Студия И. Галереи интерьерной живописи

Шарль-Жозеф Натуар(1700—1777)-французский исторический живописец, сын архитектора и скульптора Флорана Натуара, ученик Франсуа Лемуана.

original53939266cbb35.jpg

В 1721 он получил Гран-при Кор. Академии за свою картину «Маной, приносящий жертву» (Париж, Школа Изящных искусств), что дало ему возможность совершить путешествие в Рим (1724-1727). Здесь он написал картину «Изгнание торгующих из храма» (Париж, ц. Сен-Медар).
По возвращении в Париж, он стал членом Академии (1734), представив картину «Венера у Вулкана» (Монпелье, музей Фабра; повторение — Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и начал работать над большими декоративными полотнами для церквей («Св. Стефан и книжники», 1745, Ренн, Музей изящных искусств), для короля («Молодость и Добродетель представляют дочерей Франции», 1734, Версаль, апартаменты королевы: «Аллегории и Музы», 1745, Париж, Нац. библиотека. Кабинет медалей) и для частных лиц.
Его большие мифологические и исторические циклы свидетельствуют о глубоком понимании художником принципов монументальной декорации (восемь полотен на темы «Истории Психеи», 1737-1739, Париж, отель Субиз; десять полотен на темы «Истории богов», шесть — «Истории Хлои» и четыре — «Истории Телемаха», написанных в 1731-1740 для замка Ла Шапель; «Годфруа в Шампани», Труа, музей). Этот декоративный характер присущ и его картонам для шпалер, сделанных им для Кор. мануфактуры Гобеленов («Пир Антония и Клеопатры», Ним, Гор. музей; «Встреча Антония и Клеопатры», Марсель, Музей изящных искусств; эскиз — Руан, Музей искусства и керамики) или для мануфактуры в Бове («История Дон-Кихота», 13 картонов, 10 из которых сохранилось: одна — Париж, Лувр, девять — Компьень, музей; эта серия известна по шпалерам архиепископа Экс-ан-Прованса Экс-ан-Прованс, Музей гобеленов и старой мебели).
Незадолго до своего второго отъезда в Рим Натуар украшает капеллу детского приюта в Париже, ко торая была разрушена в конце XIX в., но известна по гравюрам Фессара. Иллюзионистская декорация Натуара поражает своей виртуозностью и доказывает, что великая традиция барочных плафонов-обманок была представлена во Франции XVIII в. не только «Апофеозом Геркулеса» Лемуана (Версаль). В 1751 Натуар возглавил Французскую Академию в Риме. С этого времени он полностью посвятил себя педагогике и практически перестал заниматься живописью («Апофеоз св. Людовика», 1756, Рим, ц. Сан-Луиджи деи Франчезе; эскиз Брест, музей). Тем не менее он написал множество видов Рима и окрестностей (Париж, Лувр; Оксфорд, музей Ашмола; Вена, Альбертина; Лондон, Британский музей; Дармштадт, музей; Монпелье, музей Атжера; Флоренция, Уффици; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Эдинбург, Нац. гал. Шотландии). Эти пейзажи благодаря своей непосредственности входят в число лучших пейзажей XVIII столетия и являются одним из источников (часто забываемым) вдохновения Юбера Робера. В 1775 на посту директора Академии его сменил Вьен, и Натуар уехал в Кастель Гандольфо, где спустя два года умер.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние