Студия И. Галереи интерьерной живописи

Виллем Кальф(1619-1693)-один из самых известных голландских мастеров натюрморта.
Виллем Кальф родился 25 февраля 1619 года(согласно записи церковной книги был крещён 11 марта 1619 года) в Роттердаме в семье преуспевающего торговца текстилем и члена городского правительства Роттердама. Он был шестым ребёнком в семье, семья была благополучной, и раннее детство Виллема было безоблачным.

still-life-with-an-aquamanile-fruit-and-a-nautilus-cup-1660.jpg

В 1625 году скоропостижно умер отец Виллема. Семейные торговые дела продолжила мать, однако успех не сопутствовал её стараниям и материальное положение семью ухудшилось. Стремление к рисованию у будущего живописца проявилось довольно рано. По утверждению известного голландского художника и писателя Арнольда Хубракена, Виллем Кальф учился живописи вместе с Хендриком Потом из Харлема(в Харлеме жили родственники Кальфов). Наставником Виллема Кальфа был Франц Рикхалс(1600-1647), выдающийся мастер кухонных интерьеров и натюрмортов с морскими дарами и фруктами. Однако, при всём при этом, решающим в формировании творческого мастерства Виллема Кальфа, оказалось влияние великого Рембранта.
За год до кончины матери, в 1638 году Кальф переехал в Гаагу.
В 1640 году Виллем Кальф переехал в Париж, где в течение шести лет жил и работал в кругу фламандских художников в окрестности Санут-Жермен де Пре. Здесь он сумел быстро завоевать широкую известность своими крестьянскими кухонными интерьерами, написанными в традициях фламандской школы , в манере близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII века. Его работы, созданные в красивом коричневом колорите, с хорошим чувством свето-тени и утончённой передачей игры бликов,нравились заказчикам и финансово поддерживали художника.
На своих интерьерах Виллем Кальф размещал человеческие фигуры на заднем плане, концентрируя внимание зрителя на хорошо освещённых и красочно выложенных овощах, фруктах и предметах домашнего обихода.
В Париже Кальф создал новую форму мастерски сгруппированного натюрморта, включавшего дорогие, богато украшенные предметы из светоотражающих материалов. Большей частью это были бутылки,тарелки или бокалы из золота, серебра, олова или стекла. Наибольших высот в создании подобных натюрмортов, Кальф достиг во время «амстердамского » периода своего творчества.
Наиболее известной работой «парижского» периода творчества Виллема Кальфа, несомненно является «Натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием», написанный Кальфом по заказу маршала де Тессе, и экспонирующийся ныне в музее де Тессе в Ле-Мане.
В 1646 году Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и затем в Хоорн, где в 1651 г. женился на поистине удивительной женщине Корнелии Плувье, дочери протестантского священника. Она была поэтессой и известным каллиграфом, находилась в дружеских отношениях с личным секретарём трёх штатгальтеров(должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление на какой-либо территории данного государства)Голландской республики. По утверждениям её современников, Корнелия Плувье была самым опытным знатоком музыкального и театрального искусства своего времени. Брак оказался очень счастливым, Корнелия родила мужу четверых детей и стала его незаменимой помощницей.
В 1653 году семья Кальфов переехала на постоянное место жительства в Амстердам, где Виллем Кальф присоединился к местной гильдии художников. В Амстердаме Кальф смог ближе познакомиться с произведениями своего земляка, великого Рембранта. Всё возможное богатство свето-тени, глубину и сочность светящейся изнутри палитры, а также золотистый рембрантовский колорит, Кальф с успехом использовал в своих последующих картинах.
В лице Виллема Кальфа Амстердам получил удивительного художника, поистине редкого дарования, которому под силу было показать в классическом натюрморте настоящее богатство и роскошь этого крупнейшего в то время торгового города Европы. Намеренно выбирая для своих работ самые изысканные предметы шумных амстердамских рынков: богатые восточные ковры, тонкий китайский фарфор, изысканное венецианское стекло и невиданные экзотические фрукты, и добавляя к этому великолепие голландских изделий из серебра и золота, Виллем Кальф создавал настоящие шедевры, редкие по роскоши и изящной утончённости предметов натюрморты.
Можно с полной уверенностью сказать, что Виллем Кальф не имел себе равных среди своих современников, в умении видеть и показывать живописную сторону предмета. Работа Виллема Кальфа «Десерт», находящаяся в настоящее время в коллекции Государственного Эрмитажа -один из лучших примеров такой живописи художника. До поступления в 1915 году в Эрмитаж картина «Десерт» входила в состав коллекции знаменитого русского географа и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского — большого знатока и любителя голландского и фламандского искусства.
Мастерство и виртуозность Калфа проявлялись в строгой отточенности пространственных построений его работ, в изысканном богатстве красочной палитры и преподнесении свето-теневых решений. Продуманная до мельчайших подробностей композиция натюрмортов Кальфа всегда сопровождалась сложной, а подчас, просто уникальной режиссурой света.
Заказчики всегда были в восторге от изысканных натюрмортов художника, от их техники исполнения и эстетического вида. Его работы высоко ценились современниками, и продавались по цене 30-40 гульденов, очень значительной сумме по тем временам.
Очень часто и вполне справедливо Виллема Кальфа называют «Вермеером натюрмортной живописи», и стоит признать, что кое-где Виллем Кальф его даже превзошёл.
По свидетельствам современников Кальфа, Виллем был очень высокообразованным человеком.
В последние годы жизни Кальф стал меньше писать,и практически полностью отказался от живописи где-то в 1679-1680 годах, так как серьёзно занялся художественной экспертизой и продажей художественных ценностей. Так, в 1686 году Виллем Кальф отклонил » Тициана » как подделку, а в 1672 году он был в составе известной группы художников(в которую входил и Ян Вермеер) , которые подвергли сомнению подлинность 13 итальянских картин ,принадлежащих арт-дилеру Gerrit Uylenburgh, которую предложили купить «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму.
31 июля 1693 года в возрасте 74 лет,Виллем Кальф скоропостижно скончался в Амстердаме, где и был похоронен.Причиной смерти художника послужила травма , полученная им вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей.
До наших дней дошли около 150 работ этого Великого «малого голландца».
Благодаря своим уникальному таланту , трудолюбию , отличному образованию и обширными познаниями в естественных науках Виллем Кальф значительно расширил иллюзионистические возможности натюрморта. Его картины являются непревзойдёнными образцами этого искусства.

По материалам: Wikipedia,Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Русский биографический словарь А. А. Половцова и Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907., , Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.