Студия И. Галереи интерьерной живописи

Моризо Берта (1841–1895)
Для одной из фигур картины «Балкон», написанной в 1868 году знаменитым художником Эдуардом Мане, позировала черноволосая молодая женщина — Берта Моризо. Она тоже была художницей. Мане познакомился с ней в 1867 году, когда Моризо выставила в Салоне свою картину, изображавшую вид современного Парижа.

morisot-hide_and_seek1330194103408.jpg

Берта Моризо родилась в 1841 году в Бурже, где ее отец был префектом. Вместе со своей сестрой Эдмой она, как многие дочери состоятельных родителей в то время, брала уроки рисования. Однако начинающая художница делала такие успехи, что ее перестали удовлетворять рядовые учителя и копирование в Лувре. Берта Моризо была представлена пользовавшемуся всеобщим уважением мэтру — Камилю Коро. «Папаша Коро», как его называли, на протяжении нескольких лет давал советы молодой девушке и даже, вопреки своей обычной замкнутости, стал по понедельникам обедать у ее родителей.

В 1874 году Берта Моризо приняла участие в первой выставке художников-импрессионистов. Пройденная ею школа Коро, умение работать на открытом воздухе, интерес к современным сюжетам — все это сближало Моризо с Моне, Писсарро, Ренуаром. Но подлинным ее кумиром стал Эдуард Мане, который признавался главой нового направления в живописи. Берта породнилась с художником, выйдя замуж за его брата Эжена.

Отчасти благодаря ее посредничеству Эдуард Мане сблизился с группой импрессионистов, воспринял применявшиеся ими приемы передачи солнечного освещения.

Моризо, как и Мане, работала, заполняя холст большими ровными заливками цвета. Это отличало ее работы от произведений других импрессионистов, написанных более мелким, дробным мазком с применением разделения цветов — то есть передачи оттенков путем сопоставления положенных рядом мазков чистого цвета. На первой выставке импрессионистов Берта Моризо показала наиболее интересные из созданных ею картин — «Колыбель», «Прятки» и «Чтение». Эти работы отражали тот круг сюжетов, который и в дальнейшем был близок художнице: материнство, домашний семейный быт, отдых на открытом воздухе. У Моризо было то же сочетание портрета с жанровой картиной и с пейзажем, что и у других импрессионистов, но если Ренуара и Моне привлекала светская жизнь — общественные купальни, танцы, катание на лодках, если Писсарро запечатлевал сценки крестьянского быта, то Моризо открывала перед зрителем частную жизнь парижской дамы из обеспеченных слоев общества.

Как и другие импрессионисты, Моризо сразу столкнулась с непониманием ее работ широкой публикой. Ее бывший учитель Жозеф Гишар по просьбе матери художницы прислал такой отчет о выставке: «Когда я вошел туда, дорогая мадам Моризо, меня охватило чувство подавленности при виде работ Вашей дочери в этом нездоровом окружении… Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найти отличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны. Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у нее несколько свихнулись мозги…» Но были и те, кто понял значительность открытий импрессионистов и оценил дарование художницы. К их числу принадлежал известный критик демократического лагеря Кастаньяри, который писал о ней: «Одухотворенная до кончиков пальцев, и какое изысканное художественное восприятие именно в кончиках ее пальцев!»

Склонность Моризо к быстрым изящным заметкам с натуры раскрывалась в ее акварелях, которые поэт Поль Валери сравнивал с «дневником женщины, средства выражения которой — краска и карандаш». Моризо набрасывала фигурки молодых девушек, детей, любуясь непринужденной грацией их поз, замечая игру света на белых платьях и фартучках. В этих работах особенно заметна поэтичность, лиричность восприятия художницы, которая сама была заботливой матерью и любящей женой.

Моризо была одним из самых верных членов группы импрессионистов, она пропустила лишь одну из совместных выставок. Ее живопись составляла своеобразную грань французского импрессионизма, обладала непосредственностью и свежестью нового искусства и в то же время несла отзвук настроений сентиментализма, рокайльной тонкости восемнадцатого столетия.

В доме супругов Мане часто бывали Ренуар, Дега, поэты Анри де Ренье, Стефан Малларме. Художники, ее товарищи, высоко ценили Берту и как живописца, и как человека. В 1895 году Камиль Писсарро писал своему сыну Люсьену: «Я остался в Париже, чтобы быть на похоронах нашего старого товарища Берты Моризо; она умерла от инфлюэнцы. Ты не представляешь себе, как мы были поражены и огорчены смертью этой очаровательной художницы, с таким прелестным женственным талантом украшавшей нашу импрессионистическую группу».

strong>По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Иллюстрированная энциклопедия ”Всё о живописи – импрессионизм”(под редакцией И.И. Мосина) – Вильнюс, UAB”Bestiary”,2012г., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера ,шедевры), Габриэле Крепальди, М. :”Омега” 2008г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.