очень автобиографичен сюжет картины художника «Деспот семьи. В мастерской художника.», написанной в 1893 году во время работы над заказом для храма Христа Спасителя в Борках, причём одна из неоконченных икон, изображенных на картине, — копия его «Преображения» для Спасова монастыря.
Примечательно, что в качестве работы для заработка художник изобразил именно свои занятия иконописью.
С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике. Художника начинают привлекать и волновать образы крестьянских детей с их непосредственностью и близостью к природе. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут в дальнейшем сквозь все его творчество.
Это и «Игра в бабки»(1870), и «Крестьянские мальчики»(1880), и «Пастушки»(1903).
Художник не раз будет в своём творчестве возвращаться к теме «Ночное», находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин — поздний вариант его конкурсной работы «Ночное» (1879), находящийся в наши дни в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
С большой симпатией изображает художник детей, их серьезность, увлеченность в картине «Игра в бабки» ставшей первой картиной Владимира Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника. Меценат отмечал особую выразительность в передаче сценки, где все захвачены азартом игры и исключительную выписанность отдельных деталей одежды, пейзажа. .
В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств Владимиром Маковским была представлена картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Картина имела успех, а её автору стали прочить славу жанриста.
Картина была отмечена замечательным русским критиком и публицистом второй половины XIX века Владимиром Васильевичем Стасовым:
«Владимир Маковский — один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи… Нынешняя его ,,Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».
Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики».
За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.
Картины «В приемной у доктора» и «Любители соловьев» имели шумный успех не только у русской публики, но и на всемирной выставке в Вене.
Эти картины, по словам В. В. Стасова, занимали «очень почетное место на выставке». Он говорит о них как о картинах, «идущих в самую глубь русской народной жизни». В иностранной прессе неоднократно отмечались оригинальность и сила этих произведений, их самобытность и национальный характер.
В 1872 году «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии», состоявшее при Московском университете, организовало в Москве выставку, открытую к двухсотлетнему юбилею Петра I.
Для этой выставки готовился «Севастопольский альбом», к работе над которым были приглашены В. Е. Маковский и И. М. Прянишников(1840-1894).
Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».
В настоящее время вся серия хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Глубинные изменения в обществе и общая демократизация искусства во второй половине XIX века в России была закономерным фактором исторического развития. В области изобразительного искусства выражением новых настроений явилось создание Товарищества передвижных художественных выставок, устав которого был подписан 2 ноября 1870 года
В 1872 году Владимир Маковский стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Будучи с самого начала одним из наиболее деятельных членов Товарищества, Маковский , участвовал почти во всех его выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
На каждой новой выставке появлялись новые полотна художника (по условиям, принятым Товариществом, на передвижные выставки принимались только новые произведения, нигде ранее не публиковавшиеся и не выставлявшиеся).
Образы жанровых картин художника всегда были очень различны, но в то же время характерны и типичны.Сюжеты картин он строил на малозначительных эпизодах повседневной жизни. Это свойство произведений Маковского стало особенно заметно при сравнении с «хоровыми» картинами передвижников, которые поднимали серьезные социальные и нравственные проблемы.
Маковский в отличие от них не осуждал явления современной жизни, а скорее интересовался поведением людей в разных ситуациях, то мягко подсмеиваясь, то снисходительно иронизируя, то сопереживая своим героям, одержимым той или иной страстью.
Иногда он оставался равнодушным к своим персонажам, тогда просто хладнокровно наблюдал и фиксировал, стараясь не делать нарочитых выводов и не читать нотаций.
Постепенно юмористический настрой картин Маковского начинает меняться.
В картинах художника всё отчётливее начинают проявляться тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорблённых.
В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.
1879 год ознаменовался в творчестве Владимира Маковского созданием знаменитого полотна «Осуждённый», о котором В.В.Стасов сказал, что в этой картине художник сумел «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».
В каждой картине Маковского имелась интрига, которую он мастерски использовал при композиционном решении полотна. Художник ловко разыгрывал драматургию своих жанров на удачно выстроенных сценках.
Разного рода мелкие бытовые детали и подробности всякий раз удачно дополняли создаваемый образ. Владея талантом психолога, он проникал в душевный мир персонажей, выявляя типическое, посредством верно найденной характерной позы и выразительного жеста, а мимика лишь усиливала общее впечатление.
1880-е годы – период наивысшего творческого успеха художника. Маковский предстаёт в эти годы крупным мастером-рассказчиком. По общей выразительности и меткости созданных им художественных образов с Маковским не мог сравниться, никто из его современников.
В эти годы он создал наиболее весомые произведения, завоевавшие большую популярность у русской публики и названные критикой «картинами – новеллами». В скромных по размеру полотнах художник развернул пронзительные «внутренние драмы», посвященные судьбе бедного и бесправного, маленького и несчастного человека
В 1881 году Маковский создаёт «Крах банка» одно из наиболее значительных своих полотен, выразительно повествующее о трагической повседневности.
Маковский мастерски показал трагизм и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Работа была высоко оценена критиками и показала художника глубоким знатоком человеческого характера..
Позже из под кисти художника выходят проникнутая искренним внутренним сочувствием к городской бедноте картина «Свидание»(1883 год), и «На бульваре»(1886-87 годы) повествующая об отношении города и деревни.
Тонким лиризмом и внутренним напряжением проникнута и живописная работа мастера «Объяснение», написанная в 1889-1891 годах.
С 1882 по 1894 годы Владимир Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова.
В эти годы он вновь занялся иконописью, создавая образы для церкви и часовни в Борках.
В 1892 году Маковскому было присвоено звание профессора.
Вплоть до 1894 года художник жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
На VII выставке ТПХВ в 1882 году Маковский представил работы «Узник», «Оправданная», неоднозначно встреченные критиками и публикой.
В 1894 году Владимир Маковский переехал в Санкт-Петербург,
где возглавил класс жанровой живописи в Высшем художественном училище Императорской Академии Художеств. В Академии был изменён Устав и частично заменён профессорско-преподавательский состав. В качестве профессоров-преподавателей были приглашены Илья Ефимович Репин(1844-1930), Архип Иванович Куинджи(1842-1910) и Иван Иванович Шишкин(1832-1898).
.
Учениками Маковского в разные годы были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов.
Маковский много путешествовал. В путешествиях за границу он все время старался проводить в музеях или работать на пленере. Много дали ему поездки на Волгу.
В 1896 году художнику довелось присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал очевидцем трагедии на Ходынском поле.
Гибель сотен людей глубоко потрясла Маковского; его впечатления отразились в картинах «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», (последняя долгое время была запрещена цензурой).
Особо отмечена она была на Всемирной лондонской выставке, где в 1910 году была показана впервые).
В 1898 году Маковский овдовел, но вскоре повторно женился на певице Ольге Андреевне Макаровой.
Жил Маковский по сравнению с другими, в особенности московскими членами Товарищества, достаточно зажиточно, имея в банке значительный по тем временам для художника капитал, но всё, что он имел, было заработано упорным трудом, постоянной, систематической работой.
Картины Маковского высоко ценились и были очень дороги: сотни и тысячи рублей.
Среди покупателей художника были лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи: Академии или Александра III, редко Третьяковская галерея, которая во времена позднего передвижничества, после смерти Третьякова, почти перестала приобретать вещи старых передвижников, находя, что они уже сказали своё и к прежнему ничего прибавить не смогут.
События первой революции в России 1905 года нашли отражение в творчестве Маковского картинами «Допрос революционерки»(1904 год) и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове»(1905).
После октябрьской 1917-го года революции многое в жизни Владимира Маковского изменилось. Императорскую Академию художеств закрыли, а 1918 году Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Оставшись в Петрограде, Маковский до последних дней не оставлял творческой работы.
В 1918 году на 46-й выставке передвижников было представлено много его последних работ. Они реалистично отражали окружающую советскую действительность , были одобрены властью, хотя и представляли из себя уже достаточно посредственные произведения…. Ободренный успешным выступлением на выставке, Маковский за несколько месяцев до смерти выполнил эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Гос. Третьяковская галерея).
Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен был в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
Творческое наследие Владимира Егоровича Маковского трудно переоценить. Cвыше четырёхсот картин, множество иллюстраций и акварелей выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое и правдивое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории.
Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в его умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности никогда не навязывалась зрителю , а воспринималась им как собственное суждение о происходящем.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .