Студия И. Галереи интерьерной живописи

Тыранов Алексей Васильевич(1808–1859)-известный русский художник-портретист,один из наиболее одаренных учеников А. В. Венецианова и К Брюлова.

70034_big_1351852852.jpg

Алексей Васильевич Тыранов родился 16 июня 1808 года в Бежецке Тверской губернии в бедной мещанской семье.
Он, как и его брат очень любил рисовать с детства. Учился Алексей в городском училище. Его тягу к рисованию заметил директор училища, он даже, переезжая на жительство в Тверь, взял с собой Алексея, чтобы в Твери найти для него хорошего наставника в рисовании. Но, к сожалению, скоро этот человек умер и бедность заставила Алексея вернуться в Бежецк. Они с братом стали работать в иконописной артели, посвятив себя писанию образов

В 1824 году, работая с братом в Николо-Теребенском монастыре, познакомился с Алексеем Венециановым, который пригласил Алексея учиться в свою художественную школу в деревне Сафонково. Алексей Тыранов был в числе первых учеников великого русского художника. По окончании учёбы, Венецианов устраивает Тыранова вольнослушателем в Академию художеств. Посещая занятия в
Академии художеств, Алексей Тыранов вскоре получил за свои рисунки с гипсов сначала Малую, затем Большую серебряную медали.

Художественные работы Тыранова этого периода получали хорошие отзывы критики. Занимался художник и литографией; в частности, одной из работ Тыранова в этой технике был портрет своего учителя. Успехи живописца высоко оценило Общество поощрения художников, назначив ему денежное пособие и разрешив выставлять свои произведения для продажи в магазине Общества. Успех, сопутствовавший первым произведениям Тыранова, объяснялся тщательной работой с натуры и исполнением советов Венецианова.
В 1827 году Тыранов получил от Академии малую золотую медаль, а в 1830 году — высшую академическую награду — золотую медаль 1-го достоинства.

На конец 20-х — начало 30-х годов приходится период наибольшего признания творчества Тыранова: художник написал ряд замечательных произведений и приобрел значительную известность. Его произведение «Вид Эрмитажной библиотеки», написанное в 1826 году было куплено для русской галереи Эрмитажа, а «Вид на реке Тосне» (1827) — приобретено Обществом поощрения художников. Работы, демонстрировавшиеся на выставках, вызывали восторженные отзывы. В 1830 году Тыранов за картину «Внутренний вид церкви Зимнего дворца» получает Большую золотую медаль. К середине 1830-х годов Алексей Васильевич, будучи уже зрелым мастером, оставил мастерскую Венецианова и перешел в классы Брюллова, который в то время завоевал огромную популярность как в России, так и в Европе картиной «Последний день Помпеи». Несколько внешне восприняв брюлловскую трактовку объемов и передачу светотени, Тыранов все большее внимание уделял эффектам колорита и иллюзорности освещения. Наряду с серьезными произведениями, среди которых, например, портреты А.А. Плетнева (1834), И.И. Лажечникова (1837), художника А.А. Алексеева, «Автопортрет» (начало 1840-х), у живописца появляются картины, отличающиеся внешним лоском и красотой. К таким полотнам можно отнести, например картину «Девушка с тамбурином», пользовавшуюся большим успехом у зрителей и многократно копировавшуюся. В подобных произведениях не оставалось и следа от простоты, жизненности и близости к натуре, — от всего того, что было характерно для прежних работ художника.За эту работу художник был признан назначенным в академики.

В 1839 году Тыранов получил звание академика, и в том же году отправился в Италию, в Рим, где прожил последующие 4 года (1839-1843). Среди произведений итальянского периода творчества художника особо следует отметить композиции мифологического содержания: «Мать Моисея на берегу Нила», «Ангел, слетающий с неба с масличной ветвью», «Девушка, выжимающая из волос воду»; портреты, в частности И.К. Айвазовского (1841).
В середине 1840-х годов Тыранов пользовался в Петербурге репутацией одного из лучших портретистов. Однако трагические обстоятельства личной жизни нанесли художнику глубокую душевную травму. Безумно влюбившись в одну из своих натурщиц, он привез ее в Петербург. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, художник попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не смог: эти обстоятельства вынудили художника уехать из Петербурга. Три года Тыранов прожил в Бежецке. После возвращения в 1849 году в Петербург он не смог уже работать с прежним вдохновением. Поздние его произведения – «Итальянка» (ок. 1851), «Борьба за душу (Ангел, попирающий злого духа)», «Аллегория» (1850-е) — безжизненны и чрезмерно академичны. Умер Алексей Васильевич Тыранов 3 августа 1859 года в Кашине, где и был похоронен.
Несомненно, Алексей Васильевич Тыранов, не был таким выдающимся живописцем , как его великие учителя Венецианов и Брюллов, но он был рчень известным и подлинным русским художником, а с годами подлинное искусство только увеличивает свою значимость и ценность.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 386, 439, 447.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.