Студия И. Галереи интерьерной живописи

Шварц Вячеслав Григорьевич(1838-1869)-известный русский живописец,академик, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, основоположник историко-бытового жанра в русской живописи.

15559c1314b9376.jpg

Вячеслав Григорьевич Шварц родился 22 сентября (4 октября) 1838 года в городе Курске в семье военного, участника Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенанта Григорий Ефимович Шварца,  и Натальи Павловна, урождённой Яковлевой.    Детские годы своей жизни Вячеслав Григорьевич провел на Кавказе, где отец его, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, предки которого были датчане, был начальником Джаро-Белоканского военного округа и лезгинской кордонной линии.
В 1846 году восьмилетний Вячеслав Шварц вместе с матерью переехал в Москву, где продолжал заниматься рисованием под руководством бывшего ученика Московской рисовальной школы С. Щёголева. Способности у мальчика были отличные: с десяти лет он уже хорошо знал французский, немецкий и английский, а впоследствии научился ещё и итальянскому языку.

Ещё в 1847 году Шварц был пожалован в пажи Императорского Двора, но в Пажеский Корпус не поступил, а в 1851 году, когда ему было 13 лет, его свезли в Петербург и отдали сначала в пансион Спешнева, а год спустя — в Императорский Александровский Лицей. Там Вячеслав Григорьевич Шварц успел обратить на себя внимание лицейского учителя рисования Василевского и сделал под его руководством весьма значительные успехи. Вторым его учителем рисования за лицейский период его жизни был Арсений Иванович Мещерский(1834-1902),известнейший русский пейзажист, академик,а с 1876 года профессор пейзажной живописи, с которым он начал пробовать писать масляными красками.
24 мая 1859 года Вячеслав Шварц был выпущен из Лицея первым и с золотой медалью и в том же году поступил с чином IX класса на службу.В сентябре 1859 года, с разрешения своего начальства, Вячеслав Григорьевич поступил вольнослушателем в Петербургский Университет «по части восточных языков» и сразу увлекся лекциями профессора Костомарова по истории, к которой всегда чувствовал склонность.
Ещё до поступления в Университет Вячеслав Григорьевич начал заниматься в Академии Художеств и, думал посвятить себя батальной живописи, записался в число учеников Богдана Павловича Виллевальде(1819-1903),выдающегося русского живописца, академика, заслуженного профессора батальной живописи, члена Совета Императорской Академии художеств.

Первыми крупными работами Вячеслава Григорьевича Шварца явились композиции из древнерусской истории. Таковыми были нарисованныq чёрным и белым карандашом картон «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием». За последний рисунок Императорская Академия Художеств 18 декабря 1859 года присудила художнику серебряную медаль второго достоинства.

24 мая 1860 года Совет Императорской Академия Художеств за рисунок «Иоанн Грозный под Казанью» присудила Вячеславу Григорьевичу Шварцу ещё одну серебряную медаль, а в начале 1861 года художник уехал на полгода за границу. Направившись прежде всего в Берлин, он пробыл здесь четыре месяца и сначала работал под руководством известного немецкого художника Вильгельма Шютце(1840-1898), а затем занялся изучением колорита у Шрадера.

В конце июня 1861 года Шварц уехал из Берлина и посетил последовательно Дрезден, Кёльн, Франкфурт-на-Майне и Майнц, после чего возвратился в Россию, привезя с собой очень интересный альбом своих путевых рисунков. Тотчас по приезде в Петербург Шварц принялся за лучшее свое произведение: «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Картон этот был выставлен им 23 декабря 1861 года на экзаменационный просмотр, но 12 января 1862 года Академия присудила ему за него только серебряную медаль,

Летом 1862 году художник предпринял две серии иллюстраций и сделал пять очень хороших рисунков к «Песне о купце Калашникове» Лермонтова и четыре — к «Князю Серебряному» графа А. Толстого.
В начале 1863 года Вячеслав Григорьевич принял решение бросить службу и выйти в отставку, с тем, чтобы ничто не могло помешать его повторной поездке за границу

Побывав проездом в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Франкфурте, Майнце и Кёльне, он основался в Париже. Здесь он работал у известного французского салонного жанриста-колориста XIX века,Жюля Жозефа Лефевра(1836-1911), специализировавшегося на изображении прекрасных девушек, также посещал мастерскую Пьера Шарля Конте(1823-1895), известного французского живописца исторического жанра и Жана-Леона Жерома(1824-1904), выдающегося французского художника, живописеца и скульптора, представителя академизма и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. Из крупных работ в Париже им были сделаны «Николай Угодник» (в рост) и рисунок «Игумен Даниил перед Балдуином «.

Весной 1864 года Шварц вернулся в Россию. Поездка эта имела для него громадное значение. По возвращении из Парижа, Шварц провел лето в деревне у отца и написал там картину маслом: «Иван Грозный у тела убитого им сына». Вещь эту Академия 24 октября 1864 года премировала второй серебряной медалью, но, сравнительно с картоном 1861 года, картина эта была выполнена гораздо слабее, так как краски были мутны и слабы, и в композиции её было многое изменено к худшему.

Первую половину 1865 года Шварц проводил то в Москве, то в Петербурге, то в деревне в Рязанской губернии, а на осенней академической выставке 1865 года появилась его картина «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича», и Академия Художеств приcудила ему за неё звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избрало его своим действительным членом.

С осени 1865 года начался период полной зрелости таланта Вячеслава Григорьевича Шварца. Период этот ознаменовался написанием художником его самых значительных произведений. Это и «Игра в шахматы» и «Стрелец XVI века»,и «Воевода времен царя Алексея Михайловича». Зимой 1865—1866 года он делает прекрасные рисунки для постановки на Императорской сцене драмы графа А. Толстого: «Смерть Ивана Грозного». В 1866 году он пишет «Схимника», «Русское посольство при дворе германского императора», делает рисунок «Плач Ярославны» и, наконец, зимой 1866—1867 года оканчивает одно из капитальнейших своих произведений: «Посольский приказ в Можайском уезде».
В начале 1867 года Шварц уезжает в третий раз за границу, будучи командирован Академией в Париж для устройства на всемирной выставке художественного отдела России. За распоряжение на выставке он получает здесь две медали, золотую и бронзовую, и орден Почётного Легиона, и, кроме того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль. В Париже Шварц окончил начатую им ещё в России маленькую картинку: «Патриарх Никон», одно из лучших своих созданий. В Париже же он познакомился с Жаном-Луи-Эрнестом Мейссонье(1815-1891),замечательным французским живописцем и графиком, мастером жанровой и батальной живописи, работал у него и под его влиянием значительно совершенствовал свой колорит.

Осенью 1867 года Шварц ездил из Парижа в Веймар, где пробыл два месяца, принимая участие в постановке на веймарской сцене пьесы «Смерть Иоанна Грозного» графа А. Толстого, а в последних числах декабря 1867 года вернулся в Россию, перенеся перед отъездом из Парижа мучительную болезнь, так называемую «бронзовую» (maladie bronze).

Академия Художеств нашла в работах художника много достоинств и постановлением от 15 сентября 1868 года присвоидп Вячеславу Григорьевичу Шварцу звание своего почетного вольного общника. Во второй половине 1868 года Шварц почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу. Здесь он был выбран в предводители дворянства Щигровского уезда и весьма усердно исполнял эту должность, несмотря на то, что здоровье его все более и более разрушалось. Поехав как-то по делам в Курск, он почувствовал себя очень плохо, и 29 марта 1869 года умер. Тело было перевезено в имение его отца, село Белый Колодезь, Щигровского уезда, Курской губернии, и там похоронено
Своей десятилетней художественной деятельностью Шварц оставил глубокий след в истории русского искусства. С появлением произведений Шварца наступил период глубокого переосмысления русской школы, возникло чисто русское направление.

Нельзя не отметить, что картины и рисунки художника не остичаются утончённой техникой, главное значение его работ состоит в их в содержании: в них впервые без романтической идеализации и слащавости, с удивительным чутьем прошедшего и на основании глубокого знакомства с русской археологией, правдиво воспроизведена бытовая допетровская Русь. Если согласиться с тем, что от «Свежего кавалера» Федотова пошла наша бытовая живопись,то необходимо признать и то, что от «Иоанна Грозного у тела убитого им сына» Шварца взяла своё начало наша настоящая историческая живопись.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 2. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г., Каменская С. Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 — 1869) // Гордость земли курской. Сборник очерков о знаменитых земляках / Сост. Шехирев М. Ф.. — Курск: Редакционно-издательский отдел Курского ЦНТИ, 1991., Булгаков Ф. И. Шварцъ (Швартцъ), Вячеславъ Григорьевичъ // Наши художники. = Наши художники. — Санкт-Петербург: Типография А. С. Суворина, 1890. — Т. II «Л — Я»., Шварц Вячеслав Григорьевич // Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII – начала ХХ века (до 1917 года). Каталог / Директор Государственной Третьяковской галереи народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ю. К. Королёв. — М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1984. — 720 с.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние