Студия И. Галереи интерьерной живописи

Васнецов Виктор Михайлович(1848–1926)-выдающийся русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте, мастер исторической и фольклорной живописи.

31554f5e85777cc.jpg

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.

Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.

Член мамонтовского кружка в Абрамцево.

В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств.
После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».

Виктор Михайлович Васнецов является основоположником особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Виктор Михайлович сумел преобразовать русский исторический жанр, удивительным образом соединив мотивы средневековья с волшебной атмосферой поэтической легенды или сказки.
Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины «Витязь на распутье» (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам сказания «Слово о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881),»Три богатыря» (1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений («Три царевны подземного царства», 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Принципы особого «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Виктора Михайловича Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882 годы) и Избушка на курьих ножках (1883 год), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905 год, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906 год).

После 1905 года Виктор Михайлович Васнецов примкнул к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации.
Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял, однако
В 1918 году участвовал в проекте по созданию единого обмундирования для РККА,являлся одним из разработчиков головного убора «богатырки», или «будёновки», эскиз которой был сделан по образцу средневековых шлемов русского воинства.

Виктор Михайлович Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние