Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 303. Антропов Алексей Петрович(1716-1795).

Имя Алексея Петровича Антропова замыкает ряд имён художников- портретистов, завершивших переход от наивно-реалистичного портретного изображения к сложной декоративности европейского барокко. Творчество художника — важное звено между двумя этапами развития русской живописи XVIII века, между живописцами-пенсионерами эпохи Петра I и художниками второй половины XVIII века.
Вошел в историю искусства как выдающийся портретист оригинального склада, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств. Лучшие достижения мастера проявились в портретистике. Именно в этой области Антропову принадлежит решающая роль в упрочении национальных традиций, выразившихся в натурно точном и непредвзятом отображении действительности. Его полотна отличаются ярким чистым цветом. Часто его портреты сочетают серьезность, порой, грубоватую, с едва заметной галантностью или приятной задумчивостью.

image047.jpg

Алексей Петрович Андропов родился 14.(25).03.1716 года в простой семье мелкого чиновника. Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», полных 12 лет отслужил солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Вернувшись к мирной жизни, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе, позже в Канцелярии от строений, куда поступили и четыре его сына. Старший Степан пошел по стопам отца, Иван стал часовым мастером, а Алексей и младший Николай обучались искусству живописи.
«Портрет Екатерины II в профиль», 1766 год, Холст, масло. 62 х 49, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник

185c49b7e356abf.jpg

Алексей рано проявил интерес к занятиям рисованием. Мальчику повезло: юного Алексея вместе с братьями в 1732 году направили в Канцелярию от строений учеником Л. Каравака, французского портретиста, работавшего при русском дворе. Затем учился у русских мастеров: Андрея Матвеева, с 1733 по 1739 год у Михаила Захарова, петровского пенсионера, «долголетно» жившего в Италии. В 1739 году Антропов был определен в штат Канцелярии в «живописную команду» под руководством Федора Вишнякова.
«Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова». 1761 год, Холст, масло. 61 х 48,5 Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

245c49b77304166.jpg

Все они были великолепными портретистами, и Алексей Антропов почерпнул у них немало новых для русской живописи технических приёмов. Однако главной чертой художника всегда оставалась творческая самостоятельность.
«Портрет Графа Михаила Дмитриевича Бутурлина» 1755 год, Холст, масло 60,9 х 47,7 Государственная Третьяковская галерея,Москва

0_17481c_28639357_XXXL.jpg

В 1742 году Алексей Антропов участвовал, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы Петровны в Москве. В Петербурге он выполнил работы для триумфальных ворот в Аничковой слободе; участвовал в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работал в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Алексей Антропов создал декорации для Оперного дома.
«Портрет неизвестной». 1765 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

0_17482c_74f81e70_XXXL.jpg

В 1749 году Алексей Антропов получил звание живописного подмастерья, а в конце 50-х годов звание живописного мастера.
«Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой», 1761 год, Холст, масло. 54 х 42, Государственная Третьяковская галерея, Москва Трубецкая — дочь обер-прокурора Синода князя А.С. Козловского, сестра писателя Ф.А. Козловского, жена Николая Ивановича Трубецкого

0_17481f_6168441a_XXXL.jpg

В 1752 году Алексея Антропова направили в Киев для исполнения живописных работ в отстраивавшемся по проекту Ф.Б. Растрелли собор Андрея Первозванного. Он получил самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли. Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ.
«Портрет неизвестного в красном кафтане», 1755 год, холст, масло, 61.6 х 48,5см Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_17481d_4101b7b2_XXXL.jpg

Под его руководством был установлен иконостас, изготовленный в Петербурге. Он также вместе с артелью мастеров «доделывал живопись на местах», расписывал купол и стены церкви. Трудоемкая, тяжелая работа длилась почти четыре года.
«Портрет неизвестного в красном камзоле». 1755год, холст, масло, 61.6 х 48,5см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_174824_82257d34_XXXL.jpg

Ранние станковые произведения А.П. Антропова докиевского и киевского периодов, к сожалению, сохранились в очень небольшом числе. К ним можно отнести «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»,Середина XVIII в. Середина XVIII в. Холст, масло. 82,2 х 67 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

275c49964acca16.jpg

и портрет императрицы Елизаветы Петровны (Между 1744 и 1751, Сергиево-Посадский музей-заповедник), который А.П. Антропов скопировал с парадного портрета работы своего учителя Луи Караввака. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
Между 1744 и 1751″, Холст, масло. 140,5 х 100, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.

285c4995a87c8da.jpg

Уже в ранних произведениях Антропов обнаруживает стремление к детальному воспроизведению предметного мира: золотого шитья, мягкости меха, бархата, блеска шелка, сиянию драгоценных камней в женских украшениях — аграфах (на лифе платья) и эгретах (в прическе). Тщательно выписанные царские регалии – державы, скипетры, короны – еще больше оттеняют обобщенную трактовку лиц, застывшие позы и жесткость в положении рук. Помимо предметного окружения, художник уделяет внимание яркому нарядному цвету.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны», Конец 1750-х годов, Холст, масло. 56 х 49, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

0_174827_93bd0d14_XXL.jpg

Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал М. Л. Колокольников
С 1755 по 1758 годы Алексей Антропов проживал в Москве, где совместно с другими мастерами писал плафоны по эскизам П. Градицци и С. Горяинова в Головинском дворце на Яузе. В декабре 1757 года Антропов получил от Московской гофинтендантской конторы аттестат, удостоверяющий квалификацию живописца.
«Портрет детей авcтрийской императрицы Марии Терезии»

0_174821_b2244b24_XXXL.jpg

В 1758 году художник вернулся в Петербург и вновь работал в «живописной команде» И. Вишнякова. С прибытием в Петербург для Антропова начинается новый этап творчества. Уже известный художник на сорок втором году жизни поступает в обучение портретному искусству к Пьетро Ротари Ц итальянскому художнику при дворе Елизаветы Петровны. Обучения, надо полагать, строилось так, как это было принято в середине ХVIII века: ученик копировал своего учителя и участвовал с ним в выполнении живописных заказов, получая от него советы и наставления. Итальянский мастер был доволен своим учеником и даже называл его «лучшим живописцем Россию» В то же время Антропов сам обучал молодого Д. Левицкого.
«Портрет графини М.А.Румянцевой, урождённой Матвеевой — матери полководца Румянцева-Задунайского, по слухам, рождённого ею от Петра Великого, статс-дамы, гофмейстерины.». 1764 год, Холст, масло 62,5 x 48, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

800px-Antropov_Rumyantseva.jpg

В портретах Алексей Петрович Антропов следовал манере Ротари. Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растреллипо, весьма удачно написанный, составил Алексею Антропову хорошую репутацию в Петербурге, где к нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать.
«Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли». 1750 — 1760-е гг.,xолст, масло,73х62 см. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

295c499a077508e.jpg

Заслужив известность, В 1759 году художник получил ранг подпоручика, и был приглашен Шуваловым в Москву на службу в университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова Антропов определен был в 1761 году в Синод живописцем, на обязанности которого лежало наблюдение за копировщиками икон, с жалованьем по 600 рублей в год, для того времени очень большим. «Портрет Анны Петровны — цесаревны, дочери Петра I и Екатерины I», Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

0_174820_569b1bde_XXXL.jpg

В 1762 году после смерти Елизаветы Петровны и восшествии на престол Петра III Святейший Синод поручил А.П. Антропову парадный портрет нового императора. Художник напмсал эскиз к портрету Петра III (1762, ГТГ) и три больших парадных портрета государя: один для Святейшего Синода (Портрет Петра III. 1762, ГРМ) , другой для Правительствующего Сената (Портрет Петра III. 1762, ГТГ) и третий портрет императора в обстановке военного лагеря (около 1762, ГРМ), находившийся в Зимнем дворце. Тогда же по ходатайству бывшего члена Синода, архимандрита Троице-Сергиевого монастыря Лаврентия Хоцятовского А.П. Антропов создал уменьшенный и усеченный вариант портрета Петра III (1762, Сергиево-Посадский музей-заповедник).
«Портрет императора Петра III», 1762 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

antropov_025c499e111c1a6.jpg

Новый император процарствовал лишь полгода и был свергнут своей женой Ц Екатериной II, которая не собиралась предоставлять место при дворе художнику, живописавшему ненавистного супруга. Государыня приблизила датского живописца Вигилиуса Ёриксена, создавшего около 30 ее портретов в самых различных костюмах и позах, а позднее Стефано Торелли, творившие пышные аллегории в ее честь. В итоге, Алексей Антропов так и не стал придворным живописцем, что сильно уменьшало степень его популярности в обществе, ведь в России добиться всеобщей славы, почета, денег можно было только благодаря признанию в императорском дворце.
«Фёдор Яковлевич Дубянский — протоиерей Русской церкви, духовник императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II», который имел значительный вес при дворе и в Святейшем Синоде.

0_174812_a524263e_XXXL.jpg

В 1762-1763 годах Алексей Антропов жил в Москве, куда в числе других живописцев был направлен для содействия Жану Девельи в писании эпизодов коронования. Тогда он написал портрет императрицы в белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне. Оригинал длительное время хранился в Синоде в числе восьми произведений Антропова, который до конца своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и портреты.
«Портрет Екатерины II». 1766 год, Холст, масло. 241 х 176, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

165c499cf036fdc.jpg

Посещал Москву в 1767 и 1768 годах по заданию Синода, осматривал кремлевские соборы. Имел частную школу живописи, его учеником, помимо Д. Левицкого, был П. Дрождин.
«Портрет Екатерины II», 1766 год, Холст, масло 154,5 x 122,5 Тверская областная картинная галерея, Тверь

0_174813_8693b414_XXXL.jpg

В последний период А.П. Антропов все меньше создает портретов с натуры, но много пишет икон. До конца своих дней мастер писал образа «для поднесения высочайшим особам». Синод возлагает на него различные поручения, связанные не только с контролем над иконописцами, так его командируют в Москву для осмотра кремлевских соборов. В 1789 г. художник совершает важный для себя поступок передает свой собственный дом Приказу Общественного призрения для устройства в нем народного училища.
«Портрет Екатерины II», Тверская областная картинная галерея, Тверь

0_17482b_579c9085_XXXL.jpg

Несмотря на участие Антропова в декоративных росписях, у него не было призвания декоратора. Лучшие достижения художника, его творческая индивидуальность проявились в портретной живописи.Именно в этой области ему принадлежит решающая роль в упрочении национальных традиций, выразившихся в правдивом, искреннем, непредвзятом отображении действительности.
«Портрет тверского архиепископа Платона Левшина», 1775 год Тверская картинная галерея, Холст, масло. 99,5 х 78
Тверская областная картинная галерея

Alexey_Antropov_005.jpg

Несомненным шедевром творчества Антропова является портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой (1759, ГТГ), открывающий период наивысшего расцвета его творчества, который приходится на первую половину 1760-х годов.
«Портрет статс-дамы А.М.Измайловой, урожденная Нарышкиной, троюродной сестры и близкой подруги императрицы Елизаветы Петровны «. Холст, масло. 1759 год, 57,2 х 44,8 Государственная Третьяковская галерея
Москва

265c4998e657685.jpg

В 1770-х — 1780-х годах творческие силы Алексея Антропова пошли на спад. Стали отчётливо заметны черты намечающегося кризиса. «Портрет царицы Софьи», 1772 год, холст, масло, 51.5 х 42,5см, Московский областной краеведческий музей

0_174822_14930a91_XXXL.jpg

Работы этого времени подчас кажутся даже архаичными в сравнении с его собственными произведениями 60-ых годов, что прослеживается в портретах духовных лиц и особенно в ретроспективных изображениях членов августейшей семьи,
«Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве — сына Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны»

0_174823_b9e946c3_XXXL.jpg

Антроповым была открыта частная школа живописи, которая находилась, однако, в противоречии с принципами обучения в Академии художеств. Его учениками были П.С. Дрождин и Д.Г. Левицкий.
«Портрет Петра I». Холст, масло. 268 x 159 см. Государственный Русский музей. Санкт-петербург

85c49aefa526c0.jpg

Мастер передавал своим ученикам прежде всего преданность натурной правде. Однако это обучение имело свои пределы, как замечал Александр Бенуа, А.П. Антропов «действительно мог выучить первого нашего большого мастера Левицкого приемам, как справляться с тканями, мебелью и отчасти даже лицом, но в то же время эти вещи обнаруживают чисто российскую наклонность к черноте, к желтому, оливковому тону, вполне объяснимую в художнике, обучавшемся у иконного мастера. Преемственность старой иконописной школы, таким образом, нашла себе выражение в его творчестве (а через него и во всем последующем развитии русской живописи) далеко не в благоприятном отношении» (Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. Ц М.: Республика, 1995. С. 26-27.).
«Портрет Анны Карловны Воронцовой». 1763 год, Холст, масло 81,5 x 65, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Урождённая графиня Скавронская — жена канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова, двоюродная сестра императрицы Елизаветы Петровны, статс-дама

0_174819_6fdd1ea2_XXXL.jpg

Алексей Петрович Антропов скончался от горячки в возрасте 79 лет 12 (23) июня 1795 года в Санут-Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы и портреты. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. Надпись на плите гласит:
«В надежде воскресения погребен на месте сем раб божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 года марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 м-ца и 28 дней»
Алексей Пктрович Антропов был одним из тех художников, кто способствовал возникновению и распространению в русской живописи небольшого по размерам, камерного погрудного портрета, проникнутого интересом к человеку, вне его специфически сословных черт.
«Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны», Конец 1750-х годов, Холст, масло. 56 х 49, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

antropov_025c49a7b485d89.jpg

В каждом его портрете существует, может быть, и не очень глубоко, но по-своему прочитанный и убедительно раскрытый характер. Они лишены свойственной нередко портретам ХVIII века светской элегантности, особой изощренности в подаче модели.
«Портрет Пётра II Алексе́евича — российского императора». Сменившил на престоле Екатерину I, внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии, вступил на престол 6 мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы.

0_174835_b229a01d_XXXL.jpg

У Антропова все дается предельно ясно, обстоятельно, «не мудрствуя лукаво», с удивительной щедростью цветового решения.
Алексей Петрович Антропов занимает в русской художественной культуре XVIII века вполне достойное место. Незаурядное дарование живописца, строгая правдивость натуре, педагогическая деятельность принесли мастеру заслуженное признание.
«Портрет Д.И.Бутурлина», 1763 год, Холст, масло 60,9 х 47,7 Государственная Третьяковская галерея, Москва. Русский историк и мемуарист из рода Бутурлиных, в молодости вёл жизнь богатого светского повесы, затем служил в чине надворного советника

0_17481b_92e9c82c_XXXL.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
- Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
- Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
- Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
- Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .