Студия И. Галереи интерьерной живописи

Антонио да Корреджо(1489-1534)-выдающийся итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения.

Антонио да Корреджо родился весной(точной даты не сохранилось) 1489 года в итальянском городке Корреджо(Моденской области)в достаточно обеспеченной семье местного землевладельца. Настоящее имя художника Антонио Аллегри(пcевдоним «Корреджо» связан с названием местечка близ Модены, где родился художник.

3554f882d2d9975.jpg

Данные о молодости художника очень скудны, но известно, что своё первоначальное художественное образование он получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри, и Бартолотти, а в дальнейшем неоднократно посещал уроки феррарского живописца Бьянко Феррари, после смерти которого переехал в Мантую, где познакомился с творчеством Андреа Мантеньи и его учеников. В ранних работах Корреджо угадывается влияние Леонардо да Винчи(особенно в жестах изображаемых персонажей), но достоверно не известно, где художник мог познакомиться с творчеством великого мастера.Также большое влияние на художника оказало творчество Лоренцо Лотто. Достоверно известно, что источником вдохновения для Корреджо были фрески Микельанджело и Рафаэля, хотя по утверждению Вазари, Корреджо никогда в своей жизни не бывал в Риме. Художник знакомился с творчеством этих живописцев по многочисленным рисункам и гравюрам, сделанным с их работ и широко распространившимся в те годы по всей Италии.
Исполненные мягкой грации и особого интимного очарования произведения Корреджо отражают постепенную утрату героических ренессансных идеалов, сложение новых художественных форм и принципов. В монументальной живописи Корреджо внешняя лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 гг.) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко.
В 1514 году художник посетил Корреджо, где к следующему году закончил написание для местного монастыря миноритов «Мадонны со святым Франциском», находящейся ныне в дрезденской галерее и напоминающей внешним построением своих групп манеру XV века Фр. Франчья, Л. Косту и Бианки, но уже отличающейся относительной свободой движений, свежестью концепции и правильностью рисунка,а также силой и гармонией красок.
В 1518 году Корреджо переехал в Парму, где ему был предоставлен первый крупный заказ на роспись покоев аббатисы монастыря Сан-Паоло. В росписи сводчатого потолка художник с успехом использовал сложные приёмы иллюзионизма, корнями уходившие к творчеству Мантеньи.

В 1520-1532 годах Корреджо выполняет заказ по росписи купола церкви Святого Иоанна Евангелиста»Вознесение Христа», а шестью годами спустя заказ по росписи купола Пармского собора «Вознесение Марии», в которых с успехом использовал те же принципы композиционного построения, сделав ещё больший акцент на ракурсы и глубину построения. Эти фрески представляют первое последовательное проведение нового принципа в плафонную живопись куполов: художник устраняет материальные, архитектурные преграды, и зрителю, находящемуся внизу, под куполом, изображенное действие кажется как бы происходящим под открытым небом.Эти фрески в последующие годы стали образцом для многих последователей Корреджо.
В свой поздний период творчества, Корреджо писал многочисленные картины на мифологические, аллегорические м религиозные сюжеты. Вообще станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532 гг., — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). В целях усиления эмоционального звучания образов Корреджо иногда использовал эффекты контрастного ночного освещения («Поклонение пастухов», или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден). .
Произведения Корреджо на мифологические темы («Даная», около 1526, Галерея Боргезе, Рим; «Похищение Ганимеда», около 1530, Художественно-исторический музей, Вена) отличаются утончённым гедонизмом и эротикой, гибкостью композиционных решений.
Потеряв свою жену которая скоропостижно скончалась в 1529 году, художник годом позже возвратился в свой родной город.
Корреджо отличался исключительным трудолюбием в на протяжении всей своей жизни. В отличие от многих своих современников, он никогда не стремился обрести влиятельных покровителей, хотя работая в Парме и Корреджо и пользовался покровительством графини Корреджо поэтессы Вероники Гамбары, рекомендовавшей его мантуанскому герцогу. Он всегда довольствовался тихой и размеренной жизнью в Мантуе, Модене, Парме и родном Корреджо , где и кончил свой жизненный путь 5 марта 1534 года, на пять лет пережив свою любимую супругу.
Созданный им своеобразный стиль нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Созданное художником особое искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо достойное место в пантеоне светил первой величины итальянского искусства.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние