Студия И. Галереи интерьерной живописи

Сергеев Николай Александрович(1855-1919)-выдающийся российский пейзажист,академик живописи, почётный вольный общник Академии Художеств с 1887 года, один из учредителей и экспонент Общества им. А.И. Куинджи, член Общества русских акварелистов, Санкт-Петербургского общества художников.

154f4b27ba7867.jpg

Николай Александрович Сергеев родился 25 марта 1855 года в Харькове в семье мелкого служащего. Учился в харьковской Второй городской гимназии, выпускниками которой в разное время были также Генрих Семирадский(1843-1902)-выдающийся русский и польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма и Сергей Васильковский(1854-1917)- знаменитый русско-украинский живописец-пейзажист.
Первыми наставниками будущего живописца были Дмитрий Иванович Безперчий(1825-1913)-известный русско-украинский художник академического направления и педагог( ученик К.П. Брюлова), мастер жанровой живописи, и Александр Александрович Киселёв(1836-1911)- русский художник- пейзажист.
Сергеев очень усердно занимался живописью и на уроках рисования в гимназии и в свободное от учёбы время. Будучи достаточно замкнутым по характеру юношей, Николай находил в занятиях живописью возможность для самовыражения и погружения в удивительный мир образов и фантазий.
Безперчий отмечал природный талант своего ученика и всячески старался способствовать его раскрытию, хотя не все историки живописи согласны с этими утверждениями(в очерках современников нередко встречаются утверждения, что Бесперчий не обращал на своего ученика никакого внимания и никак не способствовал его творческому развитию). В том, как на самом деле происходили взаимоотношения Сергеева и его наставника в гимназии ещё предстоит разобраться….
После окончания гимназии в 1876 году Николай Сергеев отправился в С-Петербург с целью поступления в институт путей сообщения, но судьба распорядилась так, что оказался он в частной мастерской одного из самых известных русских художников-маринистов, профессора Льва Феликсовича Лагорио(1826-1905). Не последнюю роль в выборе будущей профессии молодого человека ,сыграла его юношеская мечта стать профессиональным художником, и вместо сдачи экзаменов в институт, Сергеев принял участие и с честью прошёл творческое испытание на право обучения у Лагорио. Это была уже настоящая художественная школа для молодого художника, в которой уроки и советы педагога сыграли решающую роль в художественном становлении Николая Сергеева.
Превосходный учитель, Лев Феликсович Лагорио сразу заметил выдающиеся способности своего юного ученика, и занимался с ним особенно любовно и тщательно. Сергеев ни одного дня в своей жизни не обучался ни в Императорской Академии, ни в каком-либо другом художественном учебном заведении. Всем своим образованием живописца он обязан был только одному Льву Феликсовичу, тёплые чувства к которому и безграничную благодарность сохранил на протяжении всей своей жизни..

Под чутким и благожелательным руководством профессора Лагорио, Николай Сергеев уже в конце семидесятых годов выступал как вполне сложившийся художник и начал выставлять свои картины на годичных Академических выставках. Постепенно формировался индивидуальный стиль художника. Его отличал с одной стороны свободный и лёгкий рисунок, а с другой густой и сочный мазок и необыкновенно изящный колорит.
Природа в его исполнении — это не спокойное , аморфное изображение окружающего нас мира, а нервная, подчас взрывная картина
необузданной природной страсти, разыгрываемой изображаемыми персонажами.
Николай Сергеев всегда тяготел к бурным мотивам. Ему очень нравилось изображать разгулявшееся буйство стихии со всеми симптомами и мельчайшими подробностями: пригибаемые до самой земли могучим порывом верхушки деревьев, гонимую безжалостным ветром и устремляющуюся на берег мутную воду…..
Будучи малороссом по происхождению, Сергеев всегда с особым удовольствием писал живописную природу родной для него чарующей Украины. Трудно оторвать взгляд от его «малороссийских» вещей. Невольно любуешься сидящей под деревом на берегу Десны миловидной девушкой, плетущей венок из луговых цветов, не оторвать взгляд от тяжёлого возка, который тянут по пыльной дороге запряжённые круторогие волы, заставляет сопереживать картина с усталым мужичком с поникнувшей головой глядящего на последствия беспощадного града на участке его поля.
Очень интересным был взгляд Николая Александровича Сергеева на природу. Он писал:»Пейзажист должен упражняться двояко, – во-первых, писать этюды с натуры, чтобы изучить в совершенстве анатомию природы; во-вторых, должен вдумчиво наблюдать ее и «фиксировать» в своем воображении то или другое настроение, тот или другой момент. Только при наличности второго условия художник может назваться большим, всеобъемлющим пейзажистом». И Именно этим глубоким убеждением художника объясняется то, что он, зачастую рискуя здоровьем, подолгу простаивал под проливным дождем. Ранней весною проникал в топкую и сырую глубь лесных чащ, мерзнул на зимнем и осеннем рассвете… И природа,как бы в благодарность, постепенно открывала художнику свои самые сокровенные тайны.

В 1889 году на выставке в Париже Сергеев получил «Почётный отзыв» за работу «Заглохшая река». В том же году был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени, как было сказано в высочайшем указе. » за художественную деятельность».
В 1890 году был учрежден устав Санкт-Петербургского Общества художников, в учреждении которого Сергеев принимал самое деятельное участие. С 1890 до 1903 года его картины ежегодно представляются на выставках этого общества. Одновременно с 1896 г. Сергеев участвует на выставках Императорского Общества русских акварелистов.
В 1903 году группа членов Петербургского общества художников с полным составом правления во главе, резко расходясь в мнениях с большинством членов на направление художественной деятельности и повышение достоинства общества, вышла из состава этого общества и образовала Товарищество художников. Находясь в отделившейся группе членов Петербургского общества художников, Сергеев принял деятельное участие в организации Товарищества и, по утверждении устава и открытии деятельности, выставляет свои картины на выставках этой группы.
В конце 1908 г. он был приглашен принять участие в учреждении и организации общества им А.И.Куинджи. Из многочисленных художественных произведений Сергеева наиболее известны: «Веселый шум колосьев умолк» (1885), «Пасека» (1885), «Казачья слободка» (1886), «Июль» (1887), «Лучи», «Аллея цветущей сирени», «Цветы картофельного поля» (все 1901), «Грозный контраст», (1903). Особенно интересны акварели Сергеева: «Финский залив» (1896), «Казачий двор» (1902).
В 1910 году Николай Александрович Сергеев был избран академиком пейзажной живописи.Сергеев всегда с удовольствием писал знойную и пышную природу юга и скромную и блеклую природу севера. Работы художника украшали собрание произведений из коллекции Русского Императорского дома и коллекции многих российских ценителей искусства.
Николай Александрович Сергеев скончался осенью 1919 года от тифа в Харькове. Точная дата смерти и место захоронения не известны.
В настоящее время произведения Сергеева экспонируются в собраниям многих музеев России и Украины/

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.