Студия И. Галереи интерьерной живописи

Бейдеман Александр Егорович(1826–1869)-известный русский художник, академик Императорской Академии художеств, профессор исторической живописи.

Александр Егорович Бейдеман родился 17 августа 1826 года в Санкт-Петербурге в семье коммерсанта. Отец художника впоследствии разорился вследствие неудачного снабжения армии во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов.

15563617ec3119.jpg

Учился в Ларинской гимназии, после окончания её, проявив художественные наклонности, в начале 40-х годов стал посещать классы Императорской Академии художеств. В 1844 году ученик по классу живописи у профессора Алексея Тарасовича Маркова(1802-1878).
В то время были написаны композиции: «Скорбь Ахиллеса по убитом Патрокле», «Обращение Савла», «Смерть Сократа».
В 1845 году Александр Бейдеман написал эскизы на русские исторические темы: «Приготовления к убийству св. Бориса в 1015 году», «Святополк Окаянный в исступлении», «Смерть Святополка Окаянного» и из библейской истории — «Воскрешение Лазаря». Эскизы были исполнены под влиянием школы Карла Павловича Брюллова(1799-1852),великого русского художника, живописца, монументалиста, акварелиста, представителя академизма, проявляя некоторую эффектность и театральность.
В 1846 году Бейдеман выполнил эскизы: «Мать Моисея», «Моисей, взятый из воды», «Сократ застает Алкивиада во время оргии» (на обратной стороне холста нарисован эскиз 1847 года: «Побиение камнями св. Стефана»).
В 1847 году художник написал : «Умовение ног», «Жезл, обращенный в змия», «Несение Христа во гроб», «Предательство Далилы», «Иоанн Предтеча отрок в пустыни», «Крещение Ольги», «Клятва Брута над телом Лукреции». Последняя композиция так понравилась Брюллову, что он просил передать Бейдеману его профессорский поцелуй.
В 1848 году исполнил эскизы: «Христос у Марфы и Марии», «Воскрешение дочери Иаира», «Дочь Кимона кормит грудью отца в темнице» и «Эсфирь перед Артаксерксом».
В 1849 году художник выполнил всего один эскиз: «Освобождение преступного отца по просьбе сына Петром I». В это время он очень активно занимался иллюстрациями для журнала «Ералаш» Михаила Неваховича, где было сделано очень много юмористических рисунков. Кроме того, в юмористическом духе были сделаны эскизы: «Подсматривание купальщиц пейзажистами» и «Явился неудачный селадон» (карикатуры на товарищей).
Тогда же, под влиянием Павла Андреевича Федотова(1815-1852)русского живописца и графика, академика живописи, одного из крупнейших представителей русского романтизма, Александр Бейдеман написал сцены из «Носа» Гоголя и «Исчезновение холеры».
В 1851 году за портрет с натуры Александр Бейдеман получил первую серебряную медаль. После этого экспонировался со своими работами на четырех академических выставках, в качестве конкурента на золотые медали.
27 сентября 1853 года получил 2-ю золотую медаль за картину по эскизу «Бегство в Египет».
В конкуренции с сильными академическими художниками, не смог получить первую золотую медаль, чтобы поехать в командировку в Рим от Академии и в конце 1855 года вышел из Академии.
В 1855 году Бейдеман выполнил эскизы акварелью и масляными красками: «Воскрешение сына вдовы Наинской», «Христос 12-ти лет беседует в храме с учителями», «Явление воскресшего Спасителя апостолу Фоме», «Вход во Иерусалим», «Отречение апостола Петра», «Распятие посреди разбойников», «Явление Христа при Тивериадском озере», «Христос благословляет детей», «Нагорная проповедь», «Денарий», «Схождение с Фавора», «Страшный суд», «Обрезание», «Примирение Иакова с Исааком», «Явление ангела Агари», «Троица», «Потоп», «Диана, несомая зефирами» (акварель) и «Обращение поэта к богине ночи» (в карандаше).

Несмотря на отсутствие финансовых средств,Александр Егорович в 1857 году поехал за границу, рассчитывая найти там подходящую работу. Был в Германии и Италии. Во Франции, в Париже получил заказ для строившейся там православной церкви.
Летом 1860 году после окончания работы в Париже, возвратился в Санкт-Петербург, с начатыми картинами и множеством этюдов (виды Баварии, южной Италии и окрестностей Рима, Валгалла и др.). Из картин — «Гулянье», «Свидание на террасе», «Мотальщица», «Девочка, утоляющая жажду из родника в лесу», «Шествие со святыми дарами в Италии», «Явление младенца Иисуса св. Антонию Падуанскому», «На могиле матери», «Савояр» и этюды «живописных костюмов поселян обоего пола».
В Петербурге написал картину «Руфь на ниве Вооза», за которую на общем собрании Академии художеств 2 сентября 1860 года был признан академиком исторической живописи.
По ходатайству почитателей таланта и друзей,Александр Бейдеман получил должность наставника в рисовальной школе Общества поощрения художников. Кроме этого, был приглашён давать уроки рисования великим князьям Алексею Александровичу и Сергею Александровичу.
6 ноября 1861 года Бейдеман получил должность адъюнкт-профессора наставника в результате победы в конкурсе с картиной «Смерть детей Ниобеи, пораженных стрелами детей Латоны за презрение, оказанное их матери».
В декабре 1861 года художник был командирован в Крым, в Ливадию, для работ в местной церкви.
Александр Егорович Бейдеман в своей творческой карьере очень серьёзно занимался религиозною живописью, писал оригиналы для мозаики в Исаакиевский собор и образа́ по частным заказам, расписывал церкви во дворцах, в Петербурге и его окрестностях, а также в Крыму (Ливадия). Написал образ Спасителя для усыпальницы князя Д. М. Пожарского, сделанного мозаикой, образов пророчиц Анны и Елизаветы.
Бейдеман расписывал церкви: на даче великого князя Михаила Николаевича в Михайловке, в инженерном управлении и в Александровской больнице.
По рисункам художника сделан иконостас для храма в военно-чертежной школе в Санкт-Петербурге.
Вследствие падения на голову гипсового отливка, плохо прикрепленного над дверями, Александр Егорович Бейдеман получил тяжёлую травму головы и умер 27 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние