Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 353. Щербиновский Дмитрий Анфимович(1867-1926).

Герой нашего сегодняшнего повествования — Дмитрий Анфимович Щербиновский, русский живописец-импрессионист, педагог, один из любимых учеников Павла Чистякова и Ильи Репина.

Расхожее выражение: «Кто умеет работать — работает, кто не умеет работать — учит, как это надо делать»,несомненно, как и любое другое, имеет свои исключения, и творчество замечательного художника Дмитрия Анфимовича Щербиновского лучшее тому подтверждение!

Все свои силы и весь свой талант он направил на обучение молодых дарований, хотя посвяти он свою жизнь своему индивидуальному творчеству, со временем, по мнению многих его современников, из него мог вырасти очень сильный и значительный в творческом отношении мастер.

Так считал и Василий Поленов, когда ознакомившись с авторскими работами молодого художника, настоятельно рекомендовал ему поступать в Академию художеств.
Выделяли его среди студентов тех лет и Павел Чистяков с Ильёй Репиным. Да и работы художника, вне всякого сомнения, подтверждают эту высокую оценку.

Всё это лишь предисловие к биографии этого замечательного художника, имя которого оказалось совсем незаслуженно забытым в наши дни. Сегодня мы попытаемся исправить это досадное, по нашему глубокому убеждению, недоразумение..

Итак, мы начинаем….

«Он действительно работает целый день и делает такие неимоверные успехи, что завидно… Теперь я думаю, что он не забудется и натворит много чудес, притом будет творить их долго». (И.Э.Грабарь)
Дмитрий Анфимович Щербиновский родился 13 (25) января 1867 года в купеческой семье в уездном городе Петровске, Саратовской губернии.Рисовать начал рано. «Времени, когда не рисовал, не помню»,— говорил он впоследствии.
«Пароход», 1902 год, картон, масло — Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В детстве юноша не раз бывал в мастерской местного живописца Тихобразова — навсегда запомнились ему краски, холсты, доски на мольбертах. Но совсем нескоро удалось ему осуществить детскую мечту — стать живописцем. Первоначальное художественное образование Дмитрий Щербиновский получил во время учёбы в Саратовском Александро-Мариинском реальном училище у Василия Васильевича Коновалова.
«Речка в лесу», 1919 год, холст, масло, частное собрание

Окончив училище, Щербиновский, следуя воле родителей, поступает на юридический факультет Московского университета. Не оставляет он и занятия живописью, продолжая рисовать и писать этюды, знакомится с художниками. подружился с художниками. Дмитрий Анфимович близко сошёлся с Сергеем Васильевичем Ивановым(1864-1910), будущим академиком Императорской академии художеств и Абрамом Ефимовичем Архиповым(1862-1930), будущим передвижником.
«Трио», 1894 год, бумага, гуашь — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Совсем скоро Щербиновский оказывается в самой гуще художественной жизни Москвы, «своим» в узком кружке тогдашних мэтров Константина Серова, Константина Коровина и Исаака Левитана, а тогдашние корифеи художественного мира России Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927) и Василий Иванович Суриков(1848-1916) в буквальном смысле в нём души не чаяли, лестно отзываясь о его чудесных рисунках и светлых солнечных этюдах. Юный Игорь Эммануилович Грабарем впоследствии скажет, что его встреча Щербиновским была решающей в его выборе профессии художника.
«Ампир», 1904 год, холст, масло — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Во время учёбы в университете Щербиновский неоднократно посещает знаменитые рисовальные вечера Поленова, который настоятельно рекомендует ему продолжить своё художественное образование. Именно Поленов привил молодому художнику любовь к западноевропейской живописи, значительно повлиявшей на сложение его художественного языка.
«Профиль офицера», 1895 год, холст, масло — частное собрание.

Сразу после окончания в 1891 году Императорского Московского университета, Щербиновский успешно сдаёт экзамены и поступает в Императорскую Академию художеств, параллельно занимаясь в «домашней академии» русского художника и педагога, мастера исторической, жанровой и портретной живописи, академика, профессора и действительного члена Императорской Академии художеств, Павла Петровича Чистякова(1832 — 1919).
«Март», 1914 год, холст, масло — Национальная галерея Республики Коми.

В Академии Щербиновский очень быстро становится всеобщим любимцем и самым блестящим студентом 1890-х годов.Особенно его отличал Чистяков, сложную систему которого начинающий художник сумел постичь в малейших деталях и впоследствии очень успешно использовал в своей педагогической деятельности.
«Дама с зонтиком от солнца», 1899 год, холст, масло — частное собрание.

С 1894 года Дмитрий Анфимович учится уже в мастерской Ильи Ефимовича Репина, получая наглядные уроки мастерства у прославленного живописца. Репин также выделявшего его среди учеников. Выпускная картина Щербиновского «Комната присяжных поверенных во время перерыва заседаний», выполненная под руководством И. Репина, была приобретена Академией художеств и принесла молодому выпускнику звание художника и право на заграничную пенсионерскую поездку.
«Девушка-крестьянка», 1921 год, холст, масло — Калужский областной художественный музей

С 1898 года, в качестве пенсионера Императорской Академии художеств, Дмитрий Анфимович за казённый счёт обучался в Париже в Академии Родольфо Жюлиана у Тони Робер-Флёри. Он также посещал многочисленные выставки, музеи, рисовал, знакомился с методами преподавания изобразительного искусства в художественных школах и академиях.
«Девушка в саду», 1912 год, картон, масло, частное собрание

Все прочили молодому художнику блестящее будущее, но из своей заграничной поездки художник не привез ничего такого, что могло бы удивить требовательную и искушённую публику, и было бы лучше сделанного им раньше.
«Канал в Париже», 1900 год, холст, масло, Луганский областной художественный музей.

Щербиновский по-прежнему писал размашистым импульсивным мазком в импрессионистической манере, его парижские этюды были такими же солнечными и цветистыми, как и те, которые он привозил в студенческие годы из своего родного Петровска и Саратова. Однако, то, что было новым и смелым в 1880-е годы, в начале 1900-х годов казалось уже «вчерашним днём».
«Художница», Конец XIX — начало XX века, Холст, масло, 102,5 х 69,5 см, Ивановский областной художественный музей

После неудачной выставки 1902 года, сильно разочаровавшей почитателей таланта художника, Шербиновский практически перестает выставляться и полностью посвящает себя педагогической деятельности
«Дама в лодке», 1913 год, холст, масло,частное собрание.

Вначале он пробует свои силы, преподавая на первых порах в студии княгини Марии Клавдиевны Тенишевой(1858-1928), русской дворянки, общественного деятеля, художницы-эмальера, педагога, меценатки и коллекционера, а с 1904 года совместно с русским пейзажным живописцем- импрессионистом, Константином Константиновичем Первухиным(1863-1915) в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (с 1918 года Первых Свободных государственные художественных мастерских), позже в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
«Портрет актрисы Парижского театра «Гранд опера» Рене», 1897 год, холст, масло — Чувашский государственный художественный музей.

Известный впоследствии художник Борис Дмитриевич Григорьев(1886-1939) и еще несколько «мечтательных» строгановцев занимались в частных художественных классах, открытых в 1905 году Щербиновским в своей мастерской и квартире на Большой Дмитровке. Работали, «…да как! Казалось, от волнения сгорят уши, обуглятся и отвалятся»… В памяти воспитанников училища Дмитрий Анфимович сохранился и как увлекательнейший собеседник.
«Обнажённая», 1906 год, холст, масло, 54.5 x 69.8 cm, частное собрание.

За свою преподавательскую деятельность Дмитрий Анфимович Щербиновский Высочайшим Указом Его Императорского Величества был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. За свою почти 30-летнюю свою службу Щербиновский воспитал целую плеяду прекрасных художников. Среди них можно назвать В. Н. Яковлева, А. В. Шевченко и Б. Д. Григорьева, с благодарностью вспоминавших уроки мастера.
«Сидящая женщина в голубом с мандолиной», 1901 год, холст, масло, Калужский музей изобразительных искусств

В 1914 году Дмитрий Анфимович становится экспонентом, а год спустя и членом Товарищества передвижных художественных выставок, участвовуя в XLII и с XLIV по XLVI выставках Товарищества.
«Осенний пейзаж», конец XIX — начало XX века , холст, масло, Калужский музей изобразительных искусств

Уже в советское время Дмитрий Щербиновский вел во ВХУТЕМАСе класс анатомического рисования, который был создан для студентов всех факультетов. Кроме пластической анатомии, на некоторых факультетах профессор преподавал ещё и рисунок. Также он преподавал в Mocковском кустарно-художественном техникуме, состоял в Согласии художников Москвы «Изограф», Совете Профессионального союза художников-живописцев Москвы (СОЖИВ).
«Лодки», 1901 год, холст,масло, частное собрание

Дмитрий Щербиновский был прекрасным наблюдательным рисовальщиком, его рисунки и иллюстрации выполненные точной, подвижной линией, подмечают малейшие нюансы поз и характеров. До конца своей жизни художник верил, что его творчество когда-нибудь оценят…….
«Деревенский пейзаж», 1901 год, холст, масло, частное собрание

Дмитрий Анфимович Щербиновский скончался 27 ноября 1926 года в возрасте 59 лет в Москве, где и был похоронен.
«Крестьянка», 1906 год, холст, масло, Калужский музей изобразительных искусств.

Авангардисты свои обиды на Щербиновского не забыли, а потому после смерти художника всячески пытались «обгадить» его художественное наследие, пользуясь правительственной и чиновничьей поддержкой оказываемой авангардистам в 1920-е годы. К счастью, ничего серьёзного натворить они не успели, так как уже к 1929 году их начали выковыривать с насиженных мест за злоупотребление свалившимися возможностями.
«Обнажённая в поле», 1896 год, холст, масло, частное собрание

В наши дни произведения Дмитрия Анфимовича Щербиновского хранятся во многих российских музеях, в том числе в Третьяковской галерее, в художественных музеях Калуги, Омска, Доме-музее Павла Чистякова, музее-заповеднике В. Д. Поленова.
«Кафе в Париже», 1899 год, холст, масло — Чувашский государственный художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .