Студия И. Галереи интерьерной живописи

Занковский Илья Николаевич(1832-1919)-известный русский художник и график, замечательный мастер горного пейзажа, мастерски воспевший красоты кавказских гор.

Borzhomskoe_uschele.jpg

Илья Николаевич Занковский родился весной (точная дата не сохранилась)1832 года неподалеку от Кракова в семье мелкопоместного польского шляхтича. Наклонности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родители выбрали для сына военную стезю.
Получил военное образование, в чине подпоручика, в 1862-1863 годах в качестве вольного слушателя Илья Николаевич Занковский посещал Императорскую Академию художеств. Однако, в связи с непродолжительным периодом своего обучения (не сохранились даже сведения о педагогах художника), художник получил лишь базовые теоретические знания и навыки художественного творчества.
В начале 1864 года военным министерством был прикомандирован сроком на шесть месяцев к военно- топографическому отделу Генерального штаба русской армии в Тифлисе, культурном и административном центре Кавказа тех лет. Согласно «Свидетельству», выданному на руки Илье Николаевичу Занковскому, он «направлялся для художественных занятий в южные губернии России». Предполагалось, что после стажировки Занковский вернётся в Санкт-Петербург и продолжит свои занятия в Академии, но судьба распорядилась иначе.
Шёл 1864 год — Россия подавляла Польское восстание, и возвращение поляка по происхождению в столицу в военном ведомстве сочли крайне нежелательным. Илья Николаевич был вынужден оставить своё обучение в Академии и продолжить службу при Военно-топографическом отделе Кавказского военного округа.
Служебные обязанности отнимали много сил и времени у Занковского, но в то же время и увлечение живописью никогда не отходило для Ильи Николаевича на второй план. Часто бывая в командировках по делам службы в различных уголках Кавказа, Занковский за короткий срок сумел создать большой цикл замечательных пейзажей этого удивительного и живописного края. Изображения Эльбруса, Военно-грузинской дороги, Дарьяльского ущелья,горы Арарат, с их удивительной романтикой и незабываемой упоительной красотой, перенесённые талантливой кистью на холст отличались удивительной выразительностью и реализмом. Занковский мастерски работал со светом, тонко и точно передавая световые эффекты и световые нюансы.
Художник всегда отмечал, что в отличие от многих своих собратьев по цеху, выбиравших для своих работ тематику Кавказа и изображавших на холсте сражения и боевые походы, его всегда привлекали природа и выразительность горного края, ее неповторимость.
Начиная с 1888 года Илья Николаевич Занковский регулярно участвовал в выставках «Кавказского общества поощрения изящных искусств», «Общества взаимопомощи кавказских художников «, «Общества русских акварелистов». На них c успехом экспонировались: в 1888 году – «Эльбрус» (акварель), «Военно-Грузинская дорога», «Дарьяльское ущелье»; в 1892 году – «Вид главного хребта», «Альбер-Хох», в 1911 году – «Гора Арарат», в 1912 году – «Вид Главного хребта», «Гора Ушба», «Привал охотников».Эти общества ставили своей задачей становление художественного дела на Кавказе и вели большую организационную работу.

Илье Занковскому всегда удавалось передать очарование горных пейзажей , показать бескрайние цепи горных вершин, частично скрытые облаками, таинственные зияющие пропасти. Часто мы видим горцев в национальных одеждах, являющихся главными действующими лицами работ художника. Занковский любил этот край, знал его жителей и мастерски показывал их быт и обычаи.
Некоторые произведения Ильи Николаевича Занковского имеют настоящее документальное значение в наши дни: по его работе «Сакля Шамиля на Гунибе» можно c полной достоверность судить о том, что представляло из себя последнее жилище Шамиля,не сохранившееся до наших дней.
Занковский очень любил вечерние мотивы в своих работах. Ему нравилось изображать горные дали, погружённые в холодный вечерний сумрак, в то время, когда нежные лучи уходящего солнца ещё общаются со скалами, окрашивая их в неповторимый пурпур.
С конца 1880-х годов Илья Николаевич Занковский преподавал в Рисовальной школе «Кавказского общества поощрения изящных искусств». а позднее в Школе живописи и скульптуры( по 1910 год).
Имя Ильи Николаевича Занковского было широко известно в Санкт-Петербурге, его кавказские работы пользовались огромной популярностью на выставках Академии художеств, а картину художника «Дорога в Кахетию» приобрел император Александр III для Гатчинского дворца.
Илья Николаевич Занковский прожил долгую жизнь, пережил четыре войны, три революции и умер в осенью 1919 года в Тифлисе, где и был похоронен.
Творчество художника в наши дни украшает экспозиции ряда музейных собраний, в том числе в Государственного Русского музея, Дагестанского музея изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Кисловодского мемориального музея художника Н. А. Ярошенко, Нижегородского государственного художественного музея, Одесского художественного музея, Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Работы художника представлены и в многочисленных частных коллекциях.

Имя Ильи Николаевича Занковского, заслуженно стоит в одном ряду с такими выдающимися пейзажистами того времени, обращавшимися в своём творчестве к теме величественного и живописного Кавказа как Григорий Григорьевич Гагарин(1810-1893), Теодор Горшельт(1829-1871), Фёдор Ильич Байков(1818-1890),Иван Константинович Айвазовский(1817-1900), Никанор Григорьевич Чернецов(1802-1865)

По материалам: Wikipedia, Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, 157, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г .

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние