Студия И. Галереи интерьерной живописи

Луи Ленен и его братья Антуан Ленен и Матье Ленена(1593-1648)-почти забытые с конца XVIII века, потом вызванные из забвения романистом Шанфлёри, сегодня братья Ленен стоят в ряду величайших французских живописцев.

125410d2d398038.jpg

Все трое родились в Лане; но из традиционно принятых дат их рождения достоверно известна лишь дата рождения младшего Матье (1607)’, даты рождения Антуана (1588) и Лун (1593), взяты из спорных источников.Их детство проходило в среде относительно зажиточной и просвещенной, но сохраняющей прямые связи с крестьянством; их отец Исаак Ленен происходил из семьи земледельцев и виноградарей в окрестностях Дана; он купил должность королевского сержанта соляного амбара (1595) и владел многими домами, виноградниками, лугами и лесами в Лане и окрестностях. Из пяти братьев трое младших стали художниками, что совсем не удивительно в Лане, где в соборе и при монастырях существовал небольшой, но достаточно активный художественный центр. В течение года они брали уроки у одного проезжего художника, а затем сами отправились в Париж совершенствовать свое мастерство.
Братья Ленен не рас­писывали церквей и дворцов, их произведения не претендовали на парадную величавость и торжественность. Антуан, Луи и Матье Ленен вошли в историю французского изобразительного искусства как родоначальники бытового жанра.
В 1629 году старший брат Антуан вступил в корпорацию сэн-жерменских живописцев в Париже и стал во главе общей с братья­ми мастерской. Полудеревен­ская, полугородская среда зажиточных крестьян прочно входит в их произведения, составляя как сюжетную осно­ву, так и постоянно обновляющийся источник образного со­держания. Известность братьев Ленен росла, в Париже у них составился определенный круг заказчиков, и в 1648 году они были приняты в Королевскую Академию живопи­си и скульптуры.
Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев. Начальные уроки живописи он получил у брата Антуана, и его первые самостоятельные работы трудно выделить из множества совместно написанных ими картин.
В 30-х годах Луи Ленен побывал в Италии и испытал воздействие модного там тогда течения — караваджизма. Вернувшись с запасом ярких, свежих впечат­лений, он сознательно обратился к монументализации своих жанровых работ, стремясь придать им некий синтетически обобщающий характер. Сюжеты, самые простые и непритя­зательные, получали в его исполнении особую значитель­ность, живописную красоту, даже торжественность.
Образам крестьян в его картинах одинаково чужды и гру­бость и слащавая идеализация. Это серьезные люди — тру­женики с честными открытыми лицами и уверенной нето­ропливостью в движениях. Их манеры полны достоинства, в облике угадывается сознание собственной силы.Ленен был подлинным реалистом, далеким от натурали­стического понимания задач художника, активно, творче­ски осваивавшим мир.

Портреты кисти Луи Ленена — «Портрет маркизы Фарбен Янсон», «Портрет мальчика» — просты и бесхитростны, религиозные композиции, а их тоже случалось писать ху­дожнику, носят ярко выраженный жанровый характер. Не­многочисленные пейзажи отличаются верностью наблюде­ния, некоторой интимностью восприятия природы и необы­чайным мастерством передачи серебристого, прозрачного воздуха.
Луи Ленен внезапно скончался 24 мая 1648 года. Спустя два дня умер старший брат Антуан.
Матье Ленен , будучи единственным наследником братьев становится владельцем большого состояния. Матье Ленен постепенно прекращает занятие живописью, а с 1662 года после получения ленты ордена Святого Михаила, что приравнивалось к получению дворянского звания всячески стремится больше не вспоминать о своем прежнем ремесле и не иметь ничего общего с памятью о братьях.
Творческое наследие братьев Ленен основано на пятнадцати подписанных и датированных периодом 1640-1647 год полотнах.Наиболее ценное достоинство картин братьев Ленен — богатство колорита, чувство цвета.
Более известен Луи Ленен , ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни. Преобладающую часть миниатюр приписывают Антуану Ленену, портреты — Матье Ленену, который стал официальным художником города Парижа (1633) .Творчество братьев Ленен заново открыл в середине XIX в. писатель и историк искусства Жюль Шанфлёри. Их работы повлияли на творчество Г.Курбе, дружившего с Шанфлери.

По материалам: Wikipedia,Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Русский биографический словарь А. А. Половцева и Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907., , Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние