Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5d0fca181da1c.jpg

Выпуск 348. Фешин Николай Иванович(1881-1955).

«Цель мастера живописца заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их… Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». (Фешин Н.И.)

В США Николая Ивановича Фешина называли «русским американцем». «Русские американцы» — художники, среди которых, выдающийся русский портретист Михаил Вербов, завоевавшие широкое признание Николай Черкасс, братья Лазухины, Владимир Шаталов, Владимир Одиноков, представительница младшего поколения — Елена Золотницкая, неизменно подчеркивали свое восхищение личностью и творчеством своего коллеги.

На Родине же о жизни и творчестве Николая Фешина, этого замечательного американского художника с русскими корнями и великой русской школой узнали совсем недавно.
Остро чувствуя постоянное одиночество на чужбине Фешин писал на склоне лет: «….люди не должны покидать своей страны.В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Возможно, именно это было главным посылом его творчества, признанного за океаном и недооценённого на родине. А раз так, познакомимся с жизнью и творчеством этого удивительного «русского американца» поближе.

Итак, мы начинаем….

890387_original5d2260d087c77.jpg

Николай Фешин – выдающийся русский живописец, рисовальщик и портретист мировой величины. Его картины украшают экспозиции крупнейших музеев мира и престижных частных коллекций. Работы именитого мастера высоко ценились в разные годы минувшего столетия и неизменно вызывали ажиотажный спрос на ведущих мировых аукционах.
«Зимний пейзаж», 1917 год, Холст, масло. 47 x 37 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

95d1dc634b754c5d22620119017.jpg

Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Отец был родом из Арзамаса, а мать — Прасковья Викторовна( в девичестве — Чистова), была родом из Костромы. Мастерская Ивана Фешина в те годы была хорошо известна в городе и неоднократно удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»
«Натюрморт с лилиями», 1938 год, холст, масло, частное собрание.

TdTQMmGpROQ.jpg

В четырёхлетнем возрасте Николай перенёс крайне тяжёлое заболевание — менингит. Болезнь изменила характер мальчика, сделав его замкнутым и нелюдимым. После болезни мальчик долгое время вынужден был находиться дома и от скуки начал понемногу рисовать. Проявляя с раннего возраста талант рисовальщика, он оказался полностью сконцентрированным на искусстве.
«Дама с сигаретой», 1917 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

115d1dcc970d0b35d226574e8db1.jpg

В 6 лет он рисовал уже вполне достойно, а в возрасте 9 лет начал работать с отцом в мастерской – рисовал эскизы, а в последующем и исполнял некоторые из своих работ. Позже отец разорился, мастерскую свою вынужден был закрыть и перебиваться случайными заработками, разъезжая по деревням в поисках работы.
«Осенний пейзаж», 1910-е годы, Холст, масло. 34 x 43 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

155d1dcdead9ae05d2265d095170.jpg

В 1895 году, после открытия в Казани художественной школы, Николай Фешин стал учеником первого набора школы. Дарование мальчика было замечено первым директором Казанской художественной школы Н. Н. Бе́льковичем — будущим тестем художника. Семья Фешиных к этому моменту распалась, родители уехали из Казани, и мальчик остался в городе один, терпеливо и настойчиво постигая азы будущей профессии. Учителя, видя настойчивость и несомненное дарование Николая, посоветовали ему продолжить обучение в столице , выдав рекомендацию в Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств.
«Обнаженная в ванной», 1916 год, Холст, масло. 66 x 70 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

1155940855d2266154d0b5.jpg

В 1900 году, после окончания Казанской художественной школы молодой художник отправился в Санкт-Петербург с большим желанием поступить в Императорскую Академию художеств. И успешно свою мечту осуществил. Среди его сокурсников были будущий известный российский и американский художник и сценограф Борис Анисфельд(1878-1973), будущий живописец Исаак Бродский(1883—1939), будущий художник и поэт Давид Бурлюк(1882-1967),будущий русский живописец Александр Савинов(1881-1942) и многие другие.
«Натюрморт с чайником»,1948 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

20508448995d226663864fe.jpg

В первые два года обучения занятиями Никола Фешина руководили замечательный русский педагог, скульптор Роберт Карлович Залеман (1813—1874), и русский исторический и религиозный живописец-жанрист, педагог, Пётр Евгеньевич Мясоедов (1867 — 1913). Экономя буквально на всём, обучаясь в училище, Николай перебивался случайными заработками — рисовал эскизы для афиш, пригласительных билетов, программок маскарадов и балов, на изготовление которых объявлялись конкурсы. С 1902 года Фешин начал своё сотрудничество с журналами как иллюстратор и карикатурист.
«Беспризорник» — ученическая работа Н. Фешина. 1890-е годы. Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ».

1feschin5d2266a46ad22.jpg

В 1903 году по рекомендации Мясоедова, Николай Иванович поступил в мастерскую Ильи Ефимовича Репина, самую многочисленную в Академии и самую популярную среди учащихся (в ней состояло до 70 человек). Учебный эскиз первого года обучения у Репина — «Выход из катакомб после моления» — был отмечен советом Академии, художнику была присуждена первая премия.
«Выход из катакомб после моления» (1903). Санкт-Петербург, Музей Академии художеств.

165d1dd76e0a7985d2266f09966b.jpg

В период обучения Фешин часто выезжал в родные места, писал на родине портреты, занялся педагогической деятельностью – преподавал в местной иконописной школе. Когда в 1907 году Репин из-за конфликта в Академии покинул стены учебного заведения, Николай Фешин был в числе тех 50 студентов, которые написали письмо в защиту великого художника и педагога, хотя сам Репин относился к своему ученику с явной нелюбовью. Тем не менее это не помешало Репину много лет спустя назвать Фешина «наиболее талантливым в числе современных живописцев»
«Женский портрет», 1900-е годы, Холст, масло 77 х 57, Самарский областной художественный музей

35d1dd8d9079335d2267006b2f2.jpg

В годы учёбы Фешин с большим интересом изучал жизнь и культуру местных народов, — чувашей и марийцев, — не раз бывал в городе Чебоксары у своих родственников Тепловых, писал их портреты.
«Чувашские девушки», Холст, масло, Волгоградский областной музей изобразительных искусств

TdTQMmGpROQ5d226772740c9.jpg

Его картина «Портрет неизвестной или дама в лиловом» 1908 года, в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств. Это не просто удивило, а поразило художника до глубины души.
«Дама в лиловом», 1908 год., холст, масло Государственный Русский музей, С-Петербург.

xudozhnik_Nikolaj_Feshin_045d22678904432.jpg

В 1908 году случился кризис в Казанской художественной школе – Императорская Академия художеств, в резкой форме потребовала от администрации казанского училища повысить качество обучения. В этом же году заведующий школой Г. А. Медведев пригласил Фешина преподавателем с полным окладом и казённой мастерской в новом здании школы. В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.
«Черемисская свадьба» 1908 год, холст, масло, частное собрание, США.

175d1dded3c5df85d22679a125ff.jpg

Таким образом, 1909 год был для Николая Фешина последним в Академии. Конкурсной работой Фешина стала «Капустница», с сюжетом из деревенской жизни — засол капусты на зиму на Воздвиженье.Сама работа писалась художником в Казани , а подготовительную работу он провёл в деревне Пушкарка под Арзамасом.За эту работу художник был удостоен права на пенсионерскую поездку за границу.
«Капустница» 1909 год — конкурсная (дипломная) работа Н. И. Фешина. Санкт-Петербург, музей Академии художеств.

Капустница-19095d22681739790.jpg

С 1 ноября 1909 года Фешин был утверждён штатным преподавателем Казанской художественной школы по классу живописи и рисунка. Переехав в Казань, Николай Фешин поселился прямо в своей мастерской в здании художественной школы. По воспоминаниям, Фешин-педагог предпочитал метод наглядного показа, работая в мастерской вместе со своими студентами. В основе своей это была репинская система: Фешин никогда не теоретизировал, объяснял всё очень кратко, а если ученик не понимал, то брал уголь, карандаш или кисть и сам всё показывал.
«Обливание»,1914 год. холст, масло, Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ».

Обливание (1914)5d22682e30475.jpg

Начиная, с 1910 года Николай Фешин начинает регулярно участвовать в международных выставках в Европе и США.
«Ярмарка», 1912 год, холст, масло, Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан.

335d1de53d11e035d22684153c3c.jpg

Среди первых учеников Николая Фешина в Казани была Надежда Михайловна Сапожникова, знакомая с ним ещё с 1908 года. После того как Фешин закончил пенсионерскую поездку в Париж, она задержалась там до 1912 года, работая в мастерских Вити и Ван Донгена. После возвращения Н. М. Сапожникова основала собственную мастерскую в Казани. Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж.
Портрет Н. М. Сапожниковой, 1915 год, Этюд. Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ».

800px-Fechin_sapozhnikova5d2268570fe46.jpg

Работая в Казани художник не порывал своих связей с художественным миром столицы, регулярно принимал участие в выставках. С 1912 года Николай Фешин принимал участие в выставках передвижников. В 1916 году Николай Фешин стал членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Выставлялся он и в «Новом союзе передвижных выставок» (с 1910 года — «Община художников»).
«Женщина с зеркалом», 1915 год, холст, масло, Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ».

Обливание (1914)5d2268e35601e.jpg

Осенью 1916 года Николаю Фешину, единственному из художников российской периферии, было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств – высшее признание таланта и художественных заслуг дореволюционной Россией. 24 октября 1916 года в Академии художеств проходила баллотировка Фешина на звание академика живописи; был подан 21 голос «за» и 14 — «против».
Натюрморт, 1914 год, холст, масло, частное собрание.

12002017135d2269057c2cd.jpg

В 1913 году Николай Иванович женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.
«Ия с дыней», 1923 год, холст, масло, частное собрание.

45d1de72c9e36b5d226915cb688.jpg

Портрет Тамары Поповой, выполненный в 1917 году, также ученицы Николая Фешина по Казанской художественной школе, стоит в ряду женских изображений 1917 года, в которых уже чувствуется усиление тенденций к изощренности, манерности. Сюда же относятся и «Мадемуазель Жирмонд (Manicure Lady)» ( Таос, США), «Дама с сигаретой» (частная коллекция, США), портрет Маши Быстровой (Козьмодемьянский художественно-исторический музей имени А.В.Григорьева), «Молодая женщина» (частная коллекция, США), портрет Литвин (местонахождение неизвестно).
«Портрет Т.А.Поповой», 1917 год, Холст, масло. 39 x 51 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Портрет Т.А.Поповой (1917)5d226926b7a6e.jpg

Все связи с заграницей оборвались для Фешина с началом Первой мировой войны. Февральскую революцию Фешин не приветствовал и вообще не испытывал по поводу преобразований большого энтузиазма. Уже с зимы 1917 года здание Казанской художественной школы было лишено центрального отопления, Фешину и его студентам приходилось работать в пальто, варежках и валенках. Далее в школе случился пожар, однако мастерскую Фешина удалось эвакуировать.
«Золотые волосы» 1914 год, холст, масло, частное собрание.

Золотые волосы (1914)5d22698f8bca5.jpg

С 1918 года Николай Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды), которые нельзя считать удачными, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского.
«Портрет В.И.Ленина», 1918 год, Холст, масло. 124 x 144 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Черемисская свадьба5d1dea10419c25d2269a22e646.jpg

Николай Иванович продолжал трудится в художественной школе, в 1920 году был избран заведующим учебной частью и председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских, обратился к скульптуре, занимался декорациями для городского театра Казани.
«Портрет отца», 1918 год, Холст, масло. 162 x 96 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

335d1debb662b285d2269b9f3b31.jpg

В 1921 году в Казани начала работу «Американская администрация помощи» и сотрудники этой организации начали заказывать у Фешина портреты, помогли связаться в американским финансистом и почитателем творчества художника У. Стиммелом. Фешин чувствовал полную бесполезность своего искусства для страны Советов, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды, появилось устойчивое желание уехать.
«Натюрморт», 1922 год, холст, масло, частное собрание.

8146573835d2269cd12e41.jpg

На всевозможные согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. Николай Иванович тут же начал работать. Он писал портреты преуспевающих американцев, организовал мастер-классы, даже стал преподавателем Нью-Йоркской Академии искусств, хотя с педагогической деятельностью в итого как-то не заладилось.
«Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной)» 1926 год, холст, масло, частное собрание.

Черемисская свадьба5d1dea10419c25d226a4a639c1.jpg

Художник самым активным образом включился в художественную жизнь Нью-Йорка, его работы включили в ежегодную выставку Национальной академии дизайна (в последующем художник получил приз за свои работы), потом удалось организовать персональную выставку в Чикаго. В американском этапе творчестве художника полностью доминирует портрет. Фешин экспериментировал с пейзажами, выезжал на пленэры, но особых успехов в этом направлении не добился.
«Миссис Фешина с дочерью»,1922 год, холст, масло, частное собрание.

Миссис Фешина с дочерью (1922)5d226a5c41285.jpg

В Нью-Йорке у Фешина неожиданно стал развиваться туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.
«Альбидиа», 1928 год, холст, масло, частное собрание.

Альбидиа (1928)5d226a6de9de5.jpg

В 1934 году счастливая семейная жизнь Николая Ивановича подошла к концу. Супруга художника под влиянием феминистских настроений, после 20-лет совместной жизни подала на развод. Она захотела стать самостоятельной личностью и выйти из тени великого мужа, решила стать писателем. Супруги расстались.
«Портрет Ии» 1924 год, холст, масло, частное собрание.

Портрет Ии (1923—19265d226a812ca44.jpg

Николай Иванович вместе с дочерью Ией, которая не разделяла взглядов матери и не захотела с ней оставаться переехали сначала в Нью-Йорк, а позднее в Лос-Анджелес, где художника начал преподавать в художественных классах для дизайнеров голливудских киностудий.
«Обнажённая модель», 1940 год, холст, масло, частное собрание.

Nikolai-Fechin-Nude5d226b01e4c21.jpg

Работы художника начали продаваться, он стал очень популярен. В результате Николай Иванович смог купить для себя и дочери дом в Голливуде, который обставил мебелью собственной работы и скульптурой.
«Бабье лето» 1933 год, холст, масло, частное собрание.

18322765835d226b1492281.jpg

В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.
Натюрморт, 1945 год. Холст, масло, частное собрание.

6387767505d226b2c82f75.jpg

Остаток жизни Николай Иванович провёл в одиночестве, изредка переписываясь с дочерью, которая время от времени навещала его. В 1954 году он написал на русском языке свою автобиографию, которая была опубликована на английском языке в выдержках незадолго до смерти художника.
«Андреас Каньон», 1940 год, холст масло, частное собрание.

442003355d226b3e2f845.jpg

Художник жил очень скромно, сбережения его закончились, и выручали только заработки от частных уроков рисования.
«Чудище», 1936 год, холст, масло, частное собрание.

Черемисская свадьба5d1dea10419c25d226be023a2a.jpg

Николай Иванович Фешин умер в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года во сне, не успев закончить очередной пейзаж, над которым работал. Стараниями его единственной дочери Ии Николаевны Фешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Николая Ивановича Фешина был перезахоронен в Казани. 2 ноября 2011 года прах Ии Николаевны был захоронен на Арском кладбище в одной могиле с отцом. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки, посвящённой 130-летию художника.
Могила Николая Ивановича Фешина Республика Татарстан, г. Казань, Арское кладбище, немецкий участок.

ac552f27db341da9f5086873d5ee62cc5d226bf30e082.jpg

На Родине о жизни и творчестве американского художника с русскими корнями и великой русской школой узнали совсем недавно. Остро чувствуя постоянное одиночество на чужбине Фешин писал на склоне лет: «….люди не должны покидать своей страны.В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Возможно, именно это было главным посылом его творчества, признанного за океаном и недооценённого в России……
«Девушка за маникюром (Портрет мадемуазель Жирмонд)», 1917 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

355d1df3839642a5d226c05af1ae.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .