Студия И. Галереи интерьерной живописи

Котарбинский Вильгельм Александрович(1848-1921)-яркий и самобытный польский живописец,представитель стиля»модерн», работавший в историческом и фантастическом жанрах.

Вильгельм Котарбинский родился 30 ноября 1849 года в селе Неборов Варшавской губернии Царства Польского и Российской империи в семье зажиточного польского шляхтича. Будучи щедро одарённым художественным талантом от природы, Вильгельм рано проявил интерес к рисованию.

4480653763_7f35e1b316_b.jpg

Потакая увлечению сына, родители определили мальчика для получения начального художественного образования в рисовальный класс в Варшаве, но против дальнейшего художественного образования и последующей карьеры художника решительно возражал отец Вильгельма.
Тем не менее, благодаря собственной настойчивости и участию матери, в 1867 году Вильгельм Котарбинский поступил в Варшавскую художественную школу, где обучался в течение четырёх лет.
В 1872 году, заняв у родственников денег, Котарбинский уехал учиться в Италию, где поступил в римскую Академию святого Луки по классу Франческо Подести, знаменитого художника и уроженец Анконы (1800–1895). Подести по достоинству оценил природное дарование и талант своего ученика, посвятив много времени работе с Вильгельмом Котарбинским. В период обучения в Академии(1872-1875 годы) на проходившем в ней конкурсе, Вильгельм Котарбинский был удостоен серебряной медали и звания «Первого рисовальщика» за одну из выставленных работ. Это был несомненный успех, и он очень помог молодому художнику, позволив ему поверить в свои силы и в свои возможности.
В Риме Вильгельм Котарбинский познакомился с русскими художниками, братьями Сведомскими: Павлом Александровичем Сведомским(1849-1904 год), историческим живописцем и жанристом, и Александром Александровичем Сведомским(1848-1911 год), известным пейзажным живописцем. Молодые люди подружились, в результате чего Сведомские научили Вильгельма Котарбинского русскому языку, и впоследствии пригласили его для участия в росписи Владимирского собора в Киеве.
В 1875 году после окончания римской Академии Котарбинский открывает в Риме собственную художественную мастерскую, где начинает давать всем желающим уроки рисунка.
В период 1878-1882 годы художник жил в Санкт-Петербурге, где обучался в Императорской Академии художеств, после окончания которой в 1882 году вернулся в Рим.
За период обучения, будучи учеником Академии художеств был награждён малой золотой медалью за работу «Вулкан приковывает Прометея к Скале». За написание другой картины «Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов»(1882 год) был удостоен признания классным художником 1- степени.
В 1887 году по приглашению братьев Сведомских Вильгельм Котарбинский переехал в Киев для участия в украшении киевского собора Святого Владимира.
Принимал участие в работах выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова(1848–1926 год) по росписи Владимирского Собора Киева.
Создал самостоятельно «Преображение Господне» и совместно с Павлом Сведомским 18 огромных картин и 84 отдельные фигуры: «Дни Творения», «Тайная Вечеря», «Въезд Господень в Иерусалим», «Распятие», «Суд Пилата»и другие. Кисти Вильгельма Котарбинского принадлежат образы серафимов с огромными, полными боли и мудрости глазами на площадке лестницы ведущей на хоры и на самих хорах.
Росписи во Владимирском соборе Киева сразу выдвинули Вильгельма Александровича Котарбинского в число наиболее известных живописцев Российской империи. Он был удостоен высокой награды — согласно царского указа Вильгельм Котарбинский награждался орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Императорская Академия художеств сделала его академиком с формулировкой «за известность на художественном поприще признаёт и почитает В.А. Котарбинского своим академиком»
Живя в Киеве, Котарбинский много писал на мифологические и библейские темы, часто писал портреты и фантастические композиции, выполнял монументальные росписи на заказ.
Для дома украинского мецената Николая Артемьевича Терещенко (1819 — 1903 год) на тогдашнем Бибиковом бульваре (ныне Музей Тараса Шевченко на одноимённом бульваре) Котарбинским были написаны несколько работ, которые в наши дни демонстрируются в музее, также им было создано тринадцать панно для дома киевского коллекционера и мецената Варвары Николаевны Ханенко на тогдашней Алексеевской улице(в наши дни — Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков на ул. Терещенковской).
Котарбинскому удалось выработать свой особый своеобразный стиль в духе модернизированного салонного направления, который пользовался огромной популярностью в те годы.
Работы художника были очень популярны и многие из них издавались на картинках. Именно благодаря этим картинкам мы может познакомиться в наши дни с некоторыми его работами, оригиналы которых, к сожалению, утрачены: «Могила самоубийцы»,» Туман утешитель»,» После смерти», «Стрекоза»,» Мученица» и некоторые другие.
Вильгельм Котарбинский был очень плодовитым художником, работал много легко. Его творчество было востребовано современниками, он был модным и коммерчески успешным живописцем..
Ряд крупных, станковых работ Котарбинского в наши дни украшают коллекции российских художественных музеев(«Оргия», «Битва кентавров с амазонками» и другие), а его монументальное полотно «Римская оргия» экспонируется в Русском музее Санкт-Петербурга.
Вильгельм Александрович Котарбинский был участником многочисленных художественных выставок: Главного варшавского салона «Захента»(1879-1909годы), выставок Московского общества Любителей Художеств(1881-1882, 1886 годы), Петербургских выставок Академии Художеств(1885,1900,1904 годов).
Согласно существующей легенде, Котарбинский был влюблён в Эмилию Прахову, супругу Адриана Викторовича Прахова ,первого в России профессора истории искусств, руководившего реставрационными работами в Кирилловской церкви и Владимирском соборе Киева.В доме Праховых в Киеве частыми гостями бывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Крамской, Шишкин, Коровин, Серов, Суриков и Котарбинский. Дружба Котарбинского и Праховых продолжалась до последних дней жизни художника.
Исключительно для себя, развлечения ради, Котарбинский писал на картогах сепией( светло-коричневое красящее вещество) картинки на различные фантастические сюжеты. Эти картинки очень понравились профессору Прахову, увидавшему их однажды у художника. По настоянию профессора, Котарбинский выставил эти картинки на передвижной выставке, и они произвели настоящий фурор у увидевших их посетителей. Символизм и фантастические видения в духе своеобразного модернизированного салонного направленимя, изображённые на картинках на длительное время закрепили за Котарбинским звание ведущего российского символиста.
В 1920 году, после того, как оставаться в гостиничном номере «Праги», где в то время жил художник, стало небезопасно, Котарбинский по предложению Эмилии Праховой переехал жить к ним в дом, расположенный на Трёхсвятительской улице.
4 сентября 1921 года Вильгельм Александрович Котарбинский скончался на 73-м году жизни. Тело художника было предано земле на 1-м польском участке новой части Байкова кладбища.
Художник прожил непростую, но богатую событиями творческую жизнь, оставив нам своё большое наследство — замечательные картины, дающие полное представление о величине таланта этой незаурядной во всех отношениях личности, таланта, который нам ещё предстоит оценить.
Известный русский критик и журналист Владимир Кинг-Дедлов(1856-1908) так писал о Котарбинском:»Русский человек так мечтать на заказ не сможет. Русский ум точен, польский – раскидист. Русское воображение нуждается в реальной подкладке, польское – витает в облаках. Русский артист может быть идеалистом, но фантастическим живописцем, каких у поляков немало, не сделается никогда. Сведомский, когда пишет, работает. Котарбинский – мечтает, мечтает всегда, без устали, в то время, когда работает, и тогда, когда отдыхает….»

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г.. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.