Энциклопедия мировой живописи(специальный 288 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 288. Левитан Исаак Ильич(1860-1900).
«Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно, и благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которым горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он выразил все это в своих картинах, отразивших искания целого поколения.
Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа, он самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже.
Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским». (Игорь Эммануилович Грабарь)
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец.
«Бурный день» ,1897г. Холст, масло 82 х 86,5 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества.В сентябре 1876 года Исаак начинает обучение в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов. «Весна — большая вода», Холст, масло 64,2 х 57,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Уже в стенах Училища Исаак не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже.»Деревенька». Частное собрание.
С 18-ти лет он начинает выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание. «Вечерний звон»
1892г, Холст, масло 87 х 107,6, Государственная Третьяковская галерея. Москва
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. «Белая ночь». 1880г, Частное собрание
После окончания училища Левитан активно участвует в передвижных выставках, его картины пользуются большим успехом. «На озере. Тверская губерния», 1893г., Холст, масло. 109 x 163 см, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Левитан становится членом “Товарищества передвижников”. Ему первому и, пожалуй, единственному удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. «Мостик. Саввинская слобода». 1884, Холст, масло. 25 x 29 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва\
Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом ее разнообразных явлений, не пускаясь при этом в выписывание подробностей, он уверенно и смело схватывал в ней истоки такого настроение.»Заросший пруд». 1887г. Частное собрание.
Чутко восприняв новации импрессионизма, он, вместе с тем , никогда не ставил во главу угла игру света и тени, пребывая в кругу своих собственных образов, овеянных лирической задумчивостью и трогательной грустью.
«Осень. Мельница. Плёс». 1888г, Холст, масло. 41 x 65 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Уже ранние работы художника удивительно лиричны “Осенний день. Сокольники”, 1879. Холст, масло 63,5 х 50
Государственная Третьяковская галерея. Москва. Именно это его произведение было в 1880 году приобретено Третьяковым , что явилось признанием художественного таланта Левитана.
Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. «Осень. Усадьба», 1894, Бумага, пастель. 48 x 63 см, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля ,Дом в имении Турчанинивых Горка, Тверской губернии
В 1880-1884 годы Исаак Левитан пишет с натуры в Останкине. Результатом становятся такие его работы, как «Аллея. Останкино». Начало 1880-х, Холст на картоне, масло. 54 x 43 см. Государственная Третьяковская галерея
«Дубовая роща. Осень»,Дерево, масло. 14.5 x 23.4 см, Нижегородский художественный музей
«Дуб», 1880г,Холст, масло. 57.5 x 57.6 см, Государственная Третьяковская галерея.
«Березовая роща». 1880-е Картон, масло. 19 x 23 см. Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С.Туганова
Зрелый период Исаака Левитана, как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в типический образ России, открывается Березовой рощей (1885 — 1889).Уже в те годы солнечные полотна иногда уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. «Поздняя осень», 1894-1898 гг., Холст, масло. 59 x 91 см ,Государственный Русский музей, С-Петербург.
Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. «Речка Истра».1885-86, Холст, масло. 15.2 x 24.2 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс»,1889г.Холст, масло 84,2 х 142,Государственная Третьяковская галерея,Москва
«После дождя. Плёс»,1889, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Вечер на Волге». 1888г,Холст, масло 50 х 81, Государственная Третьяковская галерея,Москва
С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины «У омута», 1892г
Холст, масло 150 x 209.Государственная Третьяковская галерея.Москва
«Над вечным покоем» 1894г, Холст, масло 95 x 127,Государственная Третьяковская галерея,Москва
«Владимирка». 1892г, Холст, масло 79 х 123, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее.
Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как «Весна. Последний снег»,Холст, масло. 49 x 51 см, Частное собрание
»Март»,1895г,Холст, масло 60 х 75, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Цветущие яблони»,1896г, Холст, масло, тушь, перо. 37 x 50 см,Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Золотая осень»,1884 г.Холст, масло 82 х 126.Государственная Третьяковская галерея,Москва
«Большая дорога. Осенний солнечный день».1897 ,Этюд использован для картины «Лунная ночь. Большая дорога»
Холст, масло, тушь, перо. 11 x 18 см, Частное собрание
В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.В 1898 году Левитан начинает преподавание в том самом училище, в котором учился сам. «Речка», 1888г,Этюд для картины «Осень. Мельница. Плёс»
Холст на картоне, масло. 22.6 x 32.4 см, Государственная Третьяковская галерея
Он мечтал создать Дом пейзажей — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. «Свежий ветер. Волга». 1885г. Холст, масло 72 х 123,Государственная Третьяковская галерея, Москва
Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене. «Солнечный день. Весна», 1876 г.,Холст, масло. 53 x 40.7 см, Частное собрание
Но вскоре здоровье Левитана резко ухудшается, лечение за границей мало помогает. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался. «Саввинская слобода под Звенигородом», 1884г, Холст, масло 44 х 67, Частгое собрание
Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”.1899 г.Холст, масло 208 x 149,Государственный Русский музей,Санкт-Петербург. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем.
На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.
«Сумерки».1900, Картон, масло 50,5 x 74 ,Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан прожил всего сорок лет, однако,вобрав в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, он смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”
«Тихая обитель», 1890г.
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .