Тернбрюгген Хендрик(Terbrugghen Hendrick)
Хендрик Тернбрюгген(1587–1629)- выдающийся живописец Голландии XVII века.Искусство художника относится к наиболее ярким проявлениям караваджизма в голландской живописи.
Жизнь и творчество Тербрюггена тесно связаны с Утрехтом. Этот город в голландском искусстве сыграл особую роль. В прошлом резиденция епископа, Утрехт и в протестантской Голландии оставался оплотом католицизма; церковные связи с папским Римом определили ориентацию местной художественной школы и привели к тому, что на протяжении XVI—XVII столетий ведущими мастерами в Утрехте были Иоахим Эйтеваль и Абрахам Блумарт, искусство которых испытало влияние итальянского маньеризма. Религиозные и мифологические картины Блумарта и Эйтеваля отличались эффектными композиционными и цветовыми решениями, прихотливостью рисунка, усложненностью аллегорического подтекста и представляли характерные произведения во вкусе маньеристической эстетики. У одного из этих мастеров, Абрахама Блумарта, учился Тербрюгген. По примеру старшего поколения, для завершения образования художник отправился в Италию, где провел десять лет — с 1604 по 1614 год.
В Италии Тербрюггена оставили равнодушными произведения поздних маньеристов и художников Болонской Академии, но привлекло новаторское искусство Караваджо. Обращение Караваджо к бытовому жанру и приближение религиозной картины к земной действительности сделали художника основоположником реалистического направления в искусстве XVII века. Творчество гениального итальянца нашло широкий отклик: в его произведениях живописцам открылись пути создания реалистического искусства, к тому времени ставшего настоятельной необходимостью во всех художественных школах Европы.
Как для всех караваджистов, для живописи Тербрюггена очень характерна активная роль света. Но в противоположность резким контрастам «погребного» освещения Караваджо или эффектам ночного освещения Хонтхорста, усиливающим ощущение драматической напряженности, Тербрюгген трактовал свет в более жанровом, интимном характере. Во многих композициях мастера горящая на столе свеча озаряет сцену мягким теплым светом и сообщает ей атмосферу камерности и уюта. Кроме того, в отличие от большинства караваджистов, художник часто обращался к солнечному дневному освещению. Среди утрехтских последователей Караваджо Тербрюгген выделяется как наиболее тонкий живописец и художник лирического склада. Он умело сглаживает пестроту контрастов звучных желтых, голубых, красных, зеленых цветов картины единым тоном освещения — теплого вечернего или серебристого дневного.
Органичнее всего эти две грани дарования Тербрюггена — живописный талант и лиризм — объединялись в изображении музицирующих компаний, придавая «концертам» художника особую привлекательность. Ритм силуэтов фигур, повороты, наклоны голов, переданное мимикой лиц и освещением настроение обладают музыкальной выразительностью. С полотен художника как будто доносятся звуки веселой песенки («Концерт», 1626, Государственный Эрмитаж, Ленинград) или мелодия лирического дуэта («Концерт», 1628/29, Ледбери, собрание Батхерст). Особой красоты выражения достиг Тербрюгген в картине «Флейтист» (1621, Государственные художественные собрания, Кассель). Мелодия флейты, которую с серьезной сосредоточенностью выводит юноша, кажется материализованной в струящихся потоках дневного света, объединяющих в гармоничный аккорд светло-желтые, голубые и оливковые тона. Серебристый колорит и созерцательное настроение этого произведения предвещают поэтическое искусство Вермера Дельфтского.
Жизнь Хендрика Тербрюггена оборвалась рано; он умер в расцвете сил, не успев осуществить всех возможностей своего таланта. Но созданные им произведения говорят о том, что художник сумел найти свой индивидуальный путь, оставаясь в пределах караваджистской школы.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние