Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 302. Алексеев Фёдор Яковлевич(1754-1824).

Фёдор Яковлевич Алексеев — выдающийся живописец последней трети XVIII — первой трети XIX столетия, один из основоположников русского городского пейзажа. Наиболее характерны для творчества художника широкие панорамные виды с множеством точно подмеченных бытовых деталей, наполненные светом, воздухом, ароматом живой природы. Лучшие качества живописца проявились в сюитах, посвященных Петербургу и Москве. В его произведениях барочное мышление, характерное для многих мастеров переходного периода 1750-х — 1760-х, соединилось со стремлением к архитектонике классицизма, романтизмом венецианских ведут.
Эти архаические черты в искусстве мастера отмечал А. Н. Бенуа: «Алексеев, воспитанный на архитектурных формах классического Запада, заимствовавший свою благородную палитру у Белотто, Робера и Гварди, — был сбит с толку в пестрой вычурной Москве и под ярким солнцем юга. Так, Москве он сообщил, в духе своего времени, — характер романтического “готического” города».

4jI4tQzqLcQ.jpg

Фёдор Алексеев родился в 1754 году(точная дата рождения, к сожалению, отсутствует в исторических источниках) в Санкт-Петербурге в бедной семье сторожа Императорской Академии наук.В 1766 его отец обратился с высочайшим прошением о зачислении сына в Академию художеств, и его просьба была исполнена.
«Вид Казанского собора в Петербурге», 1811 год.Холст, масло 71 х 112,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

0_c4824_9331eafa_XXL.jpg

Федор Алексеев начинает свое обучение в классе живописи цветов и плодов, после которого был переведён в класс пейзажа, и в 1773 году он успешно оканчивает Академию.
«Колокольня Ивана Великого». 1800-е годы, Частное собрание

0_c4818_2ded0bb2_XXL.jpg

В 1773 году за программный пейзаж Фёдор Алексеев получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям. В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме, чем навлекает на себя недовольство академического начальства.
«Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции». 1776 год. Копия картины А. Канале (Каналетто)

45c46c7379bd39.jpg

По возвращении на родину Фёдора Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа.
«На площади у Большого театра». 1824 год Частное собрание.

0_c4799_956c7186_XXL.jpg

Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность заняться любимым делом — пейзажем.
Среди его работ 1790-х гг. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» 1799 год. Холст, масло 71,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

65c45a44b837cd.jpg

и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»,1794 год, Холст, масло 70 х 108, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

35c45a3e4542b3.jpg

Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии.За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.
«Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», 1810 год.Холст, масло. 62 x 101 см, Государственный Русский музей.

55c46d6bf5b9fb.jpg

За картину «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца» в 1794 году Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина II. Путешествие длилось 2 года. Оттуда он привез свои знаменитые городские пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.
«Вид города Бахчисарая», 1798год. Холст, масло. 197 x 178.5 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

al28.jpg

Повторяя маршрут императрицы, Алексеев делает многочисленные зарисовки и акварельные эскизы, которые впоследствии использует в своих работах.в картинах, написанных уже по возвращении в Петербург. Примечательна в этом плане работа «Вид города Николаева», написанная в 1799 году
«Вид города Николаева», 1799 год, Холст, масло 197 х 178, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_c45a4_ea67f037_XXL.jpg

Город Николаев являлся малороссийским приморским городом, морским и речным портом, основанным во время Русско-турецкой войны 1787–1791 по повелению князя Г.А. Потемкина. В 1788 здесь была построена верфь для строительства судов, благодаря которой город стал важным портом и административным центром. На картине изображен вид на Николаев со стороны реки Ингул. На берегах реки в глубине слева – Адмиралтейский собор, в центре видны здания Черноморского адмиралтейского правления, справа – комплекс служебных домов морского ведомства.
«Площадь в Херсоне», Бумага, акварель, итальянский карандаш, 1796 — 1797 годы, Холст, масло 23 х 40
Государственная Третьяковская галерея, Москва

125c46cc234575c.jpg

В картинах южного цикла есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Композиция организована четко и логически ясно.И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев.
«Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса». 1810-е. Холст, масло 138 х 178
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

215c46dd716c70f.jpg

В 1800 году император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал серию живописных полотен. Привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.
«Красная площадь в Москве», 1801 год. Холст, масло. 81.3 x 110.5 см, Государственная картинная галерея.

0_c45a8_e68d0841_XXL.jpg

В Москве Фёдора Алексеева интересует, прежде всего, удивительная архитектура, своеобразный колорит города, складывавшийся веками. Как истинный художник-классицист, к тому же театральный декоратор по образованию, Алексеев разворачивает перед зрителем величественную, но очень ясную, легко читаемую сцену, где древние здания выступают в качестве главных героев, а изображённым москвичам отведена роль статистов.
«Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», Холст, масло. 63 x 103 см, Государственный Русский музей

0_c45a9_c0db346c_XXL.jpg

Величественные памятники средневековой московской архитектуры – ВСЕГДА главные «герои» пейзажа Алексеева. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки – все это кажется художнику важным для создания образа первопрестольной столицы. «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве»,1811 год, Холст, масло 78 х 110,5 Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_c45ac_9224720e_XXL.jpg

На картине «Соборная площадь в Московском Кремле» Фёдор Алексеев изображает Соборную площадь – главный и наиболее древний ансамбль Кремля, чей уникальный архитектурный облик сформировался уже к началу XVI столетия. В центре композиции, в глубине площади – Успенский собор, главный храм Московского государства, где венчались на царство русские самодержцы. За ним виднеются церковь Двенадцати Апостолов, Чудов монастырь и здание Сената. Справа – комплекс колокольни Ивана Великого, который создавался в течение более чем ста лет.
«Соборная площадь в Московском Кремле», Холст, масло 81,7 х 112, Государственная Третьяковская галерея, Москва

al285c46d1984e465.jpg

«Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I». 1802 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

0_c47e3_b7a56de8_XXL.jpg

С 1803 году и до конца жизни Ф. Я. Алексеев преподавал в пейзажном классе Императорской Академии художеств перспективную живопись. Его учениками были М. Н. Воробьёв, Ф. Ф. Щедрин, С. Ф. Щедрин.
«Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа — церковь Николы в Сапожке». Государственный Русский музей

0_c4820_f3c857b9_XXL.jpg

Он возвращается к его любимой теме – виды города Петербурга. Но теперь в пространстве картин появляются люди. Их фигуры не только населяют город, вдыхают в него жизнь, но и являются «единицами масштабности», позволяющие представить высоту деревьев, размеры построек, площадей, каналов и кораблей. Его живопись стала более плотной за счет теплого колорита, формы объемнее. «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге», Около 1800
Холст, масло. 156 x 185 см, Государственный Русский музей, С-Петербург

0_38a8c_7d3c3530_XL.jpg

В 1810-х годах Фёдор Алексеев создал новую серию петербургских пейзажей: «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», 1810-е, Холст, масло 138 х 178, Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

135c46cdf0c5449.jpg

и «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», Холст, масло 53 х 72,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

145c46cd5da725e.jpg

Постепенно публика забывала стареющего художника. Скончался Фёдор Яковлевич Алексеев в бедности 11 ноября 1824 года, через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге (у Большого театра) и был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
«Вид Москвы». 1810-е годы, Государственный Русский музей, С-Петербург

0_c4827_1806cdd5_XXL.jpg

Деньги на похороны и пособие вдове и малым детям выделила Императорская Академия художеств.
«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», Около 1800 год, Холст, масло. 156 x 185 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

165c46d47fba073.jpg

Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности. «Троице-Сергиева лавра». 1800 год, Частное собрание

215c46d40b298c2.jpg

Благодаря его работам, удалось навсегда сохранить архитектурный облик и особый аромат городской жизни Петербурга, Москвы и других городов России на рубеже XVIII — XIX веков.Работы Федора Яковлевича Алексеева являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием.
«Приютская больница в Москве», 1800 год, частное собрание

225c46d391a024f.jpg

Федор Яковлевич Алексеев сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали.
«Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле», 1810 год,
Холст, масло. 80.5 x 110.5 см, Государственная Третьяковская галерея

0_c45ae_288a8400_XXL.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
- Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
- Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
- Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
- Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .