Студия И. Галереи интерьерной живописи

Аскназий Исаак Львович(1856-1902)-известный исторический живописец-библеист, академик.

Исаак Львович (или Ицык Лейбович) Аскназий родился 16 января 1856 года в г. Дриссе Витебской губернии, в семье купца 2-й гильдии. Интерес к живописи проявился очень рано, но семья была очень религиозной и отец не поощрял увлечение своего младшего сына , хотя впоследствии, видя с каким упорством и настойчивостью Исаак постигал таинства рисования, обратился с прошением в Правление Императорской Академии художеств проэкзаменовать его сына Исаака и принять в качестве вольноприходящего ученика.

2013-07-15_12-06-33.jpg

Оценив выполненный в классах рисунок с гипсовой головы вполне удовлетворительным, Совет Академии разрешил юноше учиться в Академии с оплатой за посещение художественных классов в размере 12 рублей 50 копеек каждые полгода.
Продемонстрировав большие успехи в учёбе, осенью 1874 года Аскназий перешел в число действительных учеников Академии с правом обучения за казённый счёт.
Имевшая место в те годы система помесячных дежурств педагогов в художественных классах Академии,дала юноше возможность учиться у всех тогдашних ведущих профессоров исторической живописи: Алексея Тарасовича Маркова(1802-1878),русского исторического живописца, академика, заслуженного профессора живописи Императорской Академии художеств, Петра Михайловича Шамшина(1811-1895), исторического и церковного живописца академического направления, академика с 1844 года, профессора с 1853 года, Василия Петровича Верещагина(1835-1909),известного русского исторического живописца и портретиста , а также Павла Петровича Чистякова(1832-1919),знаменитого русского художника и педагога, мастера исторической, жанровой и портретной живописи.
Если судить по архивным документам, то Исаак Аскназий проходил академический курс обучения весьма успешно. Во время своего обучения он был удостоен двух малых серебряных медалей за выполненные в натурном классе рисунки и живописные этюды, а в 1877 году ещё и двух больших серебряных медалей. В том же году им было подано прошение в Совет Академии о допущении к конкурсу на малую золотую медаль.В это время ему вместе с ещё одним учеником Академии,Александром Поповым в здании Академии была выделена мастерская для работы над картинами по теме , заданной Советом Академии:»Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом».
Исаак Аскназий хорошо справился с заданием, продемонстрировав при написании работы вполне зрелое умение построения композицию, связав фигуры общим действием.
В 1879 году Исаак Львович Аскназий блестяще завершил полный курс обучения. Выполненная им выпускная работа «Блудница перед Христом» принесла художнику большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования за счет казны, а также звание классного художника I степени с правом на чин X класса при поступлении на государственную службу. Все это предоставляло художнику прочное положение в обществе и гарантировало обеспеченность заказами.
В конце октября 1880 года Исаак Аскназий уехал в пенсионерскую поездку. Первой целью его путешествия была Германия,где останавливаясь в Берлине и Дрездене, где посвятил всё время осмотрам местных картинных галерей.
По рекомендательным письмам посещал мастерские самых известных художников — в частности директора Высшего художественного училища в Берлине профессора Берлинской Академии художеств А.А.Вернера, живописцев Л.Кнауса и П.Меергейма. Весной 1881 года, с рекомендательным письмом к Х.Маккарту, европейской знаменитости, Аскназий из Праги отправился в Вену. Желая как можно лучше воспользоваться предоставленной пенсионерской поездкой, он собирался поступить в Венскую Академию художеств, где Маккарт уже распорядился приготовить для него место.
Однако, запрет конференц-секретаря Академии, П.Ф.Исеева,помешал осуществлению этих планов художника, и Исаак Львович Аскназий вынужден был снять мастерскую, стал брать у Маккарта уроки, работая под его руководством над картиной «Мария Египетская в сознании своей недостойной жизни».
Стоит отметить, что средства, выделяемые в те годы пенсионерам в виде содержания, составляли достаточно значительную величину:463 рублей 50 копеек каждые полгода. Этих денег вполне хватало на путешествия по Европе, и летом 1882 года через Флоренцию и Венецию Аскназий поехал на выставку в Вену. Сравнивая достоинства и недостатки работ современных французских и немецких художников, Аскназий отдал предпочтение последним.
В 1884 году Исаак Львович предпринял новое путешествие: вместе с Василием Евмениевичем Савинским(1859-1937),известным впоследствии русским живописцем, графиком и педагогом они посетили выставку в Турине, а затем и парижский Салон, побывали в мастерской Марка Матвеевича Антокольского(1843-1902),прославленного скульптора-реалиста. На академическую выставку 1884 года художник прислал картины «Две жертвы Тиберия», которая была приобретена Музеем Академии художеств за 900 рублей, и «Раздача капуцинами пищи», а на следующую выставку — работу «Сирен»».

По возвращении художника в Петербург Совет Императорской Академии художеств положительно оценил его пребывание за границей,посчитав,что оно вполне способствовало его развитию художественного таланта художника и одобрил две его большие работы — «Палач с головой Иоанна Крестителя» и «Моисей в пустыне». Именно за эти работы в 1885 году Исаак Львович Аскназий
был удостоен звания академика.

По возвращении в Петербург, художник поселился с семьёй на Васильевском острове, продолжая активно писать и участвовать в многочисленных академических выставках. Художник на протяжении всей своей творческой жизни часто обращался к изображению жанровых сцен, отражающих быт и типы своего народа. В 1889 году за свою работу «Канун субботы» Исаак Львович Аскназий был удостоен на Всемирной выставке в Париже бронзовой медали, получив таким образом признание не только в России, но и за её пределами.
Последние годы жизни Исаака Львовича Аскназия были связаны с ставшим для него родным Санкт-Петербургом,и Санкт-Петербургским Обществом художников, на выставках которого он участвовал и членом которого стал в год смерти в 1902 году. Это общество, имевшее целью «содействие развитию и распространению искусств в России», объединяло живописцев академического направления и устраивало ежегодные выставки в Санкт-Петербурге и Москве. Среди его членов-учредителей были А.Д.Кившенко, Л.Ф.Лагорио, К.Я.Крыжицкий, Н.А.Самокиш, А.И.Мещерский.
Образцом позднего творчества художника стало написанное им в 1899 году монументальное полотно «Экклезиаст. (Суета сует и всяческая суета)».
Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции.
Исаак Львович Аскназий скончался 16 ноября 1902 года в возрасте 46 лет от скоротечной простуды в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
В 1903 году в залах Императорской Академии художеств открылась «Посмертная персональная выставка работ академика И.Л.Аскназия», на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов художника. В дальнейшем многие его картины попали в российские и западные частные коллекции и были вывезены из России еще до революции, часть картин оказалась утеряна во время Отечественной войны, а немногие из имеющихся в российских музеях ,к сожалению, хранятся в запасниках.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № ,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. Гинцбург И. Я. Аскназий, Исаак Львович // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913., Информационный портал о живописи под редакцией Парашутова, Указатель выставки Императорской Академии художеств в 1885 году. С. 25-31.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2020. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.