Студия И. Галереи интерьерной живописи

Боровиковский Владимир Лукич(1757–1825)-выдающийся русский художник украинского происхождения, непревзойдённый мастер портрета.
Владимир Kerbx Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца Боровиковский учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.

04188_hires556f13ab6ea1c-1013x1024561d2e01015eb.jpg

С 1774 года Владимир Боровиковский служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика вышел в отставку и полностью посвятил себя занятиям живописью, занимаясь в основном написанием образов местных храмов. В 1785 году в жизни Владимира Боровиковского произошла встреча, сыгравшая решающую роль в дальнейшей судьбе художника. Владимир Лукич познакомился с Василием Васильевичем Капнистом(1758-1823), известным русским поэтом и драматургом,впоследствии видным общественным деятелем, по поручению которого выполнил росписи интерьера (выполнил две аллегорические картины) дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы Екатерины II.Эти картины привлекли особое внимание императрицы. На одной из картин была изображена Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой- Петр I — пахарь и Екатерина II — сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и наказала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств.
В 1788 году Владимир Боровиковский переехал в Санкт-Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту.
В российской столице художник первое время жил в доме Николая Александровича Львова(1753-1803),одного из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектора-палладианца, графика, поэат, переводчика, музыканта.
В доме Львова Боровиковский познакомился с его друзьями Гавриилом Романовичем Державиным(1743-1816),великим русским поэтом эпохи Просвещения, государственным деятелем Российской империи, сенатором, действительным тайным советником, Иваном Ивановичем Хемницером(1745-1790),известным русским поэтом и переводчиком, членом Российской академии, Евстигнеем Ипатьевичем Фоминым(1761-1800), талантливым русским композитором и Дмитрием Григорьевичем Левицким(1735-1822),выдающимся русским художником-живописцем украинского происхождения, мастером парадного и камерного портрета,академиком Императорской Академии художеств. Прославленный портретист Левицкий впоследствии стал учителем Боровиковского, который перенял от своего учителя блестящую технику и лёгкость письма а также непревзойдённое композиционное мастерство.
Также, Владимир Боровиковский несколько лет занимался у Иоганна Баптиста Ла́мпи Старшего(1751-1830), известного австрийского живописца, графика, миниатюриста, мастера парадного портрета, работавшего в это время при дворе Екатерины II.
В 1795 году Владимир Лукич Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича был удостоен звания академика живописи, а в 1803 году стал советником Академии художеств.
В конце 1790-х годов,Владимир Боровиковский приобрёл славу известного портретиста.В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах художник с блеском воплощал идеал красоты своей эпохи. Ему удивительным образом удавалось передавать внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер передавал всё многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей
Боровиковский стремился к утверждению самоценности и нравственной чистоты изображаемого человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796 год).
В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811 год, М. И. Долгорукой, 1811 год).

Владимир Лукич Боровиковский является автором ряда парадных портретов, наиболее известными из которых являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802 ujls). Парадные портреты Dkflbvbhf Kerbf Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.
Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.
В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи.Он написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.
В последние годы жизни, Боровиковский активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Гавриловичу Венецианову(1780-1847), впоследствии выдающемуся мастеру жанровых сцен из крестьянской жизни, педагогу, члену Петербургской академии художеств, основателю так называемой венециановской школы..
С 1798 по 1820 годы Боровиковский жил в Санкт-Петербурге в доходном доме на Миллионной улице, 12.Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на приходившие письма, увлекался мистицизмом.

Владимир Лукич Боровиковский скончался 6 (18) апреля 1825 года в Санкт-Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах художника был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

.

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.