Студия И. Галереи интерьерной живописи

Никола де Ларжильер (1656–1746)-французский живописец, выдающийся мастер исторического портрета.Родился в начале отктября 1656 года (крещен 10 октября) в Париже.Отец Никола де Ларжильера, торговец, взял трехлетнего сына с собой в Антверпен; с 1668 Никола учился в Антверпене, позднее Никола около двух лет прожил в Лондоне.

45PX-N~1.JPG

Отец желал, чтобы мальчик пошёл по торговой части, но тот проявил склонность к рисованию и по возвращении в Антверпен с 1668 года начал учебу в мастерской Антони Губо.
В 1672 году Ларжильер был принят в антверпенскую гильдию мастеров искусства святого Луки. В восемнадцатилетнем возрасте Ларжильер вновь отправился в Англию, свёл знакомство с Питером Лели, под руководством которого в 1675–1679 годах производил (вместе с Антонио Веррио) реставрацию картин в Виндзорском замке и создавал собственные произведения исторического содержания, а также писал натюрморты и портреты; испытал влияние Рубенса и ван Дейка.С 1682 года Ларжильер работал в Париже, где посвятил себя в первую очередь портретной живописи. В Париже его талант высоко оценивали Лебрен и Адам Франц ван дер Мёлен. Блестящее владение цветом и живость мазка привлекали в его студию многих тогдашних знаменитостей: актрис, общественных деятелей, известных проповедников. Среди самых известных моделей живописца были Пьер Даниэль Юэ, епископ Авраншский, кардинал де Ноайе, семейство Дюкло и президент Ламбер с семьей.Вернувшись в начале 1686 года в Париж, Ларжильер стал почетным членом Французской академии. В качестве ступительного произведения он представил портрет Лебрена – одну из вершин своего творчества.В 1690 году Ларжильер внесен в списки членов Академии как исторический живописец. Высшим достижением художника в этой области являются многофигурные композиции, созданные для парижской церкви Сен Этьен дю Мон в 1694 году. Ещё одно историко-библейское полотно, появившееся позже, в 1720 году («Въезд Христа в Иерусалим»), свидетельствует, помимо всего прочего, о незаурядном даровании пейзажиста.Портреты – лучшая часть наследия художника. В них Ларжильер с течением времени добивался все большей свободы и естественности в живописи, в изображении поз, нарядов. От фламандской школы в искусстве Ларжильера присутствуют такие черты, как теплые тона, широкие густые мазки, волнистые линии, придающие картинам динамизм. Одним из самых реалистичных полотен художника и одним из шедевров французской портретной живописи является «Мужчина в лиловом одеянии» (1700). В 1714 году появилась одна из самых необычных работ художника – «Этюд различных типов кистей рук», из которого видно, насколько широко автор владел приёмами живописи маслом.1718 год – год создания знаменитого портрета Вольтера.Художник также создавал групповые портреты, призванные увековечить какое-либо торжественное событие («Заседание парижской ратуши в 1687 году», эскиз к утраченной картине). Успех сопутствовал и карьерному росту. В 1722 году художник стал директором, а в 1743 году, за три года до смерти, – канцлером Академии.После смерти Ларжильера стали известны широкой публике некоторые его пейзажи и натюрморты; лучшая из этих работ – «Лесной пейзаж». Самым выдающимся учеником мастера был Жан Батист Удри. Другие ученики Ларжильера – Жак Франсуа Дельен и шведский живописец Густав Лундберг.
Скончался Никола де Ларжильер 20 марта 1746 года в Париже.Произведения художника хранятся в Лувре, музеях Оксфордского и Кембриджского университетов, Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США), Государственном Эрмитаже (С.-Петербург), Лондонской Национальной картинной галерее, Национальном музее Западного искусства (Токио, Япония).

По материалам: Wikipedia,Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UAB”Bestiary”,2008г., Русский биографический словарь А. А. Половцова и Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние