Студия И. Галереи интерьерной живописи

Пьетро Антонио де Ротари(1707–1762)-известный итальянский придворный живописец-портретист, работавший после 1756 года в России.

rotari_0755f9bb83a9e76.jpg

Ротари Пьетро Антонио — итальянский живописец исторического и портретного жанра, работавший в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Родился 30 сентября 1707 года в Вероне. Вплоть до 1734 учился в художественных мастерских Венеции, Рима и Неаполя, в частности у Д.Б.Пьяцетты в Венеции,Франческо Тревизани в Риме, и Солимены в Неаполе, после чего вернулся в родной город, где обучался живописи у Роберта Ауденарде и у Антонио Балестра, а затем устроил в своем доме частную академию.

Прожив затем довольно долго в Германии,с 1750 работал в Вене при дворе Марии Терезии (познакомился здесь с Ж.-Э.Лиотаром, испытав значительное его влияние), а затем в Дрездене. Писал картины на исторические, религиозные и мифологические сюжеты.
В 1756 году, был вызван ко двору императрицы Елизаветы Петровны. Оставшись в Петербурге до конца своих дней, написал здесь несколько исторических картин, множество портретов в стиле рококо и огромное количество идеальных женских головок. Вообще Пьетро Ротари пользовался большим почетом в высших сферах петербургского общества.

После его смерти, Екатерина II купила все оставшиеся в его мастерской головки красавиц и приказала разместить их частью в особой зале большого Петергофского дворца, названной «Кабинетом мод и граций», где они находятся и в настоящее время, частью в китайском павильоне в Ораниенбауме, а также в Архангельском и Кускове.
Произведения графа Пьетро Ротари манерны; колорит его не отличается большой силой, изобилует сероватыми, пепельными тонами; живопись у него — сахарная, прилизанная, но он не был лишен вкуса, чувствовал гармонию красок и обладал технической виртуозностью. Из исторических картин графа Ротари, лучшими считаются: «Благовещение» (написанное для одной из церквей Гвасталлы), «Святой Людовик Тулузский, раздающий нищим милостыню» (в церкви этого святого в Падуе) и «Бегство во Египет» (в Дрезденской галерее). Из портретов художника достойны внимания, портретные картины, изображающие Марию-Антонию, супругу саксонского курфюрста Леопольда (в Нимфенбургском дворце, близ Мюнхена), императрицу Елизавету Петровну, в черной мантилье, с черной кружевной наколкой на голове (самый похожий из всех портретов этой государыни, превосходно гравированный Чемезовым; находится в Гатчинском дворце) и Екатерины II (в Романовской галерее Зимнего дворца), а из жанровой живописи — две картины мюнхенской пинакотеки: «Девушка, доведенная до слез» и «Спящая девушка, которую молодой человек будит, щекоча ее ноздри колоском пшеницы».
Ротари прекрасно гравировал офортом. В «Allgemeines Künstler Lexicon» Налера упоминается более двадцати его гравюр; из них особенно удачны «Святая Анна, учащая юную Богородицу чтению», «Святой Людовик Тулузский» (воспроизведение вышеупомянутой падуанской картины), «Истязание Спасителя» и «Три святых монаха». Творчество Ротари оказало влияние на русских портретистов, таких как Ф. С. Рокотов, И. С. Аргунов и других художников.
Пьетро Ротари скончался в 1762 году в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 28,30, 31, «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние