Студия И. Галереи интерьерной живописи

Судковский Руфин Гаврилович(1850–1885)-выдающийся российский живописец — маринист, академик Императорской Академии художеств.

1554f4a2665a343.jpg

В русском изобразительном искусстве есть несколько фамилий художников, природный талант и творческий потенциал которых были поистине безграничны, но судьба которых в тоже время сложилась достаточно трагично в силу болезни или иных обстоятельств . К числу этих фамилий можно в полной мере отнести и Руфина Гавриловича Судковского, наделённого редким природным талантом, и чьи пейзажи и марины свидетельствовали о том, что в России появился живописец, близкий по масштабу дара к И. Айвазовскому и Ф. Васильеву..

Руфим Гаврилович Судковский родился 7 апреля 1850 года. Будучи сыном священника Херсонской епархии и выполняя волю отца , а также сам готовясь стать священником, Судковский обучался сначала в Очаковском духовном училище, затем в Одесской духовной семинарии. Но священническая деятельность вскоре перестала его привлекать. Его всегда тянуло совсем в другую область. Уже в детские годы начали обнаруживаться в нем способности к рисованию, а в юношеском возрасте, особенно во время пребывания в Одессе, под впечатлением видов южного моря с его чарующими красотами, в нем окончательно проснулся художник, и он сделался одним из самых прилежных посетителей рисовальной школы Одесского общества любителей искусства.

В 1868 году он, не кончив курса семинарии, Судковский вышел из семинарии и поступил студентом в Петербургскую Императорскую Академию Художеств, где учился немногим менее 4-х лет. Отец Руфина Судковского был категорически против увлечения сына живописью, считая это несерьёзным и пагубным занятием. Но затем, много лет спустя ,признал его увлечение и его талант, случайно однажды услышав в вагоне поезда высокую оценку способностей его сына художника от пассажиров. Несмотря на успехи в живописи, Судковскому не довелось сдать установленного научного экзамена, хотя он и получил в 1870 году за свои картины на выставке 2 малые серебряные медали, а в 1871году даже первую большую серебряную медаль.
В 1872 году после тяжёлого приступа кровотечения из горла Судковский вынужден был бросить своё учение в Императорской Академии Художеств и отправиться по настоянию брата в свой родной Очаков на поправку. В Очакове художник энергично занялся этюдами берегов Чёрного моря, которые быстро продвинули Судковского вперед, развили его наблюдательность и технику письма.
С 1873 художник практически постоянно жил в Очакове. Работал как пейзажист, маринист. В 1874–1876 путешествовал по Германии и Франции. В 1877 за картины «Ночь на берегу Днепровского лимана», «Буря» и «Осень» Императорская Академия Художеств за неё выдала ему диплом на звание классного художника 2-й степени без установленного научного экзамена, «в знак особого исключения и в пример другим»
, а уже несколько позже 20 апреля 1879 года — звания классного художника 1-й степени. В 1880 году Судковский совершил поездки по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. В 1880-х побывал в Финляндии, на Кавказе и Днестре, Балканах, Малой Азии. Выполнял заказы Морского министерства. В Очаково для Морского собора написал иконы «Хождение по водам» и «Рождество Христово».
Стоит признать, что картины художника первых лет его пребывания в Очакове носят явные следы подражания разным мастерам; в них мало оригинально-творческих элементов, как в композиции рисунка, так и в отношении его выполнения, почему даже лучшие из этих опытов, принятые разными петербургскими выставками, остались практически незамеченными и публикой, и критикой. Но непрестанная и усердная работа Судковского над своим дарованием, строгая самокритика значительно усовершенствовали технику его кисти и развили его наблюдательность.
В это же время начинает расти его известность и в широких кругах, чему особенно способствовали устроенные им в 1880 и 1881 годах в Одессе две выставки собственных картин.
Морские виды, для которых мотивы доставляли ему преимущественно побережья Очакова и Одессы, свидетельствовали о том, что художник превосходно изучил подвижную стихию во всех отношениях, они с поразительной чёткостью передавали ее покой и движение, ее прозрачность и безбрежность, приветливую игру в ней солнечных или лунных лучей в тихую погоду, ее суровость и грозное величие во время бури.

Свои произведения Руфин Гаврилович Судковский демонстрировал на выставках в Петербурге совместно с художником Ю.Ю. Клевером в 1882 , 1883, 1884 г.г. В Одессе в 1880г, 1881 г и в 1885 г в малой зале Биржи – где выставил около 90 больших картин и около 50 этюдов, рисунков, эскизов; на Московской Всероссийской выставке 1882 года, где были картины: «Буря» 1881г, «Пустынь», «Сумерки», «Перед бурей», «Полдень»; в городе Николаеве 24 февраля 1885 года, где было выставлено 7 больших картин, 14 малых, 80 этюдов; в Петербурге в 1884 году на выставке Общества поощрения Художеств и, наконец, в последний раз в 1885 году в Киеве.
4-го ноября 1882 года Императорская Академия Художеств за картину «Буря возле берега Очакова» присудила Руфиму Гавриловичу Судковскому звание академика.
Получилось так, что Судковский при всеобщей зависти даже со стороны своего соперника Айвазовского, получил ещё при жизни этот почётный титул и признание со стороны специалистов своего дела.
Картины Судковского с различных выставок были приобретены Императорской Академией Художеств, меценатом Третьяковым, Дондуковым-Корсаковым, А.Нецветаевым, Бюхтером, С.Терещенко и другими российскими коллекционерами .

В 1883 году Руфин Гаврилович Судковский женился на Елене Петровне Бенард, вышедшей впоследствии замуж вторым браком за академика батальной живописи Н.С. Самокиша и получившей известность как художница Самокиш-Судковская.
Незадолго до смерти Судковский был избран почётным членом рисовальной школы Одесского Общества Изящных Искусств.

Судковский занял выдающееся место в ряду русских художников. Бесспорный талант и серьезная непрестанная работа над ним обещали Судковскому славную будущность, однако судьба распорядилась иначе…
Устраивая свою выставку картин в Киеве, Руфин Гаврилович заболел, заразившись от рабочего сыпным тифом, и вынужден был переехать в родной Очаков, где, провёл последние дни своей жизни, мужественно сражаясь со смертельным недугом.
4 февраля 1885 года в возрасте 34 лет Руфин Гаврилович Судковский скончался от брюшного тифа в своём фамильном доме в Очакове.
Похоронен он был 6-го февраля в ограде Военного собора в городе Очакове, где над могилой до сих пор стоит постамент из чёрного мрамора с его бюстом из бронзы, отлитым в Петербурге по модели из глины его супруги Самокиш-Судковской.
В год смерти Руфина Гавриловича Судковского друзьями его была устроена посмертная выставка его произведений.
Общее число картин Судковского весьма значительно, особенно если учесть непродолжительность его яркой художественной карьеры.

Лучшими из них бесспорно считаются: «Очаковская пристань» (находится в Русском музее), «Штиль» (там же), «Дарьяльское ущелье» (там же), «Ночь», «Прозрачная вода», «Бурное море», «Затишье» (в Третьяковской галерее),и «Буря близ Очакова».
Произведения Судковского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, Киевском музее русского искусства, Одесском художественном музее и других.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.