Студия И. Галереи интерьерной живописи

Зауервейд Николай Александрович(1879–1963)-известный русский баталический живописец, сын Александра Ивановича Зауервейда(1782-1844) известного немецкого и русского художника, профессора батальной живописи Императорской Академии Художеств.

155351562e5a8e.jpg

Николай Александрович Зауервейд родился 12 февраля 1836 года в Санкт-Петербурге в семье известного немецкого художника на русской службе Александра Ивановича Зауервейда.
Ученик Академии Художеств, где, на 18 году жизни, в 1854 году получил серебряную медаль второго достоинства «за живопись баталическую», а через три года — ряд наград: серебряную медаль 1 достоинства за картину и серебряную медаль 2 достоинства за рисунок с натуры; на следующий год ему была дана программа на золотую медаль: «Сражение при взятии Нарвы», — за эту картину, выставленную в 1859 году, он получил золотую медаль 2-го достоинства и тогда же был удостоен звания художника 14 класса.
На золотую медаль 1-го достоинства он получил программу: «Покорение Риги императором Петром Великим», причем, когда представил эскиз «Репнин в Риге во время чумы», то получил разрешение писать сразу на академика, каковым и был признан 2 сентября 1860 г. Наибольшее впечатление на Совет Академии произвела картина его «Петр І при Нарве». Об этой картине сохранился следующий отзыв: «Много жизни и движения, особенно хороша группа около раненого на левой стороне от зрителя; тут замечательнее всех девочка с распущенными волосами, в одной рубашке, закрывшая лицо обеими руками. Ее поза совершенно натуральна и проста; лица не видно, но вся фигура выражает отчаяние самое полное и вместе такое детское, что вызывает сострадание будто к существу живому».
На военные сюжеты известны следующие картины Николая Александровича Зауервейда: 1) Выезд князя Репнина в Ригу по взятии города 4 июля 1700 года (1860 год), 2) Казаки стаскивают на петле часового в лунную ночь (1857 год), 3) Сражение при Курюк-Даре (1858 год, академическая выставка), 4) Сражение при Нарве или Петр І при Нарве (1859 год), 5) Штурм редута Шварца (1854 год) и 6) Этюд сражения при Ольтенице (1854 год). Таким образом, Зауервейд вдохновлялся военными подвигами Петра І и эпизодами только что окончившейся Крымской эпопеи. Но художник, видимо, не удовлетворялся одною баталией, по классу которой он окончил Академию Художеств: на выставке 1864 г. он выставил картину чистого жанра «Скромный переезд с квартиры на квартиру». Тяготение к жанру проявилось и в сотрудничестве в «Иллюстрации» того времени, где Зауервейд поместил рисунок «Пьяный». Последнею работою художника был «Портрет г-на Барри» (1865 год); наконец, нужно указать на акварельные рисунки-иллюстрации к роману графа Алексея Толстого «Князь Серебряный». Таким образом трудно сделать какое-либо заключение о Зауервейде, остался ли он, как и его отец, баталистом или, подчинившись господствовавшему в то время модному течению, перешел в ряды обличителей-жанристов. К сожалению, ранняя смерть, на 30 году жизни, — не позволила художнику вполне определиться.
26 мая 1866 года в возрасте 29 лет Николай Александрович Зауервуд скончался от скоротечного простудного заболевания в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
Произведения художника украшают экспозиции Румянцевского музея и Третьяковской галереи в Москве.

По материалам: Петров, «Материалы к истории Академии Художеств», т. III, стр. 227, 283, 293, 315, 331, 333, 334, 354, 355. — Береганов, «Наши художники», стр. 153. — «Северная Пчела» 1864 г., стр. 1130, 1316. — «Иллюстрация» 1858 г., №16; 1859 г., стр. 343. — «Иллюст. Газета» 1862, № 228; 1866 г., № 22.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние