Энциклопедия мировой живописи(специальный 281 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 281. Рылов Аркадий Александрович(1870-1939).
Жизнь Аркадия Александровича Рылова совпала с самой сложной эпохой русской истории и культуры — 1870-1930 годами. И. несмотря на негромкую его славу, творчество этого художника представляет важную часть отечественной культуры первой трети XX века, одну из самых вдохновенных, поэтичных ее страниц. В картинах Рылова нетрудно увидеть черты сложного и противоречивого мира той художественной эпохи, в которой причудливо переплелись тенденции и влияния самого разного толка. Художник целиком принадлежал общему потоку русского искусства, он прочно вписан в него, поскольку был восприимчив ко всему новому, к самым широким поискам художественной правды.
Аркадий Александрович Рылов родился 17(29) января 1870 года в селе Истобенское Вятского уезда Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области)в семье чиновника. Рождение мальчика произошло в пути, по дороге родителей Аркадия в Вятку. В связи с тяжёлым заболеванием отца, который страдал сильным нервным расстройством, воспитание мальчика проходило в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке.
Детство и юность будущего художника прошли в окружении суровой, но в то же самое время колоритной северной природы, яркие впечатления о которой Рылов сохранил впоследствии на всю жизнь.
Семья мальчика в Вятке жила на берегу широкой и полноводной одноимённой реки .Край лесов, озер и рек с раннего детства покорил художника своей красотой, заставив его полюбить природу страстно и на всю жизнь. Будучи ещё подростком, Рылов любил целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за непоседливыми пушистыми белками.
В 1888 году, после окончания школы в Вятке он приехал в Петербург, где по совету родственников поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, обучаясь в нём вплоть до 1891 года, занимался у известного художника и педагога К.Я. Крыжицкого (1858-1911). Параллельно Аркадий Рылов занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. «Устье реки Орлинки»
В 1893 году Аркадий Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а спустя еще год его пригласил к себе в мастерскую Архип Иванович Куинджи(1841-1910), выдающийся российский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Рылов в буквальном смысле боготворил своего учителя, обучение у которого было давней и заветной мечтой молодого художника.
Аркадия Рылова в полном мере можно считать учеником и последователем Куинджи, навсегда сохранившим в своём творчестве привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом всегда следовавшим завету учителя как можно больше работать на натуре.
Уже первая работа, созданная Рыловым после окончания Академии художеств – “Догорающий костёр” (1898 год ) – обратила на себя внимание критиков , и была приобретена П.М. Третьяковым.
К началу 1900-х годов мастерство Аркадия Александровича Рылова достигло зрелости. За картину “С берегов Вятки” художник получил золотую медаль в Мюнхене.
Участвовал А.А. Рылов и в знаменитой выставке 1901 года в Москве, где были представлены самые крупные объединения художников того времени. В 1902 году он был приглашён на престижный венский Сецессион, а с 1908 года — стал постоянным участником выставок Союза русских художников под руководством А. Васнецова. «Осень на реке Тосно»
В 1904 г. появилась его знаменитая работа «Зеленый шум»(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников художника поразило молодое, радостное чувство, которым оказался пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда один момент быстро сменяет другой и все они равно прекрасны. Динамично пространственное решение сюжета- это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали.
Талантливого русского пейзажиста признал и Париж, считавшийся законодателем в искусстве. За пейзаж “Зелёный шум” Аркадий Александрович Рылов был избран действительным членом почетного жюри парижского Салона (выставки). И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри, что явилось высочайшей оценкой его мастерства.
Тем же радостным чувством и аналогичным пространственным построением характеризуется и другая известная работа художника «В голубом просторе» (1918), на которой изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем, потоки золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди, земля с остатками сходящего снега и легкое парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова — основоположником советской пейзажной живописи.Картина “В голубом просторе”относится к числу тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи.
Но творчество художника отмечено пейзажами и с иным душевным настроением. В этой связи в первую очередь стоит отметить работу «Глушь» (1920), в которой болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним — мрачный, тревожный лес…..
Хотя, справедливости ради, стоит всё же отметить, что жизнеутверждающих произведений у художника намного больше:»Пейзаж с рекой» (1913, Частное собрание)
«Буйный ветер»(1913, Ярославский художественный музей, Ярославль)
«Жаркий день», «Полевая рябинка»(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург),
«Островок» (все 1922), «Березовая роща» (1923), «Старые ели у реки» (1925), «Гремучая река»
«Лесная река» (1928),
«Домик с красной крышей» (1933),
«В зеленых берегах» (1938), «Зеленое кружево» (1938, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и многие другие….
В 1915 году Аркадий Александрович Рылов стал академиком живописи.
Стремление быть как можно ближе к природе, заставляло Аркадия Рылов каждое лето,начиная с 1902 и по 1914 год, приезжать в Воронежскую губернию, на живописные берега реки Оскол, в усадьбу своего товарища по училищу Штиглица А.П. Рогова, впоследствии художника по мозаике и преподавателя Петербургской Академии художеств. Для работы Аркадий Александрович даже построил летнюю мастерскую на опушке леса, из которой открывался живописный вид на Оскол. Эта мастерская, по своему облику и резным украшениям напоминавшая сказочную избушку, запечатлена художником в этюде «Красный домик» (1910).
Аркадий Александрович мог часами наблюдать за животными, птицами, насекомыми в лесу или на реке ранним утром, днём, вечером и глубокой ночью. Природа с берегов Оскола внесла новые краски в палитру переживаний и сюжетную тематику художника. На картинах 1910-1920 годов появляется лесостепной пейзаж и река среди леса. Этому краю А.А. Рылов посвятил картины «Весна на Осколе», «Весеннее утро. Река Оскол», «Лесная речка» (1925 Астраханская государственная картинная галерея),
«Весна. Река Оскол», «Река Оскол, Весенний мотив»,
«Осока. (Река Оскол)». «В зелёных берегах» (1938). Все они хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Костромы, Казани.
Рылов обладал редким даром единения с животным миром — он был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели — обезьяна, зайцы, белки, птицы и другие животные. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись.
Аркадий Александрович Рылов обладал еще одним даром — педагогическим. До революции он вел «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (в 1902-1918 годах), а затем преподавал в Академии Художеств (в 1918-1929) и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-1926).
Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя А.И. Куинджи и в собственной педагогической работе использовал его приемы. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям. «В лесу» (Частное собрание)
Успешно работал Рылов и как художник-иллюстратор (журнал «Чиж», 1936; книги В.В.Бианки «Теремок», 1936, и «Сказки зверолова», 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями («Когда это бывает», 1936; издана в 1946году).»Бурный день»(частное собрание)
Аркадий Рылов был членом художественных объединений (“Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Община художников”, АХРР), принимал участие во всероссийских и зарубежных выставках. При жизни художника состоялись его персональные выставки в Ленинграде и Москве.
Аркадий Рылов постоянно поддерживал связи с Вяткой, приезжал на этюды, был почетным членом Вятского художественного кружка, участвовал в выставках и в создании местного музея. В Вятском художественном музее хранятся 104 работы Аркадия Рылова, большая их часть – дары самого автора и его вдовы С.Л. Рыловой. «На Каме» (1919)
22 июня 1939 года Аркадий Александрович Рылов скончался в возрасте 69 лет в Ленинграде , где и был похоронен. Посмертно вышли его ценные «Воспоминания».
«Рыловых природой отпускается очень, очень скупо», — писал друг художника М. В. Нестеров после печального известия о его смерти В историю русской живописи Аркадий Александрович Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей — «Зеленый шум» и «В голубом просторе», хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.Его творчество является важной частью русской реалистической живописи первой трети ХХ века.Произведения художника хранятся во многих музейных и частных собраниях.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .