Студия И. Галереи интерьерной живописи

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919)-(фр. Pierre-Auguste Renoir) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х годов фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара.

Pont-Neuf52b06f8237ee2.jpg

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был 6-м ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонара Ренуара (1799—1874) и его жены Маргариты (1807—1896).

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.
В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Анри Фантен-Латуром(1836-1904),впоследствии известным французским художник и литограф, Альфредом Сислеем(1839-1899), французским живописцем-пейзажистом английского происхождения, представителем импрессионизма, родившимся и прожившим большую часть жизни во Франции,Фредериком Базилем(1841-1870), известным французским живописцем, одним из будущих основателей импрессионизма и Клодом Моне(1840-1926), выдающимся французским живописцем, одним из булущих отцов-основателей импрессионизма. Вскоре они подружились с Сезанном(1839-1906),французским художником-живописцем,будущим ярким представителем постимпрессионизма и Камилем Писсарро(1830-1903),французским живописцем, в недалёком будущем одним из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма. Именно так сложился костяк будущей группы импрессионистов.
В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Жана Батиста Камиля Коро(1796-1875),французского художника и гравёра, одного из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма, Пьера Поля Прюдона(1758-1823), известного французского живописца и графика, Эжена Делакруа(1798-1863),выдающегося французского живописца и графика, предводителя романтического направления в европейской живописи и Гюстава Курбе(1819-1877),известного французского живописца, пейзажиста, жанриста и портретиста, считавшегося одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи .

В 1864 году Глейр закрыл свою мастерскую и обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Её приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.
Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866 год), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869 год), «Понт Неф» (1872 год), натюрморт — «Весенний букет» (1866 год), «Натюрморт с букетом и веером» (1871 год), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867 год), «Одалиска» (1870 год), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867 год).
В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра(1834 — 1892), он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит, хотя Ренуар отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Творческая карьера Пьера Огюста Ренуара прерывалась в 1870—1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.
В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Художник представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и»Ложа» (обе — 1874 год). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».

Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875 год), «Прогулка» (1875 год), «Бал в Мулен де ла Галет» (1876 год), «Обнажённая» (1876 год), «Обнажённая в солнечном свете» (1876 год), «Качели» (1876 год), «Первый выезд» (1876/1877 год), «Тропинка в высокой траве» (1877 год).

Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари’ (1878 год) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьм» (1878 год) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880 год), «Завтрак гребцов» (1881 год), «На террасе» (1881 год).
Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Источником вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883 год), «Танец в городе» (1883 год), «Танец в Буживале» (1883 год), а также такие полотна, как «В саду» (1885 год) и «Зонтики» (1881/1886 годы), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887 годы ). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго — жена художника и Сюзанна Валадон — модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло(1883-1955),известного французского живописца-пейзажиста .
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.

В 1892 году у Поля Дюран-Рюэля(1831-1922),известного французского коллекционера, связанного с импрессионистами открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина «Девушки за фортепьяно» (1892 год) была закуплена для Люксембургского музея.

Ренуар много путешествовал по Европе, ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Диего Веласкеса(1599-1660), испанского художника, величайшего представителя золотого века испанской живописи, и Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес(1746-1828),выдающегося испанского художника и гравёра, одного из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».

В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901 год). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Яна Вермеера(1632-1675),выдающегося нидерландского художника-живописца, мастера бытовой живописи и жанрового портрета и Ха́рменса ван Рейн Рембрандта(1606-1669), выдающегося голландского художника, рисовальщика и гравёра, великого мастера светотени, крупнейшего представителя золотого века .
Позднее «перламутровый» период в творчестве Ренуара уступил место «красном»», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906 год), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908 год), «Габриэль в красной блузе» (1910 год), «Букет роз» (1909/1913 годы), «Женщину с мандолиной» (1919 год).
После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.

2 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Иллюстрированная энциклопедия ”Всё о живописи – импрессионизм”(под редакцией И.И. Мосина) – Вильнюс, UAB”Bestiary”,2012г., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера ,шедевры), Габриэле Крепальди, М. :”Омега” 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Жан Ренуар. Огюст Ренуар. М., «Искусство», 1970. [перевод с парижского издания 1962 г.],М. С. Лебедянский, Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.,П. Бонафу, Ренуар. — М.: Молодая гвардия, 2010. (серия «Жизнь замечательных людей»), Н. В. Бродская, Огюст Ренуар, СПб — Бурнемут, Аврора — Паркстон, 1996 (157стр, мн.ил, 9 авт. листов текста) .

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2020. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.