Студия И. Галереи интерьерной живописи

Педро Лира(1845-1912)-известный чилийский живописец и искусствовед, яркий представитель реализма в чилийской живописи.

Педро Лира родился 17 мая 1845 года в Сантьяго в состоятельной семье известного юриста и политика Хосе Сантоса Лиры Кальво. Финансовое благополучие родителей позволило ему получить очень хорошее образование.

1254d24e7b61566.jpg

Он начал своё обучение в Национальном институте Чили в Сантьяго и в 16 лет поступил в Академию живописи, которой в то время руководил итальянец Алехандро Сикарелли.Эти учебные заведения заложили основу его гуманитарного образования. В дополнение к изучению живописи Лира также получил степень в области права в Национальном университете. Однако, интерес к живописи заставил Педро оставить свою юридическую практику и посвятить все свое время на искусству.
В 1865 году Лира начал обучение у Антонио Смита, художника-пейзажиста, который покинул Академию живописи из-за разногласий с руководством по поводу классического обучения. Под влиянием Смита Лира стал работать в стиле романтической исторической живописи.
Педро Лира входил в группу молодых чилийских художников, на чьи талантливые работы обратили внимание во время проведения Национальной выставки 1872 года.
В 1873 году он отправился в Париж вместе с женой Еленой Оррего Луко и её братом Альберто Оррего Луко. Лира жил в Париже до 1884 года, продолжая академическое художественное образование и создавая картины на исторические и мифологические темы. Здесь он в совершенстве осваивает холст, масло, офорт, рисунок и росписи. Педро Лира привлекает творчество романтического художника Эжена Делакруа и он копирует несколько его работ, в первую очередь, основанных на сюжете входа крестоносцев в Константинополь . Именно с этого момента романтическое настроение начинает преобладать в сюжетах его работ. Известность художника растёт , и он первым из живописцев Латинской Америки удостаивается чести быть представленным на Парижском Салоне. И всё же, несмотря на успех во Франции, Лира решает вернуться в Чили.
По возвращении в Чили в 1884 году Педро Лира вместе со скульптором Хосе Мигелем Бланко основывает Союз художников и принимает самое деятельное участие в создании национального Музея изобразительных искусств, который первоначально располагался на втором зтаже Конгресса в Сантьяго. Он также организовывает первую «чилийскую» художественную выставку и становится известен как критик. Работая в Союзе художников Чили, Лира заручился поддержкой правительства и пожертвовал часть своего состояния, чтобы открыть постоянное здание салона для выставок (в настоящее время — Музей изящных искусств) в Кинта-Нормаль, которое он сам и спроектировал. Он работал редактором газеты «Салон» («El Salon»), а также в Комиссии по изящным искусствам, был спонсором ежегодного салона в Сантьяго. Кроме того, он перевел с иностранных языков многие работы по истории искусств и сам писал книги и статьи на эту тематику. В 1892 году он был назначен директором Школы изящных искусств (бывшая Академия живописи) и занимал эту должность в течение 20 лет до своей смерти в 1912 году.
Педро Лира скончался 20 апреля 1912 года в возрасте 66 лет в Сантьяго, где и был похоронен.
Из четырех великих мастеров чилийской живописи Педро Лира занимает особое место. Его творчество напрямую связано с чилийским «художественным прорывом», который происходил с момента создания Академии художеств и до формирования знаменитого «Поколения 13»- творческого объединения чилийских художников, принявших участие в знаменитой совместной выставке 1913 года в залах чилийской газеты Эл Меркурио.
Его творческое наследие в чилийской живописи очень обширно. Кроме многочисленных работ, Лира был организатором первых художественных выставок в стране, написал биографический словарь художников ,перевел и опубликовал философию искусства Ипполита Тэна ,дал мощный импульс создание Музея изящных искусств в Quinta Normal, выступал как критик и педагог , прямо или косвенно повлияв на творчество большинства чилийских живописцев.
В настоящее время его главные работы выставляются в крупнейших музеях Чили, таких как Дом искусств , Музей изобразительных искусств, Дворец Ла Монеда , Национальная библиотека , Национальный исторический музей , а также во многих мировых художественных музеях.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние