Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5d0fca181da1c.jpg

Выпуск 349. Харламов Алексей Алексеевич(1840-1925).

Наш сегодняшний герой — замечательный русский художник, мастер портрета, Алексей Алексеевич Харламов

Императорскую Академию он окончил в числе лучших, со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу.

Рискуя остаться неоценённым в России, он вынужден был покинуть родину и большую часть своей жизни провел во Франции, изредка приезжая в Россию.

Он постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды.
Он получил звание академика за выполненную в Париже копию с «Урока анатомии» великого Рембранта.
Он был одним из лучших портретистов своего времени…

Таковы вехи творчества этого удивительного художника. Таким он был, наш соотечественник, получивший признание в далёкой Франции, но практически полностью забытый в России.
А много ли мы вообще о нём знаем, кроме того, что его очень ценил Тургенев, предрекая молодому художнику большое будущее? Сегодня нам предстоит познакомиться с его творческой биографией поближе..

Итак, мы начинаем….

800px-Kharlanov_AA.jpg

Алексей Алексеевич Харламов — мастер, который при жизни был очень популярен в Европе и пользовался большим успехом. Позднее оказался практически забытым, однако в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, на крупнейших мировых аукционах заметно возрос. Его полотна пользуются неизменным успехом и продаются за рекордно большие суммы. В России же до сих пор его имя известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.
«Лежащая крестьянка» (Peasant Girl Reclining) – 604 000 долларов США (апрель 2006 г., Sotheby’s); частное собрание

15d2291bde4437.jpg

Алексей Алексеевич Харламов родился 18 октября 1840 года в селе Дьячивка Дьячевка Порзовской волости Петровского уезда Саратовской губернии в семье дворовых поручицы Анны Сергеевны Киреевой Алексея Григорьева и Екатерины Евграфовой. Позднее при получении вольной и переходе семьи в мещанское сословие Саратова, она стала носить фамилию Харламовых.
«Портрет детей Павла Петровича Демидова», 1883 год, 76 x 90 см. холст, масло, Саратовский музей имени А. Н. Радищева

55d2297a266f49.jpg

Семья Харламовых была многодетной, как и большинство крестьянских семей того времени. Алексей был седьмым ребёнком в семье, которая получила вольную в 1850 году и позднее перебралась в Санкт-Петербург. Алексей рано стал интересоваться рисованием и первым его учителем был вольнослушатель Императорской Академии художеств Владимир Яковлевич Афанасьев, у которого 12-и летний Алексей начал брать уроки рисования.
Портрет молодой девушки, 1884 год, масло, холст 48 x 36, Частное собрание

0-1.jpg

Алексей Харламов был старательным учеником, и спустя два года по настоянию своего учителя, он поступает вольнослушателем в Академию художеств в класс известного русского исторического живописца, академика, заслуженного профессора живописи Императорской Академии художеств, Алексея Тарасовича Маркова (1802—1878).
«Девочка», 1890 год, масло, холст, Приморская краевая картинная галерея

0-2.jpg

За большие успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич в 1857 и 1862 годах получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Бабушка с внучком’
«Бабушка с внучком». 1868, Холст, масло., 46 x 56, Государственный Русский музей

628094.jpg

В наши дни местонахождение большей части ученических работ художника неизвестно, за исключением вышеупомянутого полотна и работы 1865 года «Анания перед апостолами», хранящегося в музее Академии. Эта работа писалась художником на малую золотую медаль, которую Харламов по решению комиссии так и не получил.
«Художник и его модель». 1875 год, Холст, масло., 51 x 61 см, Частное собрание

125d23062e61649.jpg

Тем не менее, Академию Алексей Харламов окончил со званием классного художника 1-й степени. Получив в 1868 году Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына», летом следующего года Харламов уехал в пенсионерскую поездку за границу. В 1869 году как пенсионер Академии он отправился в Париж, также посетил Берлин и Лондон.
«Дама в костюме для охоты». 1884 год, Холст, масло., 60 x 49 см, Частное собрание

628113.jpg

Алексей Харламов с большим интересом посещал художественные музеи Европы, знакомился с работами современных мастеров на выставках Салона в Париже. К этому времени относится и его близкое знакомство с профессором Академии художеств, русским художником-маринистом, мастером русской батальной марины, Алексеем Петровичем Боголюбовым(1824-1896). Внук писателя Александра Николаевича Радищева опекал молодых выпускников Академии за границей.
«Юные цветочницы». 1885 год, холст, масло., 109 x 146 см, Частное собрание

e109d796438f1d0b3f752ad0a69b5b1a.jpg

В 1870 году из-за франко-прусскую войну художник на некоторое время переехал в Бельгию. В 1872 году Алексей Харламов некоторое время работает в Королевской художественной галерее Маурицхейс, где, выполняя заказ Академии художеств, делает копию полотна Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа».
В этом же 1872 году Алексей Харламов возвращается во Францию и обосновывается в Париже.
«Крестьянский дом», 1888 год, холст, масло, частное собрание

45684115201_65e55ca6b2_b5d230971289db.jpg

Он становится учеником популярного в те годы в Европе салонного живописца Леона Бонна, автора портретов выдающихся деятелей Франции, множества так называемых «головок» смазливых итальянок и близких к ним жанровых композиций. В конце 1872 года Харламов поступает в ателье модного художника. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна.
«Девушка с цветами», 1878 год, холст, масло, частное собрание

1-6.jpg

Этот модный и тонко чувствовавший конъюнктуру художник умело передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял внешнюю видимость «музейного» искусства. Признавая его несомненное художественное мастерство, современники, между тем назвали Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником».
«Портрет молодой девушки». Холст, масло., 72 x 57. Частное собрание

183ccfdd6440t.jpg

Быстро переняв манеру учителя, Харламов начал вполне удачно имитировать в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился и художественный стиль Алексея Харламова.
«Итальянские дети». 1877 год, Холст, масло., 89 x 117 см, Серпуховский художественно-исторический музей

75a74b748b555012fbf97283862dcb9e.jpg

В 1873 году за картину «Урок музыки» Алексей Харламов был удостоен Бронзовой медали Всемирной выставки в Вене.
В 1874 году за ряд картин («Портрет гравера Пожалостина», «Бедный музыкант», «Головка итальянки», «Мордовская девушка»), представленных на выставке Академии художеств, живописцу было присвоено звание академика.
«Мордовская девушка» 1872 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева)

629603.jpg

«Мордовская девушка» — вне всякого сомнения, одна из лучших его «головок». Вероятно, сам мотив был навеян или воспоминаниями о детстве, о родном доме в Саратовской губернии, или о какой-то более поздней поездке в Саратов, где всегда жило много представителей этой народности.Отличает от большинства харламовских «головок» «Мордовскую девушку» и то, что в ней почти нет налета «слащавости», поскольку художник стремился, в первую очередь, передать душевное состояние изображенной.
«Кормление детей», 1869 год, холст, масло, частное собрание

7359.jpg

Необходимо вообще отметить, что важное место в творчестве Алексея Харламова с середины 1870-х годов занимает портрет. В 1874 году он создает очень удачный портрет Александра II, написанный во время одной из ежегодных поездок императора на воды в Эмс:
«Портрет императора Александра II», 1874 год, холст, масло, государственный исторический музей.

d511f981158b23126721cfdf46bfecbc.jpg

Успеху Харламова в 1870-е годы немало способствовала его принадлежность к аристократическому кругу, сложившемуся вокруг Ивана Тургенева и певицы Полины Виардо-Гарсиа (1821 – 1910). Художник стал завсегдатаем их дома, регулярно посещал знаменитые «четверги». А в январе 1875 года начал работать над портретом И.С.Тургенева.
Портрет Фелии Литвин Холст, масло, 55 x 46 см, Частное собрание

1-8-PORTRET-FELII-LITVIN-KOLST-MASLO.jpg

Иван Тургенев ценил Харламова как портретиста, отмечал его дар колориста и общую высокую культуру харламовской живописи. Близость Харламова к Тургеневу отчасти подтверждается частыми упоминаниями его имени в тургеневских письмах, харламовским циклом иллюстраций к «Дворянскому гнезду» и, в конце-концов, тем, что о смерти Тургенева из всех знакомых ему сообщили первому.
«Портрет девушки». 1875 год, Холст, масло., 70 x 56, Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М.С. Туганова

632906.jpg

В конце 1875 года срок пенсионерства, учебной практики заграницей, предоставлявшейся за счет Академии художеств лучшим выпускникам, заканчивается, и Алексей Алексеевич возвращается в Россию, хотя и ненадолго. Уже осенью он вновь уезжает во Францию, где в Париже снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль, в любимом квартале художников, превращая ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле и подарил городу большое число своих работ.
«Недовольная девочка».Холст, масло., 46 x 35, Частное собрание

4a105fad9d79.jpg

По мнению известного журналиста того времени Н.Н. Брешко-Брешковского, в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства», и Харламов «рисковал остаться неоцененным». Илья Ефимович Репин позже в одном из своих писем сообщал, что Харламов «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.
«Портрет молодой девушки», 1883 год, холст, масло, частное собрание

fd8138aea006-9ylcc[1].jpg

В 1878 г. Алексей Харламов принял участие во Всемирной парижской выставке и за картину «Портрет А.Ф. Онегина» был награжден медалью II класса. В 1879 году он впервые экспонировал свои работы на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1882 году стал членом Товарищества.
Музыкант-неаполитанец. Вторая половина 1870-х, Холст, масло., 175 x 115, Государственный Русский музей

bf064989965d42ca1dfc45370f91da81.jpg

Алексей Харламов часто выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, на акварельных выставках в Петербурге, выставках передвижников.Нельзя обойти вниманием его участие в деятельности «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» в Париже. Он был одним из его учредителей, а после смерти Боголюбова он стал председателем комитета Общества.
«Портрет молодой девушки», 1904 год, холст, масло, Дальневосточный художественный музей

632940.jpg

Не остался Харламов равнодушным к главному делу жизни Алексея Петровича Боголюбова – созданию Радищевского музея в Саратове. Он подарил ему свои работы, в том числе и «Итальянку с тамбурином», картину с весьма экзотическим сюжетом – на картине изображена стоящая во весь рост девочка на фоне лесной чащи. В ее поднятой над головой руке — тамбурин. Слева внизу изображены ручей и небольшой водопад, а справа в середине, на ветвях — ярко-зеленая ящерица.девочка-итальянка замахивается тамбурином на ящерицу.
«Итальянка с тамбурином», 1892 год, холст, масло, Радищевский музей, Саратов

1448967993-italyanka-s-tamburinom.jpg

На выставках Товарищества Алексей Харламов, продолжал выставляться до 1917 г. однако отзывы о его работах в России появлялись редко и чаще носили негативный характер. В то же время за границей работы Алексея Харламова неизменно получали высокую оценку французских искусствоведов и достигли пика популярности в 80-е годы. Художник стал очень популярен среди богатых заокеанских и европейских коллекционеров, которые с большим интересом относились к его жанровые работам и идеализированным портретам молодых женщин и девушек.
«Брат и сестра», 1896 год, холст, масло частное собрание

295d23118eb0bc4.jpg

С 1885 года Алексей Харламов становится постоянным участником выставок Императорского общества русских акварелистов в Петербурге.
«Маленький шарманщик». 1870 год, Бумага, акварель, 22 х 25,5 Частная коллекция

0ed3b415d3f4242b676713b81da97756.jpg

В 1889 году Алексей Алексеевич Харламов вошел в организационный комитет Всемирной выставки в Париже, на которую представил 11 работ, а через одиннадцать лет, в 1900 году он повторно принимает участие во Всемирной выставке в Париже и становится кавалером ордена Почетного Легиона. На родине его успехи были отмечены в 1902 году Высочайшим указом государя-императора о награждении художника орденом св. Владимира 4-й степени.
«Французский дворик», 1900 год, холст, масло, 24×32 см, частное собрание —

1355625899-1183945-www.nevsepic.com.ua.jpg

Все эти годы Алексей Харламов занимался активной выставочной деятельностью и в 1914 году представил свои картины на выставку современного искусства в московской галерее Лемерсье.
«Сельский пейзаж, Нормандия», 20 × 31 см, на бумаге, частное собрание

e39138c93c8ff4202c145b9571661e88.jpg

По мнению многих искусствоведов Алексей Алексеевич Харламов великолепно владел техникой живописи и был замечательным колористом. И хотя его творчество не оказало сколь существенного влияния на развитие русского искусства, его работы послужили утверждению престижа русской живописи в Европе.
«Дети с цветами», 1894 год, холст, масло, частное собрание

205d2314ee45b03.jpg

Первая мировая война разорила Харламова, как и многих его современников. Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин. Она любила его как отца, и вспоминала: «Когда-то его дела шли хорошо, но под конец ему пришлось пережить много горя. Мне выпала печальная радость заботиться о нем до его последнего часа. Он жил в комнате, расположенной под самой крышей. Для меня было настоящей пыткой ежедневно карабкаться на его чердак, но я шла на это с радостью».
Портрет Фелии Литвин, 1911 год, холст масло, частное собрание

115d23026c96a0b.jpg

Умер Алексей Алексеевич Харламов 11 апреля 1925 года в возрасте 84 лет в Париже, где и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
«Две девочки», 1909 год, холст, масло, частное собрание

harlamov_aleksey_06.jpg

Полотна Алексея Алексеевича Харламова украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве(Портрет Е. А. Третьяковой),
Портрет Е. А. Третьяковой, 1875 год, масло, холст, Государственная Третьяковская галерея

2-Troshin-03.jpg

Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге(Портрет писателя Ивана Тургенева),
Портрет писателя Ивана Тургенева, 1875 год, масло, холст, Государственный Русский музей

DTFAvPSW0AAV8iY.jpg

Радищевского музея в Саратове, музеев Астрахани, Владивостока, Краснодара, Рыбинска, Иркутска, Хабаровска, Ярославля и многочисленные частные коллекции в нашей стране и за рубежом.
«У колыбели сестры». 1911 год, холст, масло , 137 х 104 см, Частное собрание

632915.jpg

В последние годы интерес к творчеству Харламова резко возрос и, хотя мировой рынок буквально наводнен картинами художника, на аукционные торги попадают лишь немногие произведения, отражающие выдающийся художественный талант Алексея Алексеевича Харламова. К таким работам, по-видимому, можно отнести картины:
«Маленькая швея» (The Little Seamstress) – 610,400 фунтов стерлингов (ноябрь 2006 г., Bonhams); частное собрание

25d22946e8f5b8.jpg

и «Юные цветочницы» (The Flower Girls) – 2 800 000 долларов США (ноябрь 2007 г., Sotheby’s), частное собрание

35d2294c8b6b6b.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .