Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 350. Шанкс Эмилия Яковлевна(1857-1936).

Героиня нашей сегодняшней публикации, замечательная художница, первая женщина-живописец, принятая в Товарищество передвижных художественных выставок, Эмилия Яковлевна Шанкс.

Она обучалась живописи у Владимира Егоровича Маковского и Иллариона Михайловича Прянишникова. Посещала мастерскую Василия Дмитриевича Поленова, который высоко ценил её талант.
В 1894 году была принята в члены Товарищества передвижных художественных выставок и стала первой из двух женщин-живописцев, удостоенной этой чести.
Её работы приобретал для своей галереи меценат и собиратель произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков.

Она неоднократно выставляла свои работы на открытых выставках лондонской Королевской Академии художеств.
Её работы украшают экспозиции лучших художественных музеев нашей страны и дальнего зарубежья…..

И это только маленькая часть того, о чём мы собираемся Вам рассказать.

Итак, мы начинаем…..

Эмилия Шанкс родилась 1 августа 1857 года в Москве в семье британского предпринимателя Джеймса Стюарта Шанкса , владельца ювелирной мастерской и основателя торгового дома «Английский магазин Шанкса и Болина», одного из самых фешенебельных магазинов Москвы на Кузнецком Мосту.Увлечение рисованием пришло в раннем детстве, чему родители Эмилии, культурные и широко образованные люди, были очень рады.
«Медицинский осмотр в русской богадельне», (между 1880-1900), холст, масло — Челмсфордский музей, Эссекс, Великобритания

Двое из восьми детей Джеймса-Стюарта Шанкса — Эмили и её младшая сестра Мария (Мэри) Яковлевна Шанкс — иллюстратор произведений Льва Николаевича Толстого, стали профессиональными художницами.
«Девочка», 1902 год, холст, масло — частное собрание.

С 1882 года в качестве вольнослушательницы Эмилия Шанкс начала обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у замечательного русского художника-передвижника, живописца и графика, педагога, мастера жанровой сцены, академика Владимира Егоровича Маковского(1846-1920) и известного русского художника и педагога, мастера жанровой живописи, действительного члена С-Петербургской академии художеств Илларион Михайловича Прянишникова(1840-1894).
«Любимая кукла», 1915 год, доска, масло — частное собрание.

Посещала мастерскую выдающегося русского художника, мастера исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагога, Василия Дмитриевича Поленова(1844-1927). Окончила училище Эмилия Шанкс в 1890 году с Большой Серебряной медалью и присвоением ей аттестата первой степени, подтверждающего звание классного художника.
«Искушение», 1887 год, холст, масло, частное собрание

Эмилия Шанкс писала в реалистической манере характерные и легко узнаваемые сцены из детской и гимназической жизни: «Старший брат», «Трудная задача», «На практике» «Любимая кукла», «Мои игрушки», «Гостья в институте», «Мыльные пузыри», «Занялась». В 1892 году картину художницы «Новенькая в школе» (1892) приобрел для своей коллекции меценат и собиратель произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков. Об этой работе художницы с похвалой отзывался Илья Ефимович Репин.
«Новенькая в школе» 1892 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея. Москва

Эмилия Шанкс была очень дружна с сестрой своего учителя — русской художницей, графиком, мастером декоративного дизайна, одной из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, Еленой Дмитриевной, и часто пользовалась ее советами.
«Куклы» (конец XIX — нач. ХХ века), холст, масло частное собрание

С 1891 Шанкс являлась экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок. Участвовала c XIX по XXII, с XXV по XXX, XXXII, c XXXV по XXXVIII, XL, XLI выставках Товарищества. В 1894 за полотно «Чернильное пятно» была включена в члены Товарищества и стала первой из двух женщин-живописцев, удостоенной этой чести. Участвовала во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, выставках Московского общества любителей художеств (1900–1901), в галерее Лемерсье (1909–1912) в Москве.
«В цветах» (Портрет дочери В. Д. Поленова), (между 1890-1900), холст, масло — частное собрание.

Отличительной чертой жанровой живописи Эмилии Шанкс является обязательное присутствие на её полотнах детей: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наём гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте».
«Наём гувернантки». Нач. 90 –х XIX века, Холст, масло, Тобольский краеведческий музей.

В своей картине Шанкс противопоставляет состоятельную даму «буржуазку» и женщину из интеллигентной среды, очевидно курсистку. В 70-е годы XIX века в Санкт-Петербурге открылось первое женское высшее учебное заведение, которое стали именовать «Бестужевские курсы» по фамилии первого директора К.И. Бестужева-Рюмина. В картине изображена хозяйка богатого дома, что томно раскинулась на канапе и бесцеремонно разглядывает будущую воспитательницу своих детей. Пёстро и безвкусно обставленная гостиная говорит о том, что дама не принадлежит к аристократии. Дети выросли и няня им уже не нужна. Теперь их будет учить гувернантка. Маленькая барышня смотрит на неё настороженно, мальчик — иронично.
Картина демонстрировалась на выставке ТПХВ и была высоко оценена критиками.
«Нянюшка», около 1900 года, холст, масло — частное собрание

В феврале 1913 года перед отъездом за границу Шанкс устроила в Москве выставку-распродажу своих картин, о которой писали все местные московские газеты того времени. После переезда в Лондон в 1913 году, художница выставляла свои работы в Лондонской Королевской Академии художеств в 1916 и 1918 годах. В Англии Шанкс в основном продолжала писать для себя.
«Девочка, собирающая огурцы», 1912 год, холст, масло — частное собрание.

Эмилия Шанкс скончалась 13 января 1936 года в возрасте 78 лет в Лондоне, где и была похоронена.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .