Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 351. Шемякин Михаил Фёдорович(1875-1944).

«В его лице искусство получило нового интересного мастера портрета, высокопрофессионального художника. Портреты М.Ф. Шемякина были всегда хорошо нарисованы, прекрасно вылеплены и до очевидности сильно охарактеризованы. Они отличались необыкновенной широтой письма, смелостью мазка и обобщенностью формы».(И.Э.Грабарь)

Имя этого российского и советского художника и преподавателя в наши дни оказалось незаслуженно забытым. Михаил Фёдорович Шемякин – один из немногих русских художников обратившийся к импрессионизму и всей душой полностью воспринявший его систему. Продолжая следовать его основным направлениям, Шемякин много экспериментировал в своём творчестве, внося новые грани в развитие пластических идей, развивал и приумножал достигнутое.

Большой мастер портрета, он искренне любил человека, выявляя в своих моделях только прекрасное. Его искусство всегда приподнятое, всегда жизнеутверждающее.

В его живописи самым странным и необычным образом объединились модерн, реализм, импрессионизм..
Владимир Маяковский, большой друг художника, называл Шемякина реалистом, кубистом и импрессионистом одновременно. Этим принципам мастер остался верен до конца своих дней.

Для первого знакомства достаточно? Нет? В таком случае познакомимся с биографией этого удивительного человека подробнее.

Итак, мы начинаем….

Самобытный мастер, которого Константин Коровин сравнивал с Рафаэлем, а Игорь Грабарь титуловал «высокоперсональным», «художником музыкантов», сумел за период своего творчества мастерски запечатлеть широкой и свободной кистью образы творческой интеллигенции старой Москвы. Шемякин долгие годы учился у Валентина Серова, но сумел выбрать узнаваемую оригинальную манеру. В попытке охарактеризовать её Владимир Маяковский вывел формулу: «Вы реалист-импрессионист-кубист!»
«Женщина в черной косынке» 1896 год, Холст, масло 75х64 см, Тульский музей изобразительного искусства

Михаил Фёдорович Шемякин роился 21 октября 1875 года в Москве в богатой купеческой семье. Его матушка была дочерью известного и богатейшего кондитера Алексея Абрикосова, основателя кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»). Ему принадлежала одна из ведущих фабрик Москвы, и он был удостоен почётного звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
«Гиацинты ночью», 1912. Картон, масло. Музей русского импрессионизма

Ещё до женитьбы на Анне Алексеевне (1851 – 1924) отец художника, Фёдор Михайлович Шемякин (1846 – 1895), имел большую древообделочную фабрику, где выпускали красивые и яркие жестяные упаковки для конфет А. Абрикосова. Семейный союз принёс большую пользу деловым связям двух энергичных людей. В браке родилось две дочери и четыре сына. Михаил был четвертым ребёнком. После революции все дети остались в СССР и принимали на разных поприщах активное участие в строительстве нового общества. Кто-то в фундаментальной науке, кто-то в музейном деле.
«Мать и дитя» 1905 год Холст, масло 97х80 см, Государственная Третьяковская галерея

Первоначальное художественное образование михаил Шемякин получил в 4-й московской гимназии у А. Р. Артемьева. В 1890 году брал частные уроки рисования у известного в те годы художника Владимира Ильича Ачуева(1831-1896), а в 1892 году поступил в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, где его педагогами были известный русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи Евграф Семёнович Сорокин(1821-1891), русский живописец-жанрист и график Сергей Алексеевич Коровин(1858-1908), русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894) и выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог, Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927).
Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой, 1909. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Позже занимался в мастерских замечательного русского живописца и графика, мастер портрета Валентина Александровича Серова(1865-1911) и замечательного русского живописца, театрального художника, педагога Константина Алексеевича Коровина(1861-1939). За годы своего обучения в 1897 и 1899 годах Шемякин был награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1899 году Михаил Фёдорович Шемякин окончил Училище со званием неклассного художника.
«Портрет Надежды Салиной», 1925. Холст, масло. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
«Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой», 1909. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств

В том же году Михаил Шемякин уезжает в Мюнхен для продолжения образования в знаменитой Школе Антона Ашбе (1862-1905). в Мюнхене, где отточил мастерство рисовальщика. Там он научился глубоко вникать в манеру старых мастеров, познал светопись и лепку Рембрандта и Веласкеса, вникал в работы Гольдбейна.
Женский портрет, 1900-е годы, Холст, масло. Частное собрание, Москва

В 1901 году Михаил Шемякин возвращается в Москву в мастерскую к своему учителю Валентину Серову, проводившему занятия вместе с Константином Коровиным. В Москве Шемякин много и напряжённо работает. С 1904 он принимает активное участие в выставках Товарищества Передвижных Художественных Выставок, а в 1918 году становится членом Товарищества.
Портрет Антонины Неждановой, 1934. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Также он участвует в выставках Московского общества любителей художеств, с 1906 года — чешского объединения «Манис», почётным членом которого становится в 1908 году. В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной Михаил Фёдорович Шемякин получает первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Мать с ребёнком, 1908 год. Фанера, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Справа — Автопортрет с сыном, 1905 год. Картон, масло, частное собрание

Шемякин вообще очень полюбил жанр портрета. Ещё из Германии он привёз работу «Католический монах». Этот рисунок показывает не просто гладко выбритую голову, но передаёт характер сурового подозрительного человека, который смотрит исподлобья и «сверлит» взглядом смотрящего на него зрителя насквозь. Этот рисунок очень высоко оценил Ф. Шаляпин и тут же на глазах у всех преобразился в увиденного монаха.
«Католический монах», 1901-02 годы, бумага, карандаш, 40,3х32,6 см, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

В этот период художник пользуется всего лишь тремя красками: охрой, белилами и жжёной слоновой костью. Она давала удивительные бархатистые тёплые тона. Монохромные работы были великолепны.
«Натурщица», 1905 год, холст, масло, 79,5х70,8 см, Национальный художественный музей республики Беларусь

В 1906–1914 Шемякин неоднократно посещал Чехию. В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Людмила Ивановна Шемякина-Гржимали (1875-1932) — дочь чешского скрипача Ивана Гржимали, внучка чешского скрипача и композитора Фердинанда Лауба училась в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Из-за болезни глаз и заботы о детях рано оставила живопись. У них родилось два сына: Фёдор (1905 – 1981), который впоследствии стал доктором химических наук, профессором, и Михаил (1908 – 2003). Младший сын был доктором биологических наук, профессором.
«Портрет жены художника», 1911 год. Холст, масло. Тульское музейное объединение

Молодая семья жила в квартире тестя-чеха, в крыле дома Консерватории. Большую, шумную и очень гостеприимную семью часто посещали друзья.
«Виолончелистка А.С. Любошиц. Этюд», 1907 год, Холст, масло, 62х48 см, Государственный Русский музей

Ивана Войтеховича Гржимали навещали С. Рахманинов, композиторы А. Гедике, А. Скрябин, С. Танеев, виолончелистка Хана Любошиц, скрипач Франтишек Ондржичек.
Чешский квартет, 1912 год. Картон, масло. Государственный мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин

Их портреты писались художником в парадной зале. Конечно, здесь был написан и портрет хозяина дома. А кроме того, была создана работа «Трио Чайковского» – групповой портрет А. Корещенко, И. Гржимали, А. Брандукова.
«Трио Чайковского (И.В. Гржимали, А.А. Брандуков, А.Н. Корещенко)», 1916 год, Холст, масло, 170х200 год
Дом-музей П.И. Чайковского, Клин

Михаил Фёдорович любил писать портреты своих близких родных. Не раз он передавал на своих полотнах образы родной жены, радость её материнства, сыновей. Делал он это поэтично и с большим мастерством.
«Портрет жены и сына за столом», Около 1910 года, Холст, масло, 52,5х43,2 см Частное собрание

Женщина на портретах художника всегда преображена его восхищённым взглядом. Особенно много написано художником портретов любимой супруги, но и натурщицы художника очень обаятельны.
«Портрет двух дам», 1907 год, холст, масло,75,5х76 см, частное собрание.

Любимая модель Валентина Серова – Вера Калашникова Шемякину сначала, по его собственному мнению, не удалась. Хотя рисунок действительно завораживает. Копна высоко поднятых тёмных волос, высокий лоб, брови с изломом, огромные зеленоватые глаза, которые спокойно смотрят на зрителя, нежный некрупный рот, высоко приподнятый подбородок, прямая спина и руки, которые должны обхватить колени. Таков был набросок, который Шемякин забросил в угол на 20 лет. Его увидел Аполлинарий Васнецов, нашёл восхитительным, забрал его к себе повесил в своей спальне. Но спустя год Шемякин вернулся к портрету Веры Ивановны. На этот раз он и сам был доволен, и заслужил одобрение нещедрого на похвалы, строгого и немногословного В. Серова и восторги пылкого К. Коровина, сравнившего художника с Рафаэлем.
«Модель в мастерской Валентина Серова», 1904 год, холст, масло, 58х44 см, частное собрание

В 1913 году Михаил Шемякин основал собственную художественную студию в Москве. В 1914–1915 годах художник преподавал рисунок в школе живописи и рисования С. Ю. Жуковского.
«Мать и дитя на солнце», 1907 год, Холст, масло, 95х79 см, Государственный Русский музей

После революции Михаил Шемякин последовательно преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе (1918–1929 годы). Художник принимал активное участие в организации рабфака искусств в Москве, где заведовал изоотделением, а также вел рисунок и живопись.
«Мать и дитя. Этюд» 1906 год Холст, масло 90х70 см, Частное собрание

В 1929–1934 года Шемякин преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 — в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. Работал над учебным пособием «Методическое руководство по рисунку и живописи».
«Девочка в матроске (Сонечка)», 1910 год, Холст, масло, 88х70 см, Частное собрание

Художник активно выставлял свои работы. В 1922 году Шемякин участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине. В 1927 году вступил в Общество московских художников. В 1928 году экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. В 1938 году в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Михаила Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности.
«Пионеры на отдыхе», 1929 год, Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Во время Великой Отечественной войны Михаил Шемякин с семьёй был эвакуирован в Ташкент, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте, также переведенным в Ташкент, работал на курсах повышения квалификации молодых узбекских художников. В 1943 году художник возвратился в Москву, возобновив преподавание в Московском государственном художественном институте.
«Натюрморт с сиренью», 1930-е годы. Холст, масло. Музей русского импрессионизма

Ретроспективные выставки произведений Шемякина прошли в 1955 в Выставочном зале МССХ, 1967 — в Центральном Доме литераторов, 1971 — в Центральном Доме работников искусств в Москве, 2006 — в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
«Московский извозчик». 1910 год. Холст, масло. Тульский музей изобразительных искусств

Константин Коровин и Валентин Серов оказали самое большое влияние на художника. В живописи Шемякина самым невероятным образом объединились модерн, реализм, импрессионизм. Аналитик по натуре, он как кубист рассматривал всё вокруг с жадным интересом, как будто видел предмет или человека впервые. Живший в нем реалист не разрешал искажение натуры, чтобы получить необычный эффект.
«Катя», 1939 год. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Приёмы импрессионизма были у Шемякина самыми любимыми. Это заметил В. Маяковский, который запросто заходил к художнику на дачу на Акуловой горе, чтобы собрать букет свежих пионов. Поэт назвал М. Шемякина реалистом, кубистом, импрессионистом одновременно. Этим принципам мастер остался верен до конца своих дней.
«Катя в зелёном платье», 1937 год. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Михаил Фёдорович Шемякин ушёл из жизни 3 декабря 1944 в Москве в возрасте 69 лет. Похоронен на Введенском кладбище Москвы.
«Церковь», 1910 год, Картон, масло 101,5х70,5 Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар

Произведения Шемякина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также в ряде областных музеев — Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Тульской картинной галерее и других.
«Вянущие гиацинты», 1910 год. Картон, масло. Тульское музейное объединение

Хорошо знавший художника Игорь Эммануилович Грабарь(1871-1960) писал о нем: «…в его лице искусство получило нового интересного мастера портрета, высокопрофессионального художника. Портреты М.Ф. Шемякина были всегда хорошо нарисованы, прекрасно вылеплены и до очевидности сильно охарактеризованы. Они отличались необыкновенной широтой письма, смелостью мазка и обобщенностью формы».
«Две женщины (В огороде)» 1920-е годы, Картон, масло 71х89 см, Частное собрание

С 13 октября 2017 и по 17 января 2018 года в В Музее русского импрессионизма с большим успехом прошла ретроспектива импрессиониста первой половины XX века Михаила Фёдоровича Шемякина.

На выставке были представлены более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций.

Некоторые произведения экспонировались впервые, например портрет знаменитого деда художника — фабриканта Алексея Абрикосова.

Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали».
«Портрет А.И. Абрикосова» ,1902 год. Государственная Третьяковская галерея

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .