Студия И. Галереи интерьерной живописи

Жуковский Станислав Юлианович(1873–1944)- выдающийся представитель русской пейзажной живописи конца XIX -начала XX столетия, тонкий лирический пейзажист достигший совершенства в усадебно-пейзажном жанре.

8443201a743cc9ad39ec27456eda2109.jpg

Станислав Юлианович Жуковский родился весной (точной даты рождения не сохранилось) 1873 года в селе в селе Ендриховичи Гродненской губернии, неподалеку от города Белостока в семье польского дворянина, лишённого этого звания и имущественных прав на владения за участие в Польском восстании 1863 года. После подавления восстания царскими войсками и прошедшего судебного разбирательства отец художника и два его дяди были лишены всех имущественных и сословных прав и сосланы в Сибирь (один из них погиб там, а другому удалось бежать за границу). Многочисленные невзгоды, выпавшие на долю семьи Жуковских: высылка братьев отца, поражение в имущественных правах, сложное материальное положение семьи и крах многочисленных надежд не могли не повлиять на мировоззрение внутреннее душевное состояние Станислава Жуковского.
Интерес к живописи проявился у Станислава Жуковского в детстве, но отец не поощрял увлечение сына, считая его не достойным для юного дворянина,увлечение Станислава рисованием при недостаточном прилежании в точных науках вызывало у него раздражение, а иногда и гнев,в отличие от матери Станислава, урождённой Вержбицкой, получившей блестящее воспитание и Парижское образование и души не чаявшей в своих детях и в особенности в талантливом Станиславе. После возвращения из ссылки, семья Жуковских безвыездно жила на правах арендаторов в своём бывшем имении Старая Воля в Гродненской губернии Пружанского уезда. Семья жила достаточно патриархально и очень замкнуто.

Получив первоначальное домашнее образование, Станислав Жуковский был зачислен в Варшавскую классическую прогимназию Лаговского, но в дальнейшем родители перевели его в Белостокское реальное училище, где произошла его встреча с Сергеем Никитичем Южаниным(1862-1933), впоследствии известным русским живописцем-пейзажистом, мастером интерьера и отличным педагогом, занимавшим в Училище должность учителя рисования. Южанин сразу оценил природный талант, которым был наделён от природы его ученик и не жалел своего личного времени на занятия со Станиславом.
В 1892 году Жуковский, вопреки воле отца, который не допускал и мысли о том, что его сын может стать художником, отправился в Москву учиться живописи в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Отец воспринял этот поступок своего сына, как побег из дома и отрёкся от него, исключив на долгие годы всякую связь и общение Жуковского с семьёй. Встретились они только через много лет, когда Жуковский стал уже известным художником, но встреча не изменила характер их отношений: отец так и не простил сына, до самой смерти называя его обидным словом «маляр».
Первым педагогом Жуковского в Училище был Сергей Алексеевич Коровин(1858-1908),известный русский художник, старший брат выдающегося русского живописца Константина Коровина(1861-1939). После перехода в фигурный класс, Станислав Жуковский получил в педагоги Леонида Осиповича Пастернака(1862-1945), известнейшего российского живописца и графика, мастера жанровых композиций и книжной иллюстрации. В следующем, натурном классе преподавателем Жуковского стал Абрам Ефимович Архипов(1862-1930), известный русский художник, живописец бытового жанра,яркий представитель живописной традиции позднего импрессионизма. Нельзя не отметить также огромное влияние, которое оказал на Станислава Юлиановича Жуковского великий Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927).
В 1895 году после получения Жуковским Свидетельства Совета Московского художественного общества»для беспрепятственного рисования и снятия живописных этюдов с натуры»,художник уехал на родину писать родные виды Гродненской губернии. Жуковский очень много работал и постепенно к нему стало приходить признание.
С середины 1890-х годов Станислав Жуковский стал участвовать в выставках Товарищества передвижных художественных выставок.
Вскоре после удачного дебюта на выставке в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1896 году его работа «Усадьба» была принята на XXIV Передвижную выставку и сразу же отмечена в печати. А всего год спустя, с XXV Передвижной выставки, Павел Михайлович Третьяков приобрел пейзаж «Весенний вечер» (1896 год).
На экзамене в 1897 году Станислав Жуковский получил две малые серебряные медали за этюд и за рисунок. В этом же году произошло знаменательное событие в личной жизни художника — бракосочетание с ученицей училища Александрой Александровной Игнатьевой.
В 1898 году Станислав Жуковский написал одну из самых удачных своих работ — «Весенняя вода»(1898 год) Картина была отобрана с XXVI Передвижной выставки Комитетом по приобретению картин для Академии художеств, в который входили Илья Репин, Павел Чистяков и Владимир Маковский. Сам факт отбора данной работы свидетельствовал о несомненном признании незаурядного дарования художника.

Осень 1898 года отмечена в истории Московского училища живописи, ваяния и зодчества временем начала преподавания в стенах Училища Исаака Ильича Левитана(1860-1900), выдающегося русского художника, мастера «пейзажа настроения».Хотя формально Жуковский и не входил в число учеников Левитана , по собственному признанию художника, он неоднократно пользовался советами мастера, который оказал сильное воздействие на творчество молодого живописца.
В 1901 году Станислав Юлианович Жуковский закончил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получив первую серебряную медаль и звание классного художника.
В 1904 года Станислав Жуковский вступил в художественное объединение Союз русских художников. Одна из лучших картин этого периода творчества художника — «Осенний вечер» (1905), изображающая угол дома усадьбы Сигово в имении Колокольцевых на берегу озера Удомля.
Художник в своих произведениях продолжал лучшие традиции лирического пейзажа Исаака Левитана. Многие его пейзажи отличались
очень сильной мажорной гаммой. Удивительно тонкий мастер интерьера, Жуковский мастерски изображал старинные усадьбы и парки («Усадьба», 1899 год, Государственная Третьяковская галерея; «Терраса», 1906 год, Государственный Русский музей; «Радостный май», Государственная Третьяковская галерея, 1912 год).

В 1906 году Станислав Юлианович Жуковский открыл частную школу живописи и рисования. Первое время студия размещалась в гостинице «Санкт-Петербург», а с 1910 года переместилась в большую квартиру Жуковского в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозил туда и своих учеников и интенсивно работал с ними на природе. Студия просуществовала до 1917 года. Среди ее учеников были Владимир Маяковский и Игнатий Нивинский.
29 октября 1907 года на собрании Императорской Академии художеств было объявлено, что Императорская Академия «…за известность на художественном поприще признает и почитает Станислава Юлиановича Жуковского своим академиком».
В середине 1900-х годов манера письма Жуковского несколько меняется, краски становятся ярче — сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливая декоративность письма. Так Жуковский пишет и в дальнейшем («Мартовский вечер», 1904 год; «Плотина», 1909 год; «Под вечер», 1910 год; «Осень. Веранда», 1911 год; «Увядающие астры», «Свежий снег», обе 1912 год; «Озеро», 1912-14 год; «Весна», 1913 год; «Синяя вода», 1914 год.).
Художника очень привлекала тема усадебного пейзажа. Будучи выдающимся мастером в передаче лирического настроения изображаемого пейзажа, Жуковский в то же время тонко акцентировал внимание на мельчайших подробностях изображения («Разъезд на рассвете», 1902 год; цикл «Бессонная ночь», «Утро. Осень в усадьбе», 1906 год; «Печальные думы», 1907 год; «Цветы последние», 1908 год; «В старой аллее», 1913 год; «Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых», 1900-е).
С конца 1900-х годов Станислав Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он не изменяет себе пейзажисту. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж («Радостный май», «Поэзия старого дворянского дома», обе 1912 год; «Весенние лучи», 1913 год; «Комната в имении Барсове», 1916 год; «Кусково. Малиновая гостиная», 1917год).
Весной 1916 года Станислав Юлианович Жуковский работал в имении Рождествено в Звенигородском уезде Московской губернии. Во второй половине 1916 года Жуковский писал интерьеры в имении Брасово, в то время принадлежавшем великому князю Михаилу Александровичу. Интерьеры имения Брасово по праву считаются блестящим образцом этого жанра. По возвращении из Брасова Жуковский задумал написать интерьеры в подмосковных усадьбах графов Шереметевых.

После Октябрьской революции Станислав Юлианович Жуковский по-прежнему много и интенсивно работл, несмотря на все трудности. Долгое время он жил в Вятке. В 1921 году по возвращении в Москву, Жуковский устроил персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики.
Постепенно Жуковский утверждался в намерении покинуть Россию, и в 1923 году уехал в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остался прежним, только мазок стал более текучим. Он писал пейзажи Полесья, интерьеры Лазенковского дворца.
В 1929 году в Варшаве и Кракове с большим успехом прошли его персональные выставки. Как и в прежние годы, Жуковский очень много работал — его наследие позднего периода обширно, многие произведения были приобретены Национальным музеем в Варшаве, Национальной галереей в Кракове, музеями Познани, Гданьска, Вроцлава, Лодзи и других городов, множество работ приобреталось в частные собрания.
В 1925 году в парижской галерее Шарпантье, и в 1930 году в парижских галереях Зак и д’Алиньян с успехом прошли персональные выставки художника

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х — начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший Исаак Израилевич Бродский(1884-1939), настойчиво уговаривали Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашался, однако ограничивался лишь продажей в советские собрания ряда своих работ и….. оставался в Польше.
Во время Второй мировой войны художник был арестован нацистами.
Умер в концентрационном лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столице в Прушкове в 1944 году и был похоронен в общей могиле.
Во время восстания погибли и многие его картин.
.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.