Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 355. Ярцев Григорий Фёдорович(1858-1918).

Знакомясь с членами Товарищества Передвижных Художественных выставок, очень часто сталкиваешься с фамилиями художников, волею разных обстоятельств незаслуженно забытых своими потомками.

Одним из таких художников является герой очередного выпуска нашей Энциклопедии, замечательный русский художник-пейзажист, архитектор и путешественник, Григорий Фёдорович Ярцев.

Он был из тех отечественных художников, кто старательно развивал удивительное явление нашего изобразительного искусства конца XIX века — русскую пейзажную живопись.

Его творчество непосредственно связано с его путешествиями, которые он часто совершал по заданиям Русского географического общества, путешествуя по Сибири, Алтаю, Кавказу, многим другим российским губерниям и регионам.

Его виды южной природы, южные селения неизменно пользовались большим и заслуженным успехом у общественности, которая знакомилась с ними в том числе и на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.

К великому сожалению, высот многих именитых представителей русской пейзажной школы того времени Ярцев не достиг, и его имя с течением времени постепенно забылось, что на наш взгляд абсолютно незаслуженно.

А раз так, наше сегодняшнее повествование о нём — Григории Фёдоровиче Ярцеве.

Итак, мы начинаем….

Творчество этого удивительного живописца самым непосредственным образом было сязано с его путешествиями, которые он нередко совершал по заданиям Русского географического общества: путешествовал по Сибири, Алтаю, провел много времени на Кавказе, побывал в других российских губерниях и регионах, некоторое время прожил во Франции.

Григорий Фёдорович Ярцев родился 24 января 1858 года в семье небольшого чиновника в Москве. Увлечение рисованием пришло в раннем детстве, чему родители мальчика не препятствовали.
«Летний пейзаж», 1893 год, холст, масоло, частное собрание

Первоначальное художественное образование Григорий Ярцев получил в воскресных классах Строгановского училища. В 1877 году по настоянию отца Ярцев поступил на естественный факультет Московского университета. Несмотря на то, что особого интереса к учёбе не испытывал, выполняя волю отца, в 1882 году московский университет успешно закончил.
«Горный пейзаж с рекой», 1891 год, холст, масло частная коллекция

В течение всего периода обучения в университете не прекращал заниматься живописью, твердо решив посвятить ей всю оставшуюся жизнь. В начале 1980-х годов занимался живописью под руководством выдающегося русского художника, мастера исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагога Василия Дмитриевича Поленова(1844 — 1927) и замечательного русского живописца-пейзажиста, активного участника Товарищества передвижных художественных выставок, академика и действительного члена Императорской академии художеств Александра Александровича Киселёва(1838 — 1911).
«Полосатые камни», 1899 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество художника всегда было непосредственно связано с его многочисленными поездками. По заданиям Русского географического общества он путешествовал по Сибири, Алтаю, провел много времени на Кавказе, побывал в других российских губерниях.
«Пруд в имении Трубецких, Ахтырка», 1896 год, Холст, масло, 63×96 см, частное собрание.

С 1885 года Григорий Ярцев стал принимать участие в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок.
«В кавказских горах», Холст на картоне, масло 45 x 29.5 см, частное собрание

Руководством Русского географического общества Григорий Фёдорович был направлен для работы в Крым, где длительное время работал лесничим, построил для себя по собственному проекту дом в Ялте, флигель которого сдавал Максиму Горькому.
«Цветущие фруктовые деревья» ,1900 год, 40×67 см, холст, масло, частное собрание

На знаменитых широких балконах этого гостеприимного дома за большим самоваром в неторопливых разговорах сиживали Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Иван Бунин, Максим Горький, Ольга Книппер-Чехова, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Николай Телешов, Александр Куприн, Мария Ермолова, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Михаил Нестеров и многие, многие другие.
«Дом художника Григория Фёдоровича Ярцева в Крыму» — Ялта

«Люди, львы, орлы и куропатки…» – эти знакомые всем строки Антон Павлович Чехов, по одному из источников, написал в небольшом флигеле той же ялтинской дачи Григория Фёдоровича. И одному из своих героев в повести о московской жизни под названием «Три года» Чехов дал фамилию своего друга Ярцева.

В 1900 году две работы Григория Фёдоровча Ярцева экспонировались на Всемирной выставке в Париже и были удостоены серебряной медали.
«Эльбрус», 1888 год, холст, масло, Кисловодский мемориальный музей Н.А. Ярошеко

В 1907 году за неблагонадёжность Григорий Ярцев был выслан из Ялты. Жудожник вернулся в Москву и стал работать помощником у архитектора Павла Петровича Малиновского(1869-1943). Имел частную архитектурную практику в Москве, в 1912 году построил доходный дом Мазинга (Малый Знаменский переулок, 7/10 и доходный дом по Зубовскому бульвару, 15 (ок. 1910).
«Яйла, Крым», 1897 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ярцев состоял членом Русского технического общества и строительной комиссии по сооружению университета имени Шанявского. Георгий Ярцев был активным членом кадетской партии, октябрьский переворот не принял.
«Горный пейзаж», 1900 год, холст, масло, музей изобразительных искусств республики Карелия

Ярцев активно писал виды южной природы, южных селений, которые неизменно пользовались большим и заслуженным успехом у общественности, Работы художника неизменно выставлялись на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
«Алтай», 1887 год, Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Григорий Фёдорович Ярцев скончался 17 февраля 1918 года в Москве от тяжелейшей простуды и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Речка в Соколово», 1893 год, холст, картон, масло, 23,3 х 45,3 см, ВХНРЦ им ак.Грабаря

Творческое наследие Григория Ярцева не очень велико, многие его произведения не пощадило жестокое время, они были либо утеряны, либо вывезены владельцами за границу. Учитывая, тот факт, что высот многих своих современников, именитых представителей русской пейзажной школы того времени Ярцев не достиг, его имя с течением времени постепенно забылось и сейчас знакомо только специалистам.
«Село», 1890 год, Холст, масло 43 х 43, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

Редкие работы мастера, появляющиеся в наши дни в каталогах ведущих аукционных домов нашей страны и зарубежья, тем не менее, пользуются неизменным успехом у коллекционеров и высоким уровнем оценки.
«Пейзаж с рекой» 1892 год, холст, масло, 54×80.5 см, частное собрание

В наши дни работы Григория Ярцева украшают экспозиции Государственного литературного музея, Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Севастопольского художественного музея им. П.М.Крошицкого, музеев Серпухова, Одессы и Харькова.
«Крымский вид близ татарского села», 1880-е годы, холст, масло, 46 х 30 см, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .