Студия И. Галереи интерьерной живописи

Акимов Иван Акимович(1879–1963)-известный российский исторический живописец, представитель классицизма.Директор Санкт-Петербургской академии художеств Российской империи.
Иван Акимович Акимов родился 22 мая (2 июня) 1755 года в Санкт-Петербурге в семье наборщика Сенатской типографии.

6557876a667092.jpg

Интерес к живописи проявился очень рано, обучался живописи первоначально у приезжих иноземных мастеров, малоизвестных художников. В девять лет, лишившись отца, Иван Акимов сам подал прошение академическому начальству с просьбой принять его в академическое обучение на казенный счет. Он писал о нужде в которой жил, о том, как любит живопись, и прилагал несколько своих рисунков, и, удивительное дело, в 1764 году Иван Акимов удивительным образом, без всякой протекции попал воспитанником в недавно образованную «Академию знатнейших художеств» — всесильное учреждение, призванное регламентировать всю художественную жизнь государства того времени.
Иван Акимов оправдал оказанную ему милость примерным прилежанием. Рисовал Акимов лучше других еще в низших классах и уже в восемнадцатилетнем возрасте выполнил по программе картину «Великий князь Изяслав Мстиславич, чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими, в бою, открывается им», удостоенную 2-й золотой медали в 1772 году. Ко времени выпуска в 1773 году, имея всего 19 лет от роду, Акимов написал, так же по программе, картину «Великий князь Святослав по возвращении с Дуная в Киев», за которую получил первую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу.В те годы посылали пенсионеров исключительно в Италию,и получив незадолго перед тем от Болонской академии дипломы для своих членов, наша Академия назначила Акимова пенсионером в Болонью,в местную Пиоклементинскую академию. В те годы обучение в академии живописи в Болонье было поставлено весьма неудовлетворительно(в академии отсутствовали даже настоящие натурные классы), и молодому художнику, строго выполнявшему полученные в России инструкции пришлось целый год заниматься копированием лучших произведений мастеров местной школы,находившихся в городской галерее. В апреле 1774 года художник самостоятельно(без разрешения академии)переехал в Рим, но и в Риме постановка академических курсов была не лучше, чем в Болонье, так как и римская академия (Капитолийская) была обществом художников, имевших у себя частных учеников и отдельные студии без обучения анатомии и прочим вспомогательным наукам. На счастье Акимова, в Риме тогда был знаменитый живописец Помпео Батони, принявший русского пенсионера весьма благосклонно, благодаря рекомендации Ив. Ив. Шувалова. Пользуясь советами Батони, Акимов в 1775 г. дописал картину «Прометей и Минерва», которая находится теперь в картинной галерее Академии Художеств.
За эту картину в 1778 году Иван Акимович Акимов был удостоен звания «назначенного академика» По возвращении в Россию Акимов был определен адъюнктом в помощь профессору П. И. Соколову — обучать писанию с натуры (1779 г.). На звание «действительного академика» Ивану Акимову было предложено выполнить картину по программе «Геркулес, сжигающийся на костре», которая в наши дни украшает экспозицию Третьяковской галереи. В 1782 году это произведение было написано художником, и Иван Акимович Акимов был удостоен звания академика исторической живописи.
Став профессором академии,Акимов имел большое влияние на образование русских исторических живописцев, хотя сам он не был первоклассным художником и ставился ниже своего сверстника Григория Ивановича Угрюмова(1764-1823),российского исторического живописца и портретиста, представителя классицизма.
В служебном отношении Акимов пользовался и большим влиянием, и большим почетом как знаток искусства, администратор и приятный человек в обществе, много читавший и умевший вести беседу о специальностях всякого рода, а не об одном своем искусстве.
В 1786 году, указом от 19-го мая, Иван Акимов был назначен инспектором шпалерной мануфактуры, а 5 лет спустя, в 1991 году её директором.
Вместе с тем, ему поручено было обучение рисованию и живописи Августейших детей Императора Павла І. В 1794 году Акимов был назначен директором Императорской Академии Художеств. Павел I, покровительствуя художникам, к Акимову был милостивее прочих и сам давал ему заказы.
Лучшей порой творчества были для Акимова 1790-е годы. Тогда были написаны самые выдающиеся произведения этого художника, а именно: в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в иконостасе — «Святая Троица», «Вознесение на небо Богоматери», «архангелы» на северных и южных дверях и «Саваоф» над царскими вратами, в резном позолоченном сиянии, с серебряными облаками.
Работ Ивана Акимова периода правления Александра I до наших дней дошло немного, и то, что особенно хвалили современники, стояло в художественном отношении не особенно высоко; таков, например, «Подвиг Старичкова» представленный на выставке 1806 года.
При подведении итогов конкурса на исполнение портретов Высочайших Особ для Департамента уделов, где Акимов соперничал с Дмитрием Григорьевичем Левицким(1735-1822),выдающимся русским художником-живописцем украинского происхождения, мастером парадного и камерного портрета, хотя и были утверждены эскизы обоих художников, но исполнение заказа было поручено Левицкому
Представитель классицизма, Иван Акимов является первым историографом русского искусства. В 1794 году по представлению президента Академии Мусина-Пушкина Иван Акимович Акимов был назначен директором Академии, которой он оставил по духовному завещанию капитал в 15 тысяч рублей ассигнациями на содержание двух пансионеров его имени. Скончался Иван Акимов в 1814 году.
Иван Акимович Акимов скончался 15 (27) мая 1814 года в возрасте 58 лет в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на Смоленском кладбище.
В начале XX века прекрасные рисунки работы Ивана Акимова находились в собраниях Сергнея Сергеевича Боткина(1859-1910), известного русского врача и коллекционера, старшего сына Сергея Петровича Боткина и графини Е. Мордвиновой. Одна из работ художника поступила в 1920 году в художественный музей Синебрюхова.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние